Главная » ИСТОРИЯ » Образ матери и её роль в истории

Образ матери и её роль в истории

Образ матери всегда ассоциируется с нежно­стью, заботой и невероятной любовью к ребен­ку, но было ли так всегда? Рассказываем, как ме­нялась роль матери в истории и почему женщины порой холодно относились к своим детям.

Картина Висенте Ромеро Редондо. Материнство

Картина Висенте Ромеро Редондо. Материнство

Образ матери изменялся из века в век

Стандарты красоты тела всегда подвергались каким-либо канонам: античность воспевала стройность и атлетичность тел, Средневековье — бо­лезненную худобу и бледность, Воз­рождение — пышную телесность, а Викторианская эпоха — миниатюр­ность и изящество.

Образы и восприятие женской красо­ты менялись из года в год, из столетия в столетие, пока в XXI веке феминизм торжественно не провозгласил: любое женское тело красиво, ничто не порок.

Да, место женщины в мире и вос­приятие образов претерпело много изменений, однако образ матери не­изменно принято воспринимать как символ тепла, заботы и любви. Кажет­ся, что мать как мудрая, всегда пони­мающая и готовая выслушать ребенка женщина оставалась таковой на протя­жении столетий.

На самом деле счастливое материн­ство — это относительно новое пред­ставление роли женщины как на За­паде, так и в России. Оно менялось из века в век и таким, каким мы его знаем сейчас, стало не сразу.

«Счастливые» домохозяйки в США

Поговорим о материнстве в Аме­рике. Штаты, начало 20-го века. Ма­тери с детьми на руках легко и просто управляются с домашней рутиной, а еще шьют и пекут пироги на досуге. Кажется, жизнь домохозяйки легка и беззаботна!

Однако не все так просто. На самом деле даже семьям со сред­ним достатком приходится выживать. Мужчины работают, женщины стара­ются тоже приносить доход в дом и занимаются домашним хозяйством. А как же дети?

Счастливые домохозяйки в США. Постер 1950-х годов.

Счастливые домохозяйки в США. Постер 1950-х годов.

Ребенок сыт и одет — это­го достаточно. Проводить с ним боль­ше времени матери попросту некогда.

Таким образом, матери все боль­ше отдаляются от своих детей. Такой уклад приводит к образу «авторитар­ной матери» в 1920-х годах. Так, пси­холог того времени Джон Уотсон даже рекомендует не давать детям слишком много любви: не обнимать их, не цело­вать, не позволять сидеть на коленях.

Кстати, советские врачи-педиатры поддерживали подобную точку зре­ния: они говорили, что долгосрочная память у ребенка формируется до трех лет, а значит, матери быть рядом вовсе не обязательно.

Лишь книга Бенджамина Спока «Ребенок и уход за ним» перевернула представления в пользу любви и забо­ты. Именно Спок первым заявил, что любить своего ребенка, привязывать­ся к нему — это нормально.

Картина Джанни Стрино. Мать и дитя

Картина Джанни Стрино. Мать и дитя

Жаль, что военные годы замедлили эту тенден­цию. Декретный отпуск номинально никуда не исчез, однако за неимением иной рабочей силы являться на работу кто-то должен. Женщинам пришлось работать, а детей оставлять на пожи­лых родственников или вовсе брать с собой.

Зато все изменилось буквально спу­стя несколько лет. В 40-е годы женщин возвысили: в послевоенное время они были отважными и сильными, ведь они вопреки всему смогли совершить невозможное!

Но ненадолго: уже в 50-е их снова попытались вернуть в образы «удобных» домохозяек. О материнстве и взаимоотношениях с ребенком сно­ва перестали говорить. Так воспитание детей снова осталось где-то за кадром.

В 1960-х о детях резко вспомнили. Из них ведь кто-то должен вырастить нужных стране людей, верно? Тогда-то у матерей и появилась новая функция: теперь они должны были воспитывать детей, причем умными и успешными.

Нужно было давать ребенку как мож­но больше возможностей, проводить с ним много времени, при этом не слишком давить. Женщины должны были стать экспертами в области об­учения. Они обменивались советами, читали много книг и… медленно уга­сали. Навалившиеся обязанности при­водили их к депрессии.

В 1970-х годах женщины в США по­лучили право получать такую же зар­плату, как и мужчины, они не теряли рабочее место из-за беременности, но главное — они могли перестать быть «экспертами в воспитании».

Мама смогла стать мамой, которая ходит на работу, просит помощи у мужа, если это необходимо, и любит ребенка без всяких «потому что».

Матери до революции и в СССР

В России же о понятии материнства можно говорить начиная с XIX века. Дело в том, что в крестьянской среде женщины совмещали материнство с тяжелой физической работой.

Извест­ная фраза «Раньше бабы в поле рожа­ли, и ничего» звучит как насмешка для женщин того времени. Действитель­но, ничего, кроме того, что крестьян­ки едва успевали добраться до дома, изнемогая от схваток.

Крестьянская семья. Россия. XIX век

Крестьянская семья. Россия. XIX век

Чтобы позвать сельского врача на роды, не хватало денег, а после родов буквально через несколько часов нужно было снова идти на работу в поле. Заниматься вос­питанием было некогда.

Дворянки рожали в более благопри­ятных условиях, однако здесь тоже сложно говорить о материнстве. После родов ребенка передавали кормили­цам, гувернанткам, слугам, и, по сути, на этом предназначение матери за­канчивалось.

Само кормление грудью казалось чем-то низменным, живот­ным, не подобающим юным аристо­краткам, из-за чего регулярно нанима­ли кормилиц.

В XIX веке начали появляться медицинские статьи о родах и акушерстве, тем более на эти годы пришлось раз­витие женского движения и дискус­сий о женской эмансипации. Однако представления о материнстве были очень далеки от современных.

Советские плакаты о семье

Советские плакаты о семье

Жен­щины были несчастливы: они мало знали о своем теле и сексуальности, иногда полагая, что забеременеть можно от поцелуя, а также пережива­ли по поводу изменений в своем теле после родов.

Переломные моменты в развитии материнства наступили в советские годы. В 20-е годы прошлого века нео­жиданно заговорили о том, что мате­ринство — это не для всех. Оно может помешать работать на благо великой нации, поэтому у женщины должен быть выбор.

Разрешили аборты и отказ от ребенка, если женщина не может его воспитывать, заговорили о том, что женщины могут «и на трактор, и на за­вод, и стрелять, и самолеты водить»…

Правда, рожать детей все же кто-то тоже должен. Спустя пару десятилетий «страна советов» увидела новый образ женщины: героиню, которая успевает делать все: и работать, и ухаживать за семьей.

Вместе с тем идея о том, что с ребен­ком нужно проводить время, любить его и дарить материнское тепло, еще не была развита. Воспитание можно было перепоручить бабушкам и де­душкам, а если таковых не имеется, то государству: даже двухмесячного ма­лыша можно было отдать в круглосу­точные ясли.

Борис Чередин. Уснул. Картина

Борис Чередин. Уснул. Картина

Забавно, что, переложив часть ро­дительских обязанностей на государ­ство и обрисовав, какой должна быть мать, совершенно забыли об отцах.

Им изначально не отвели роль в воспита­нии, а после многочисленных войн, когда мужчины либо умирали в бою, либо возвращались с фронта, не сумев восстановиться и социализировать­ся, уход за ребенком полностью лег на женские плечи.

Только в последние де­сятилетия, благодаря блогам, форумам и СМИ, женщины начали открывать­ся друг другу, делиться проблемами и осознавать, что взваливать родитель­ские обязанности только на одну себя практически невозможно.

Часть забот по уходу за ребенком так или иначе должны брать на себя отцы, но пока что ни государство, ни общество к этому не готовы.

Мужчина в понимании боль­шинства должен оставаться сильным и непоколебимым, и пока стандарты му­жественности таковы, воспитание де­тей полностью ложится на женщин.

 

Оставить комментарий