Главная » ГЕОГРАФИЯ » Почему вулкан Фудзияма символ Японии

Почему вулкан Фудзияма символ Японии

Вулкан Фудзияма считается символом Японии и красивейшим вулканом в мире. Самая высокая гора в Стране восходящего солнца символизирует воплощение связи древних традиций и современных принципов жизни.

Почему вулкан Фудзияма символ Японии

Почему вулкан Фудзияма символ Японии

Фудзияма отличается редкой для природного объекта симметрией, поэтому японцы считают ее эталоном кра­соты. К ней за вдохновением приходят поэты и художники, а туристы – чтобы просто полюбоваться местными красотами.

Вулкан Фудзияма – на стыке литосферных плит

Вулкан Фудзияма расположен на острове Хонсю в 90 километрах к юго-­западу от Токио. В особо ясные дни гору даже видно из японской столицы. Высота вулкана достигает 3776 метров.

В 2013 году он был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как объ­ект культурного наследия и источник художественного вдохновения. В настоя­щее время вулкан является малоактив­ным – с 781 года было зафиксировано 12 его извержений, самые мощные из которых случились в 800 и 864 годах.

Во время последнего извержения, про­исходившего в 1707-1708 годах, улицы города Эдо (современный Токио) покры­лись слоем пепла толщиной 15 см. Ныне Фудзияма спит, хотя вулканологи говорят, что пробуждение возможно.

В доисторические же времена вулкан бушевал не на шутку. Изучая карту, уче­ные установили, что гора Фудзи располо­жена на линии Тихоокеанского огненного кольца и непосредственно под ней нахо­дится стык сразу трех литосферных плит. Этим и обусловлена сейсмическая актив­ность местности.

История Фудзиямы началась при­мерно 80 000 лет назад. На месте тек­тонических разломов здесь постоянно бушевали действующие вулканы, кото­рые извергались настолько часто, что существовали порой всего несколько десятков лет, разрушаясь от собствен­ной чрезмерной активности.

Наиболее значимыми в этой череде были Сен-Комитакэ, Комитакэ и Старый Фудзи. Юный Фудзи, привлекающий в наши дни потоки туристов, образовался около 11 000 лет назад.

Горячая лава, непрерывно сочив­шаяся из широких расщелин, перекрыла путь мирно текущим рекам – так обра­зовались пять озер, ставших одной из красот местной природы: Яманака, Ка­вагути, Сай, Седзи и Мотосу.

Фудзи в 2013 году он был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО

Фудзи в 2013 году он был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО

Вершина горы десять месяцев в году покрыта снегом. Именно июль и август, когда снег стаивает, являются разрешен­ным временем для альпинизма.

Интересно, что Фудзи является част­ным владением, он находится в собст­венности синтоистского Великого храма Хонгу Сэнгэн, в стенах которого хранится дарственная от сёгуна Токугавы Хид- этада, датируемая 1609 годом.

Храм этот ныне расположен на вершине горы, там же находятся почтовое отделение и ме­теорологическая станция. Вокруг горы раскинулся национальный парк Фудзи-Хаконэ-Идзу, красоты которого посто­янно влекут к себе путешественников.

Добраться до самой высокой горы Япо­нии не составит труда. Из Токио к ней регулярно отправляются скоростные пас­сажирские поезда и комфортабельные автобусы, быстро доставляющие любо­пытствующих к пункту назначения.

Легенды о горе Фудзи

Вулкан одним лишь фактом своего су­ществования заставляет людей обожеств­лять его. Первыми эту гору начали богот­ворить люди племени айну, которые дали ей имя своей богини огня Фудзи.

Впро­чем, существуют другие версии происхож­дения названия – «безмерное богатство», «благородный человек», «бессмертие», «гора, стоящая стройно подобно рисо­вому колоску», «радуга», «глициния», «не­сравненная» и другие.

Ни одна из версий не признана окончательно верной. Назва­ние Фудзияма, столь распространенное на Западе и в России, в самой Японии не употребляется – там ее называют Фудзи­сан, то есть «Фудзи-гора».

Хозяйкой вулкана японцы считают бо­гиню горы Конохана-Сакуя-химэ, почитаемую как символ чистоты, супружеской верности и мимолетности человеческой жизни, подобной цветку сакуры.

Хозяйка вулкана Фудзияма бо­гиню Конохана-Сакуя-химэ

Хозяйка вулкана Фудзияма бо­гиня Конохана-Сакуя-химэ

Легенды рассказывают, что в незапамятные вре­мена, когда Конохане вышла замуж за бога Нинигино, она уже на следующий день после свадьбы сообщила супругу, что забеременела. Тот заподозрил ее в неверности, чем страшно обидел и воз­мутил – ведь брак их был основан на вза­имной любви.

Тогда богиня замуровала себя в хижине и поклялась поджечь ее во время родов.

«Если разрешусь от родов благополучно и не сгорю – я невинна», – заявила Конохане мужу.

Так и вышло: в день родов богиня подожгла жилище, но пламя не причинило ей вреда.

Коно­хане родила троих сыновей и простила пристыженного ревнивца Нинигино. Со­хранились сведения, что один из их сыно­вей стал дедушкой первого императора Японии, потомки которого царствуют по сей день. Печально лишь, что сбылось пророчество отца Конохане, изреченное им в день свадьбы:

«Священная жизнь потомка небесных богов недолговечной будет, подобно цветам на деревьях».

В честь рано ушедшей из жизни Ко­нохане на склонах горы Фудзи ежегодно устраивают «огненный праздник» Хима- цури, во время которого вся гора пылает кострами и освещается фейерверками.

В народном сознании Фудзи вот уже свыше 2000 лет является святыней, го­рой даосских бессмертных, обителью горных божеств ками, сошедших с небес, местом средоточия духов умерших, уеди­нившихся с целью очищения и превра­щения в ками.

Синтоисты возвели свой первый храм на Фудзи еще в начале IX века и верят, что гора связывает небо и землю, а буддисты убеждены, что древ­няя тропа, скользящая по ее склону на высоте 2500 метров, ведет в иной мир.

Молва упорно твердит о том, что в самом жерле вулкана горит эликсир бессмер­тия. На самом деле в жерле давно ничего не горит и дым оттуда не идет, это лишь людская память о былых извержениях.

Китайский император Цинь Шихуанди

Китайский император Цинь Шихуанди

Любопытно, что об этом мифическом эликсире бессмертия был наслышан еще первый китайский император Цинь Шихуанди, который дважды безрезультатно отправлял за ним в Японию своего при­дворного мага и гадателя Сюй Фу, а под конец жизни лично возглавил морскую экспедицию к ее берегам, тоже закон­чившуюся неудачей.

Место духовной важности

Принято считать, что первым че­ловеком, взошедшим на Фудзи, стал в 663 году некий безымянный японский монах. В старину на гору паломники поднимались редко, ибо императорский двор начиная с 794 года находился в Хэйане (Киото), и японские владыки с под­данными совершали паломничества к расположенным рядом со столицей «Трем священным горам Кумано».

Впро­чем, в Японии реальной властью обла­дали не императоры, а сёгуны. С тех пор как сёгун Токугава Иэясу перенес свою резиденцию в близкий к Фудзияме город Эдо, все последующие сёгуны и члены их правительств стали поклоняться ей.

К прекрасной святыне переместилась и вся культурная жизнь Японии. С XVIII века число паломников на Фудзи значи­тельно возросло: эти богомольцы взбира­лись на гору, запасались в храмах святой водой, купались под водопадами.

Здесь следует упомянуть, что извест­ный аскет Хасэгава Какуге (1541-1646) в свое время совершил более 100 вос­хождений на Фудзияму. Его подвиги привели к образованию Фудзи-косинто-буддийской секты поклонников прекрасной горы.

Сёгун Токугава Иэясу перенес свою резиденцию в близкий к Фудзияме город Эдо

Сёгун Токугава Иэясу перенес свою резиденцию в близкий к Фудзияме город Эдо

Сектанты строили свя­тилища, возводили каменные монументы и регулярно соблюдали пост в знак своей преданности горе. Этот фанатизм привел к запрету секты на землях сёгуната Току­гава. Однако традиция поклонения горам сохранялась, ведь японцы считали и счи­тают их местами огромной духовной важ­ности.

В 1872 году доступ на Фудзияму был открыт для всех желающих, включая жен­щин. Через пару десятилетий туда потя­нулись альпинисты, а затем и туристы. Первым русским человеком, взобрав­шимся на Фудзи, стал географ и ботаник Андрей Николаевич Краснов.

Он трижды побывал в Стране восходящего солнца и в 1895 году взошел на Фудзи. Совре­менный писатель-японист профессор Александр Николаевич Мещеряков сооб­щает, что Краснов «тоже написал про усе­ченный конус, как будто бы сделанный рукою токаря. Он лучше всего уловил, что близко европейскому человеку. Этот при­родный объект прекрасен потому, что он как бы сделан человеком, что в природе такого не бывает и не должно быть».

Именно иностранцы создали эстетский культ Фудзи и с новой силой «заразили» своим восхищением ею японцев. Сегодня весь мир признает, что это самый краси­вый вулкан на планете, с которым никак не ассоциируются беды, вызываемые извержениями.

Туристические агентства наперебой предлагают туристам «сног­сшибательные фото великой горы» – «Пе­ревернутую Фудзи» в виде отражения в глади одного из Пяти озер; «Красную Фудзи» на рассвете в конце лета – начале осени; «Бриллиантовую Фудзи» с сере­дины октября до конца февраля; «Жемчуж­ную Фудзи» в полнолуние в чистом воздухе весны или осени.

Да и без подобных фо­тошедевров достаточно посмотреть под­борки фотографий, которые можно найти с помощью любого интернет-поисковика, чтобы понять, что Фудзияма воистину дос­тойна восхищения и легко может служить источником поэтического и художествен­ного вдохновения.

 

 

 

Почему вулкан Фудзияма символ Японии

Вулкан Фудзияма считается символом Японии и красивейшим вулканом в мире. Самая высокая гора в Стране восходящего солнца символизирует воплощение связи древних традиций и современных принципов жизни.

Почему вулкан Фудзияма символ Японии

Почему вулкан Фудзияма символ Японии

Фудзияма отличается редкой для природного объекта симметрией, поэтому японцы считают ее эталоном кра­соты. К ней за вдохновением приходят поэты и художники, а туристы – чтобы просто полюбоваться местными красотами.

Вулкан Фудзияма – на стыке литосферных плит

Вулкан Фудзияма расположен на острове Хонсю в 90 километрах к юго-­западу от Токио. В особо ясные дни гору даже видно из японской столицы. Высота вулкана достигает 3776 метров.

В 2013 году он был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как объ­ект культурного наследия и источник художественного вдохновения. В настоя­щее время вулкан является малоактив­ным – с 781 года было зафиксировано 12 его извержений, самые мощные из которых случились в 800 и 864 годах.

Во время последнего извержения, про­исходившего в 1707-1708 годах, улицы города Эдо (современный Токио) покры­лись слоем пепла толщиной 15 см. Ныне Фудзияма спит, хотя вулканологи говорят, что пробуждение возможно.

В доисторические же времена вулкан бушевал не на шутку. Изучая карту, уче­ные установили, что гора Фудзи располо­жена на линии Тихоокеанского огненного кольца и непосредственно под ней нахо­дится стык сразу трех литосферных плит. Этим и обусловлена сейсмическая актив­ность местности.

История Фудзиямы началась при­мерно 80 000 лет назад. На месте тек­тонических разломов здесь постоянно бушевали действующие вулканы, кото­рые извергались настолько часто, что существовали порой всего несколько десятков лет, разрушаясь от собствен­ной чрезмерной активности.

Наиболее значимыми в этой череде были Сен-Комитакэ, Комитакэ и Старый Фудзи. Юный Фудзи, привлекающий в наши дни потоки туристов, образовался около 11 000 лет назад.

Горячая лава, непрерывно сочив­шаяся из широких расщелин, перекрыла путь мирно текущим рекам – так обра­зовались пять озер, ставших одной из красот местной природы: Яманака, Ка­вагути, Сай, Седзи и Мотосу.

Фудзи в 2013 году он был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО

Фудзи в 2013 году он был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО

Вершина горы десять месяцев в году покрыта снегом. Именно июль и август, когда снег стаивает, являются разрешен­ным временем для альпинизма.

Интересно, что Фудзи является част­ным владением, он находится в собст­венности синтоистского Великого храма Хонгу Сэнгэн, в стенах которого хранится дарственная от сёгуна Токугавы Хид- этада, датируемая 1609 годом.

Храм этот ныне расположен на вершине горы, там же находятся почтовое отделение и ме­теорологическая станция. Вокруг горы раскинулся национальный парк Фудзи-Хаконэ-Идзу, красоты которого посто­янно влекут к себе путешественников.

Добраться до самой высокой горы Япо­нии не составит труда. Из Токио к ней регулярно отправляются скоростные пас­сажирские поезда и комфортабельные автобусы, быстро доставляющие любо­пытствующих к пункту назначения.

Легенды о горе Фудзи

Вулкан одним лишь фактом своего су­ществования заставляет людей обожеств­лять его. Первыми эту гору начали богот­ворить люди племени айну, которые дали ей имя своей богини огня Фудзи.

Впро­чем, существуют другие версии происхож­дения названия – «безмерное богатство», «благородный человек», «бессмертие», «гора, стоящая стройно подобно рисо­вому колоску», «радуга», «глициния», «не­сравненная» и другие.

Ни одна из версий не признана окончательно верной. Назва­ние Фудзияма, столь распространенное на Западе и в России, в самой Японии не употребляется – там ее называют Фудзи­сан, то есть «Фудзи-гора».

Хозяйкой вулкана японцы считают бо­гиню горы Конохана-Сакуя-химэ, почитаемую как символ чистоты, супружеской верности и мимолетности человеческой жизни, подобной цветку сакуры.

Хозяйка вулкана Фудзияма бо­гиню Конохана-Сакуя-химэ

Хозяйка вулкана Фудзияма бо­гиня Конохана-Сакуя-химэ

Легенды рассказывают, что в незапамятные вре­мена, когда Конохане вышла замуж за бога Нинигино, она уже на следующий день после свадьбы сообщила супругу, что забеременела. Тот заподозрил ее в неверности, чем страшно обидел и воз­мутил – ведь брак их был основан на вза­имной любви.

Тогда богиня замуровала себя в хижине и поклялась поджечь ее во время родов.

«Если разрешусь от родов благополучно и не сгорю – я невинна», – заявила Конохане мужу.

Так и вышло: в день родов богиня подожгла жилище, но пламя не причинило ей вреда.

Коно­хане родила троих сыновей и простила пристыженного ревнивца Нинигино. Со­хранились сведения, что один из их сыно­вей стал дедушкой первого императора Японии, потомки которого царствуют по сей день. Печально лишь, что сбылось пророчество отца Конохане, изреченное им в день свадьбы:

«Священная жизнь потомка небесных богов недолговечной будет, подобно цветам на деревьях».

В честь рано ушедшей из жизни Ко­нохане на склонах горы Фудзи ежегодно устраивают «огненный праздник» Хима- цури, во время которого вся гора пылает кострами и освещается фейерверками.

В народном сознании Фудзи вот уже свыше 2000 лет является святыней, го­рой даосских бессмертных, обителью горных божеств ками, сошедших с небес, местом средоточия духов умерших, уеди­нившихся с целью очищения и превра­щения в ками.

Синтоисты возвели свой первый храм на Фудзи еще в начале IX века и верят, что гора связывает небо и землю, а буддисты убеждены, что древ­няя тропа, скользящая по ее склону на высоте 2500 метров, ведет в иной мир.

Молва упорно твердит о том, что в самом жерле вулкана горит эликсир бессмер­тия. На самом деле в жерле давно ничего не горит и дым оттуда не идет, это лишь людская память о былых извержениях.

Китайский император Цинь Шихуанди

Китайский император Цинь Шихуанди

Любопытно, что об этом мифическом эликсире бессмертия был наслышан еще первый китайский император Цинь Шихуанди, который дважды безрезультатно отправлял за ним в Японию своего при­дворного мага и гадателя Сюй Фу, а под конец жизни лично возглавил морскую экспедицию к ее берегам, тоже закон­чившуюся неудачей.

Место духовной важности

Принято считать, что первым че­ловеком, взошедшим на Фудзи, стал в 663 году некий безымянный японский монах. В старину на гору паломники поднимались редко, ибо императорский двор начиная с 794 года находился в Хэйане (Киото), и японские владыки с под­данными совершали паломничества к расположенным рядом со столицей «Трем священным горам Кумано».

Впро­чем, в Японии реальной властью обла­дали не императоры, а сёгуны. С тех пор как сёгун Токугава Иэясу перенес свою резиденцию в близкий к Фудзияме город Эдо, все последующие сёгуны и члены их правительств стали поклоняться ей.

К прекрасной святыне переместилась и вся культурная жизнь Японии. С XVIII века число паломников на Фудзи значи­тельно возросло: эти богомольцы взбира­лись на гору, запасались в храмах святой водой, купались под водопадами.

Здесь следует упомянуть, что извест­ный аскет Хасэгава Какуге (1541-1646) в свое время совершил более 100 вос­хождений на Фудзияму. Его подвиги привели к образованию Фудзи-косинто-буддийской секты поклонников прекрасной горы.

Сёгун Токугава Иэясу перенес свою резиденцию в близкий к Фудзияме город Эдо

Сёгун Токугава Иэясу перенес свою резиденцию в близкий к Фудзияме город Эдо

Сектанты строили свя­тилища, возводили каменные монументы и регулярно соблюдали пост в знак своей преданности горе. Этот фанатизм привел к запрету секты на землях сёгуната Току­гава. Однако традиция поклонения горам сохранялась, ведь японцы считали и счи­тают их местами огромной духовной важ­ности.

В 1872 году доступ на Фудзияму был открыт для всех желающих, включая жен­щин. Через пару десятилетий туда потя­нулись альпинисты, а затем и туристы. Первым русским человеком, взобрав­шимся на Фудзи, стал географ и ботаник Андрей Николаевич Краснов.

Он трижды побывал в Стране восходящего солнца и в 1895 году взошел на Фудзи. Совре­менный писатель-японист профессор Александр Николаевич Мещеряков сооб­щает, что Краснов «тоже написал про усе­ченный конус, как будто бы сделанный рукою токаря. Он лучше всего уловил, что близко европейскому человеку. Этот при­родный объект прекрасен потому, что он как бы сделан человеком, что в природе такого не бывает и не должно быть».

Именно иностранцы создали эстетский культ Фудзи и с новой силой «заразили» своим восхищением ею японцев. Сегодня весь мир признает, что это самый краси­вый вулкан на планете, с которым никак не ассоциируются беды, вызываемые извержениями.

Туристические агентства наперебой предлагают туристам «сног­сшибательные фото великой горы» – «Пе­ревернутую Фудзи» в виде отражения в глади одного из Пяти озер; «Красную Фудзи» на рассвете в конце лета – начале осени; «Бриллиантовую Фудзи» с сере­дины октября до конца февраля; «Жемчуж­ную Фудзи» в полнолуние в чистом воздухе весны или осени.

Да и без подобных фо­тошедевров достаточно посмотреть под­борки фотографий, которые можно найти с помощью любого интернет-поисковика, чтобы понять, что Фудзияма воистину дос­тойна восхищения и легко может служить источником поэтического и художествен­ного вдохновения.

 

 

 

Оставить комментарий