В начале 2000-х годов весть о чуде, совершающемся в Николо-Теребенском монастыре, облетела всю Тверскую область, а затем и Россию: старинные фрески, украшающие своды Никольской и Благовещенской церквей, начали оживать. День сто дня они становились все ярче, хотя к ним не прикасалась рука реставратора…
Путешествие из Москвы в Максатиху
Мы все следим за чудесами. Поэтому народ потянулся в Николо-Теребенский монастырь, ведь на первый взгляд казалось, что добраться до него совсем не сложно. Особенно из Москвы. До Твери приблизительно 200 км, затем еще чуть больше 100 км до райцентра Максатиха, а оттуда около 40 км до поселка Труженик, где расположилась обитель. Делать нечего!
Увы, в действительности путь оказался тяжел и безрадостен. Несмотря на близость к двум столицам, в окрестностях царило страшное запустение. На каждом повороте путешественников встречали полуразрушенные и умирающие деревни. Да и ехать в Тверской области приходилось по проселочным дорогам — латаным-перелатаным. Потому в обитель в итоге попадали единицы, и все они рассказывали монахиням, каких усилий им стоила поездка.
Монахини лишь улыбались. Они-то знали: путь труден лишь в первый раз. Да, дорога непростая, и без приключений редко кто обходится. Но ведь так и задумано! С их точки зрения, все было просто и понятно: когда человек едет в благодатное место, где его душа заведомо обогатится, лукавый делает все, чтобы тот туда не попал.
Господь же в свою очередь проверяет потенциального визитера, насылая на него всевозможные испытания. Так что если вы решитесь на поездку в село Труженик и достигнете цели — обители, то сможете себя поздравить: и нечистому оказались не по зубам, и проверку на прочность прошли.
Летающая икона Николо-Теребенского монастыря
Николо-Теребенская обитель возникла на берегах реки Молога неслучайно. В XV столетии село Теребени находилось в собственности богатого помещика Михаила Обуткова.
В 1492 году он задумал построить в своем родовом имении церковь в честь Николая Чудотворца. Нашел подходящее место на краю села и приказал заложить фундамент будущего храма, Согласно традиции основание собора украсили иконой Николая Чудотворца. Но утром образ оказался совсем в другом месте — на берегу Мологи.
Обутков решил, что это дело рук какого-то проказника. Помещик приказал вернуть святыню обратно, а ночью икона снова перенеслась. Утром Обутков вторично перенес образ. Так продолжалось несколько дней. В конце концов, Обутков сдался и велел построить на том месте, которое выбрала икона, деревянную церковь во имя святителя Николая.
Когда храм был отстроен, Обутков собственноручно внес в него образ и другие иконы и передал селу Теребени церковь в вечное пользование в память о себе и своем роде.
Блаженное чрево Божией Матери
С 1642 года в селе Теребени действовал мужской монастырь. Судьба его во многом повторяет судьбу других обителей, разбросанных по нашим просторам. При царской власти монастырь благодействовал. Здесь развивали ремесла, разводили скот, обрабатывали землю и выпекали такой вкусный хлеб, о котором вспоминают до сих пор.
На территории обители находилось множество разнообразных строений, связанных между собой подземными переходами. Фактически еще каких-то 100 лет назад здесь существовал еще один монастырь — подземный, где жили старцы, монахи-затворники, не выходившие на белый свет. От него уцелела одна-единственная церковь Александра Свирского — русского подвижника, которому при жизни явилась Святая Троица.
И спуститься можно только в этот храм, так как все прочие входы в подземелье засыпаны. Но зато именно там стоит икона «Блаженное Чрево» — еще одно чудо Николо-Теребенской обители, последняя надежда бездетных пар. Тем, кто уже отчаялся завести ребенка, просто необходимо приехать в монастырь и помолиться у этой иконы.
И закрепить успех обращением к Теребенской Божией Матери. Ну а у иконы Николая- угодника, поклониться которой когда-то шли со всех концов России-матушки, можно помолиться обо всем, что тревожит, в чем есть внутренняя потребность…
Клуб и птицеферма в церкви
После революции монастырь закрыли. В годы советской власти в Никольском храме размещались и спортивный клуб, и склад, и птицеферма, и даже общежитие. Разумеется, никто не собирался ремонтировать монастырский комплекс, и он потихоньку разрушался.
К началу 1990-х годов от былого великолепия уцелели лишь Никольский собор, Благовещенская церковь да настоятельский и братский корпуса. Но в 2004 году монастырь — отныне женский — вернули церкви. Его игуменья — матушка Ольга — первое время жила в келье, где в окнах вместо стекол был целлофан.
Поэтому спать она ложилась в пальто и шапке. Но постепенно старинные постройки начали восстанавливать. Привели в порядок церковь Благовещения, подремонтировали подземную церковь Александра Свирского. Матушка Ольга провела геологоразведку, и в одном только Никольском храме были обнаружены 25 склепов с монашескими захоронениями. Местные начали заходить туда все чаще и чаще, чтобы просто постоять внутри. Тут-то на стенах и показались рисунки.
Невидимый художник Алексей Гаврилович Венецианов
Поначалу к этому явлению никто всерьез не отнесся, ведь сквозь штукатурку проступили еле заметные линии. Но они становились все отчетливее, напивались красками… Создавалось впечатление, что это свежая работа какого-то художника. Однако на самом деле соборы расписывались несколько веков назад.
Предполагают, что руку к росписям приложил сам Алексей Гаврилович Венецианов, выдающийся русский художник, одно время живший в Тверской губернии. Тогда настоятели монастыря могли позволить себе такую роскошь — пригласить знаменитого мастера и его учеников для росписи храмов и щедро расплатиться за работу.
Ведь Николо-Теребенская обитель процветала. Только Тверской епархии она ежегодно отчисляла до 20 тысяч рублей — огромные деньги по тем временам. Для сравнения: корова стоила до 10 целковых, то есть рублей.
По уцелевшим фрагментам фресок можно судить, насколько богатой когда-то была роспись. Центральное место в композиции занимает икона «Тайная вечеря», именно она первой заиграла всеми красками. А потом и другие фрески стали выглядеть не хуже.
Рациональное объяснение чуда?
«Чудо», — говорили монахини. Однако специалисты, приезжавшие из Москвы, не разделили их убежденность. С подобным феноменом экспертам уже доводилось сталкиваться. И, по их мнению, он имеет вполне рациональное объяснение.
В старину часто при ремонте церквей — а Никольский храм ремонтировался неоднократно — новую штукатурку клали поверх, старой. Поэтому, когда верхний слой отваливался, обнажались росписи на нижнем слое.
Но почему фрески засияли так, будто художник только что написал их? Все дело в повышенной влажности собора, объяснили ученые. Штукатурка впитывает влагу, и краски начинают сиять как новенькие.
И все же, как бы ни хотелось объяснить феномен «самообновления» фресок в Николо-Теребенской обители с научной точки зрения, этому мешает одно но. Штукатурка в Никольском храме наносилась на кирпичные стены в несколько слоев, а уже поверх нее рисовались библейские сюжеты.
Но вот что поразительно: штукатурка слой за слоем отваливается, а росписи проступают на всех слоях грунта. Причем всякий раз контуры рисунков предельно четкие…
Правда, неизвестно, как долго посетителям Николо-Теребенского монастыря доведется любоваться на них. Ученые, исследовавшие роспись в Никольском и Благовещенском храмах, сразу предупредили: то, что явило на свет чудесные библейские сюжеты, может и убить их. Из-за высокой влажности штукатурка со временем может начать отваливаться, и тогда фрески исчезнут. И, похоже, их прогноз, начинает сбываться.
Николо-Теребенский монастырь отчаянно нуждается в реставрации, денег на которую, к большому сожалению, нет. Отец Федор (нынешний игумен обители, которая в 2020 году, после смерти матушки Ольги, снова стала мужской) считает, что «в Никольском соборе даже служить опасно». Однако надежды не теряет и верит, что когда-нибудь в Николо- Теребенский монастырь поедут верующие со всей России. И право же, обитель стоит того, чтобы увидеть ее собственными глазами.