В начале 1930-х он был кумиром всего СССР, мало уступая в популярности самому товарищу Сталину. Отто Юльевич Шмидт вклад в историю внес неоценимый.
Он не только превратил «покорение Арктики» во всенародный проект, но и для целого поколения стал символом интеллигентности и мужества. Импозантная внешность и загадочная биография добавляли интереса к этой личности. Академик Отто Юльевич Шмидт – самая известная борода Советского Союза сталинских времен. В этом году исполнилось 130 лет со дня его рождения.
Математик и комиссар
Потомок немецких колонистов, он с юности проявлял поразительную целеустремленность. В 14 лет составил план на всю жизнь: когда и какие книги прочесть, какие науки изучить, каких высот достичь… И многое из этого наброска сбылось! По крайней мере, он добился и всесоюзной, и мировой славы, всегда действуя на грани авантюры. В университете его считали способнейшим математиком. Эту науку он не бросал всю жизнь, хотя после революции и сменил сферу деятельности — работал в Комитете науки при Совнаркоме, заведовал Государственным издательством, занимался организацией реформы образования, был одним из основателей Большой советской энциклопедии… Но настоящая слава настигла его не в кабинете.
От Памира до Арктики
Все началось с того, что молодой математик и энергичный советский чиновник от просвещения Отто Шмидт заболел туберкулезом. Ему посоветовали больше времени проводить в горах — в Крыму, на Кавказе. Шмидт прошел курс альпинизма и оказался способным «покорителем вершин». Ни о каком Севере он тогда и не помышлял, а позже говаривал: «Хочешь стать хорошим полярником — полезай сначала в горы». Вскоре он возглавил экспедицию на Памир. Документальный фильм об этом восхождении попался на глаза большим руководителям, возможно и самому Сталину.
Они навели справки о Шмидте и решили, что этот высокий энергичный ученый может возглавить и политически важнейшую экспедицию на Землю Франца-Иосифа, в пространство Северного Ледовитого океана, на ледокольном пароходе «Георгий Седов». Туда отправились и Владимир Визе, и Рудольф Самойлович — опытные полярники. Но начальником экспедиции назначили Шмидта. Ему доверяли. А он ничуть не испугался ринуться на Север. Было важно заявить права нашей страны на Землю Франца-Иосифа, поэтому Шмидта называли, помимо прочего, «правительственным комиссаром архипелага Франца-Иосифа». Он открыл там, в бухте Тихой, полярную геофизическую обсерваторию, которая действовала много лет. И поднял над заснеженным островом красное знамя.
Через год Шмидт возглавил вторую арктическую экспедицию, которая принесла немало географических открытий. В 1932 году наш герой стал начальником Главсевморпути при Совнаркоме СССР. Эта должность была куда выше министерской! И превратил ее в таковую сам Шмидт, знавший толк не только в науке, но и в агитации, и в пропаганде. Вся страна узнана слово «Севморпуть»!
Поражение в победу
Год 1932-й принес победу: новая экспедиция под руководством Шмидта впервые в истории за одну навигацию преодолела весь Северный морской путь от Мурманска до Владивостока. Вдоль северных берегов страны началось постоянное судоходство. В следующем году Шмидт решил повторить этот успех на пароходе хотя и предназначенном для навигации во льдах, но не являвшемся ледоколом. Имя этого корабля стало известно всему миру — «Челюскин». Он, как известно, погиб, раздавленный льдами. Однако все челюскинцы уцелели. Только завхоз Борис Могилевич — один из всей команды — не пережил крушения: его сбила с палубы катящаяся бочка, и он исчез в холодных водах. Остальные 104 человека высадились на льдину, разместившись в заранее разбитом лагере.
Никто и никогда не обвинял Шмидта в том, что он не уберег «Челюскина»: поражение превратили в победу. Да он и выглядел настоящим героем. Проводил исследования, даже находясь на дрейфующей льдине. Читал товарищам лекции по математике и географии. Мучился от сильнейшей пневмонии, но при этом оставался душой компании, не унывал, ждал подмоги.
Найти ледовый лагерь посреди Чукотского моря было непросто. Его искали с 13 февраля, но только 5 марта полярный ас Анатолий Ляпидевский обнаружил шмидтовцев. Спасти удалось всех!
Отто Юльевич Шмидт. Вклад в историю новин
В СССР, да и во всем мире, спасение челюскинцев было воспринято как триумф беспримерного мужества советских асов и, конечно же, самих участников экспедиции. В народе запели на манер «Мурки»:
Здравствуй, Леваневский!
Здравствуй, Ляпидевский!
Здравствуй, лагерь Шмидта,
и прощай!
Да что там «Мурка», когда про походы Шмидта даже новины (былины, посвященные современности) стали сочинять! Сказительнице Марфе Крюковой принадлежат следующие строки:
Дружина-то их вся хоробрая,
Во главе богатырь –
Поколен-борода
Да капитан у них Умна-голова.
Приехали удалы молодцы в царство
датское.
От народа от нашего, советского,
Поколен-борода да капитан удалой
Недолго побыли, да много видели
Наши удалые добрые молодцы:
Что товар у них продать некуда
И рабочие там все голодные.
Богатырь Поколен-борода — это, разумеется, Шмидт. Конечно, сегодня подобный текст невозможно читать без улыбки. Но тогда эта и другие новины сыграли немалую роль в прославлении «сталинских соколов» и прочих героев советского времени в крестьянских массах. Там понимали именно такой, эпический язык.
Красный Колумб
Эпопея челюскинцев сделала Шмидта по-настоящему знаменитым. Ведь именно тогда в его честь появилось новое имя — Оюшминальда. то есть Отто Юльевич Шмидт на льдине. А его самого называли Красным Колумбом, ведь он открыл для всего мира Арктику. Или, точнее, создал систему и команду, которые сделали эти прежде недоступные пространства ближе к цивилизации. Прежде всего к советской.
Отставной Герой
Следующий подвиг богатыря — организация дрейфующей станции «Северный полюс- 1» во главе с Иваном Папаниным. Шмидт подготовил это опаснейшее путешествие, вместе с папанинцами приледнился в районе полюса, провел митинг и вернулся в Москву. А через 274 дня героев сняли с льдины и на ледоколах доставили на Большую землю. Эту операцию тоже организовал Шмидт, за что и удостоился звания Героя Советского Союза.
Казалось бы, триумф за триумфом! Но постепенно Шмидт поднадоел правительству. Познав сладость славы и власти, он стал держаться несколько независимее, чем это требовалось в конце 1930-х годов. На месте начальника Главсевморпути его сменил другой полярник — Иван Папанин. Человек более простодушный и дисциплинированный. Тогда в народе родилась частушка:
Примеров много есть на свете,
Но лучше, право, не найти.
Снял Шмидт Папанина с льдины,
А тот его с Севморпути.
Именем Шмидта
Шмидт ушел в науку и продолжил заниматься своим детищем — энциклопедией. А еще увлекся космогонической теорией возникновения мира: он все-таки оставался академиком! Группа Шмидта разработала концепцию образования Солнечной системы в результате конденсации газово-пылевого облака, Между прочим, эта теория получила мировую известность. Ее и сегодня можно встретить во многих учебниках…
Отто Юльевич так и не залечил до конца свой туберкулез. Он и свел в могилу этого сильного человека в 65 лет.
Имя Шмидта носят остров в Карском море, полуостров, расположенный в северной части Новой Земли, мыс на побережье Чукотского моря, а еще перевал и одна из вершин горной системы Памир. Именно о такой славе, впечатанной в географию планеты, он и мечтал. На меньшее Отто Шмидт вряд ли бы согласился…
Любимец женщин
Кроме славы и науки. Шмидт очень любил женщин, а те — его. Первой супругой Отто Юльевича была врач Вера Яницкая, основоположник советской дефектологии. Но с ней он развелся ради литературоведа Маргариты Голосовкер. От обеих жен у него было по сыну. Во время плавания на «Челюскине» Шмидт увлекся Александрой Горской, которая работала на пароходе уборщицей. Та тоже родила ему ребенка. Полярник не стал разрушать брак с Голосовкер, но сына Сашу признал, дав свою фамилию.
Со всеми детьми у Шмидта сложились прекрасные отношения. Достаточно сказать, что все трое не отходили от его постели, когда Отто Юльевич умирал на своей даче под Звенигородом.