Проблемы во взаимоотношениях между поколениями возникли вместе с человечеством. Как разделить поколения людей по годам и почему между ними возникает недопонимание, недоверие, скепсис, раздражение и возмущение даже в кругу дружной семьи испытывают все, и каждый считает себя правым. «Подрастешь — поймешь!» — эту фразу в свой адрес слышали все. Но так ли это?
Конфликты между представителями разных возрастов отличаются от других тем, что они никогда не прекращаются.
Теория поколений
Поколения людей по годам в России
Они как масло и вода, которые не смешиваются. Теория поколений — это не отвлеченные рассуждения высоколобых очкариков, а инструмент, позволяющий с большой точностью прогнозировать цели и приоритеты всех возрастных слоев. Кстати, социологи, политики и маркетологи обязательно. учитывают возрастной состав общества.
Свои «Поколенческие календари» составили ученые из Оксфорда, исследовательского центра Pew и некоторые другие. Есть они и в России, хотя к единому мнению по датам наши исследователи пока не пришли. Начало и конец периодов у всех несколько отличаются, но выводы — с учетом культурного, исторического и социального контекста — полностью совпадают.
Сегодняшнюю российскую семью условно можно представить так: «молчаливое поколение» — дедушки и бабушки: следом идут беби-бумеры — папа и мама; сын и/или дочь — поколение X, их дети — поколение Y Уже топают по улицам и дети людей Y— поколение альфа.
Молчаливое поколение
Поколение, родившееся с 1928 по 1942 год — самое малочисленное за весь прошлый век. На его долю пришлись бедность, репрессии, страшная война, голод. Тотальная цензура, риск угодить за решетку за неосторожно сказанное слово приучили их держать язык за зубами и не выделяться из общей толпы — отсюда и название.
Их отличают трудолюбие, законопослушность, вера во власть, терпение, привычка жить только по правилам, осторожность, запасливость и бережливость. Ценят семейные устои — большинство прожило одним браком. Для них главное — причастность к грандиозным свершениям, именно их руками было построено мощное советское государство.
Беби-бумеры
Родившиеся в 1943—1962 годы — одно из самых многочисленных сообществ, получившее свое название из-за бума рождаемости сразу после Второй мировой войны. У нас его называют поколением холодной войны. Их мировоззрение формировалось на фоне послевоенного восстановления страны и развенчания культа Сталина, хрущевской оттепели и покорения космоса, бесплатного образования и здравоохранения.
Они первыми получили доступ к ранее запрещенным фильмам и книгам, стали участниками и свидетелями выдающихся спортивных достижений. В целом это оптимисты, верящие в справедливость и силу коллектива. Главные виды спорта: волейбол, футбол и хоккей, лучший отдых — дикий туризм.
Сторонники рационального потребления, поскольку основным драйвером формирования ценностей был тотальный дефицит. Трудоголики, разрывающиеся между личной жизнью и работой, они разводились чаще, чем их предшественники.
Это основные потребители традиционных медиа — телевидения, радио и газет. Трудно привыкают к новым технологиям, при этом 80% бумеров пользуются Интернетом.
Люди X
Поколение, родившееся в 1963-1981 годы. Его еще называют потерянным: призванные стать строителями светлого будущего, они разочаровались в коммунистических идеалах, но и сегодняшние ценности у них вызывают отторжение. Они готовы к любым изменениям и первыми признали равноправие между полами.
Привыкшие с детства к самостоятельности, эти люди стали первыми предпринимателями в стране, в чем большая заслуга их родителей — беби-бумеров, которые приучали своих чад к трудностям взрослой жизни, считая такое воспитание единственно верным.
Взгляды людей X формировались во время войны в Афганистане, перестройки и падения железного занавеса, они первыми столкнулись с массовым наплывом наркотиков и СПИДом. Пережившие развал Союза, сложные 1990-е, девальвацию сбережений и финансовые кризисы 2000-х, они убеждены в том, что «каждый сам за себя».
Индивидуалисты, оценившие преимущества вдруг появившейся свободы. Особое место занимают женщины, которые первыми из всех поколений добились финансовой независимости.
Люди X не ставят во главу угла традиции и семейные ценности — среди них отмечено максимальное количество разводов, и даже спорт предпочитают индивидуальный: фигурное катание, гимнастику, единоборства, лыжи, большой теннис.
Карьеризм, осуждаемый их предшественниками, стал в их жизни важным фактором. Лучшая работа — это уже не Север, не грандиозные стройки и не металлургические гиганты, а та, где можно эффективно использовать свои способности и профессиональные навыки.
Стабильное финансовое положение и минимум метаний — от младших должностей к верхам, и все в одной сфере — вот формула жизни поколения X. Патриотизм у этих людей тоже отличается от родительского — это результат поездок по всему миру. Родина для них не страна в целом, а место рождения или становления, семья и узкий круг друзей. Это поколение делает выводы самостоятельно, анализируя информацию, получаемую отовсюду.
Они дорожат временем и при покупке лекарств выбирают сильнодействующие. Именно на поколении X держатся весь фастфуд и производство полуфабрикатов. Это вызвано и тем, что на них лежит самая большая ответственность: они вынуждены помогать и родителям, и детям — их даже называют поколением сэндвича. Тут уж не до выпечки пирожков…
Поколение Y или миллениалы
Поколению Y или миллениума, появившемуся на стыке тысячелетий (годы рождения 1982-2000), сегодня от 22 до 40 лет. Ставшее, вопреки того как развивалась история школы и образование в России, платным не позволило многим реализовать свою мечту.
Они информационно насыщены, являются главными потребителями новейших технологий — от бытовой техники и мобильного Интернета до возможности проникнуть в такие информационные глубины, о которых до них и не помышляли. Это жертвы постоянного напряжения из-за проблем экологии, пандемии, отсутствия внятных перспектив и стабильного будущего.
Поколение Y находится в бесконечном поиске места в жизни и часто меняет работу. Между любимым делом и доходом выбирают второе. При этом ничто не должно мешать их свободе, а о создании семьи начинают думать после 30 лет.
В отличие от бумеров и людей X, для которых признаком успешности были югославская стенка, дача и машина, это поколение считает главным впечатления и удовольствие: лучше путешествовать, заниматься фитнесом и хорошо выглядеть, чем скучно копить на квартиру.
Они стараются иметь самые современные гаджеты, автомобили и модный гардероб, любят отдыхать с комфортом. Главное отличие от предшественников — зависимость от Интернета и соцсетей.
Зумеры
Поколение 2001-2016 годов рождения. Они ни дня не жили без Интернета, для них онлайн и офлайн — единое целое. Это самое технически насыщенное поколение из всех. Фермерство, заводы и шахты им не интересны, они хотят стать профессиональными блогерами, планируют выучиться на программистов или заниматься бизнесом. Друзей и спутников жизни находят в Сети.
Альфовцы
Наконец, самое молодое поколение (начиная с 2017 года рождения) — это хоумлендеры (домоседы). Они играют не на улице, а в Интернете. Альфа будут жить в условиях, совершенно чуждых бумерам и людям X.
Старшие им не нужны — наставниками станут цифровые технологии, искусственный интеллект и человекоподобные роботы. Альфовцы будут уделять особое внимание своему здоровью и экологии, ориентироваться на науку и медицину, менять профессиональную сферу каждые 10-15 лет.
Дипломы утратят свое значение, цениться будут навыки и умения, которые можно получать самостоятельно. Альфу ждет жизнь «за стеклом» — каждый их шаг будет зафиксирован и доступен для властей и высокотехнологичных корпораций.