Третье кругосветное путешествие Джеймса Кука. С одной стороны – доброжелательные аборигены, почитавшие капитана наравне со своими вождями. С другой – расчлененное тело Кука и отделенное от костей его мясо. Что произошло?
Капитан Джеймс Кук
Джеймс Кук был великим английским мореплавателем. Он совершил два кругосветных путешествия, был строгим и справедливым капитаном, требовавшим железной дисциплины и чистоты от матросов. Когда многие боялись отправляться в длительное путешествие по Тихому океану из-за цинги, Кук об этой болезни даже не переживал. Всё из-за того, что капитан держал руку на пульсе.
Задолго до открытия витамина С шотландский врач опубликовал «Трактат о цинге». В нём он говорил, что надо изменить рацион и добавить в него фрукты, тогда и цинга не страшна. Кук последовал мудрому совету врача: на любой земле, где бы ни останавливался корабль Кука, везде капитан всеми силами добывал и обменивал у местных фрукты для своей команды.
Квашенная капуста спасла от цинги команду Кука
Но так как фрукты долго не хранятся, им быстро была найдена замена – квашеная капуста. В то время это блюдо не считалось лакомством среди англичан, поэтому надо было как-то заставить всю команду её есть. Кук пошел на хитрость. Он ввел капусту только в офицерский рацион. Естественно, увидев это, остальные матросы стали возмущаться и потребовали, чтобы и им начали давать капусту. Кук «сжалился» и приказал выдавать квашеную капусту всей команде. Таким образом, за все экспедиции от цинги никто не умер.
Кук и туземцы
В отличие от своих коллег-капитанов, Кук был очень дружелюбным с аборигенами. Он пытался договориться с жителями островов и обменом получить от них еду. Он очень редко проявлял силу к местным жителям. В своей первой экспедиции Кук познакомился с культурой и жизнью полинезийцев.
Древесина у них была в дефиците, полезных ископаемых не было. Поэтому о каком-либо обмене с аборигенами, кроме как пищи, можно было забыть. Однако Кука удивило -мастерство мореплавания аборигенов – они были отличными навигаторами. Это и оценил Кук в своих путешествиях, и даже взял одного из них на своё судно. Тот показывал маршруты между островов, делился с командой информацией о течениях и ветрах и даже довел корабль Кука до Новой Зеландии.
Роковое путешествие Кука
В свое третье кругосветное путешествие в 1776 году Кук вел свою команду к Канаде. Навигаторов-полинезийцев с ним уже не было. Во время этого плавания Кук открыл роковые для себя Гавайи. Местные жители островов не контактировали со своими соседями по другим полинезийским островам – до них было далеко, поэтому наблюдались некоторые различия в культуре и языке.
Но было много и похожего. Выяснилось, что язык гавайцев похож на таитянский, которым команда Кука овладела в предыдущих путешествиях.
Поэтому им не составило труда найти общий язык с местными жителями. Аборигены, в свою очередь, тепло приняли всю команду. Они легко шли на контакт с англичанами, как и охотно шли на обмен. У англичан и местных сложились хорошие отношения. Через две недели, в начале февраля 1778 года, команда отплыла от острова.
Спустя больше чем полгода, в ноябре, команда вернулась на острова для зимовки. Аборигены встречали Кука как почетного гостя и даже подарили накидку из красных перьев, которую носили только вожди. А на пирах его сажали на самое почетное место. Видимо, Кук очень сильно впечатлил аборигенов, раз его – чужестранца – принимали как вождя.
Взаимовыгодный обмен происходил во всех сферах, даже в сексуальной: у гавайцев не было запретов на половую связь с незамужними. Этим с радостью пользовались матросы. Несколько месяцев команда перезимовывала на островах, и вплоть до отплытия в феврале 1779 года у моряков с местными оставались дружественные отношения.
После отплытия моряки попали в шторм. Корабль потерял мачту. Капитан принял вполне логичное решение вернуться к дружелюбным аборигенам, починить корабль и отправиться обратно домой. Если бы они этого не сделали, то потеряли бы в скорости.
Однако кто бы мог подумать, что их на островах не ждали. Аборигены, некогда дружелюбные и милые, стали совершенно другими людьми. Они обходили стороной моряков и не разговаривали с ними, полностью игнорируя англичан. Зато могли что-то украсть по мелочи. Зря капитан не обратил на это внимания.
Для Кука стояла задача – починить корабль, поэтому он приказал срубить несколько деревьев. Рубка деревьев, которые кому-то могли принадлежать или вообще были священны, сильно обидела гавайцев. Поэтому они украли шлюпку и позже совершили еще несколько небольших краж. Это капитану уже было не по душе. Кук послал матросов вернуть украденное.
Но на них напали аборигены, и морякам не оставалось ничего, кроме как сделать оттуда ноги. Тогда капитан решил прибегнуть к силе. Однажды у него это сработало. Надо было всего лишь похитить вождя, а потом потребовать вернуть все украденное обратно. Но сила работает не всегда, а хитрость капитана сыграла с ним злую шутку.
Кук пригласил вождя на корабль. Вождя все отговаривали идти, но он все равно пошел к англичанам. Однако перед посадкой в лодку он почувствовал неладное и не стал в нее садиться. Тогда Кук стал силой уводить вождя. К нему присоединились матросы. Аборигены, увидевшие это, вступились за своего лидера. В результате этой схватки капитан Джеймс Кук и четверо матросов были убиты. Тело капитана гавайцы унесли в свое селение. Позже они все-таки отдали англичанам их капитана: сначала его сваренное мясо, а потом уже и часть костей: руки, ноги и череп.
А съели ли Кука?
Конечно, когда приносят кости и вареное мясо, первая мысль – аборигены съели Кука. Подтверждением было и то, что некоторые полинезийцы устраивали человеческие жертвоприношения, а в Новой Зеландии еще и ели людей. Однако у гавайцев такого не было. Так что же произошло? Для начала немного углубимся в их культуру и традиции.
Гавайцы верили, что всему хорошему, что есть у человека, надо быть благодарным особой магической силе – мане. В ком-то ее больше, в ком-то меньше. После смерти она не исчезает, а остается в теле человека, а именно в его костях.
Из-за того, что все люди делились у гавайцев на четыре касты: алии (вожди), тахуна (ремесленники), макааинана (земледельцы) и каува (самая низшая каста), кости людей ценились по-разному. В костях алии было очень много маны, из-за этого вождей не хоронили. Наследники делили между собой самые ценные, т.е. самые магические части тела. Мясо, в котором не было магической силы, срезалось, а вот чтобы было легче отделить мясо от костей, расчлененное тело варили.
Жители островов были политеистами, иначе говоря, они верили в нескольких богов и богинь из одного пантеона. Все боги имели свой характер, свое время и место. Именно поэтому в разное время аборигены могли даже думать по-разному. Вопросы добра и зла у них могли меняться в зависимости от сезона и главенствующего бога.
Взгляд с другой стороны
Итак, мы знаем точку зрения англичан, немного знаем о культуре гавайцев. Давайте теперь проследим за ситуацией с точки зрения жителей островов.
В первые два раза корабль капитана Джеймса Кука приходил в очень хорошее время – сезон Макихики. У гавайцев это длинный фестиваль, посвященный Кайкилани, жене Лоно. Лоно – бог ветров и плодородия, из ревности убивший жену и учредивший этот фестиваль в ее честь. В этот период, а это целых четыре месяца, примерно с октября-ноября до февраля-марта, у гавайцев действуют строгие запреты на конфликты и убийства.
Тем более прибытие Кука было похоже на обряд в честь Лоно: корабли огибали остров точно так же, как во время богослужения обходят алтарь Лоно. К тому же паруса напоминали ритуальные предметы, которые использовались во время богослужения. Возможно даже, Кука приняли за посланца Лоно.
Когда же команда вернулась ради починки корабля, начался другой сезон – сезон бога войны. Местные стали с подозрением относиться к Куку. Ведь он посланец Лоно, который прибыл не в свой сезон и в залив Лоно, а это неправильно, это было табу во время бога войны. Последней каплей стал тот факт, что вождя коснулись простые матросы. Гавайцы очень строго соблюдали кастовое деление и не могли позволить, чтобы к вождю кто-то прикоснулся, кроме такой же алии. Из-за этого началась потасовка, в которой и был убит Джеймс Кук.
Тело капитана, по версии гавайцев, содержало очень много того самого магического вещества, маны, ведь он командовал таким количеством людей. Поэтому они унесли тело Кука и разделали, чтобы сохранить хоть каплю маны такого великого человека. Когда англичане потребовали отдать тело капитана, гавайцы сначала отдали мясо, думая, что этого хватит. В нем практически нет маны, поэтому аборигены легко отдали его.
Но этого англичанам не хватило, и они попросили кости. Аборигены восприняли это по-своему и вернули только те части тела, в которых содержалось очень много магического вещества: кости рук, ног и череп. Остальное местные оставили себе. Спустя долгие годы они все-таки вернули оставшиеся кости Кука англичанам.
* * *
Что мы можем почерпнуть из этой истории – не надо лезть со своими правилами в чужой монастырь. Всегда следует уважать и даже соблюдать правила местных жителей, особенно если вы находитесь где-то за рубежом. Когда-то несоблюдение правил стоило капитану Куку жизни. Если бы Джеймс Кук хотя бы немного интересовался религиозной составляющей аборигенов, возможно, он смог бы завершить свое третье кругосветное путешествие в сохранности и целости…