Похищения дорогих картин хоть и редко, но случаются. Однако такие детективные и даже романтические приключения, которые выпали на долю портрета «Джорджиана, герцогиня Девонширская» знаменитого английского художника Томаса Гейнсборо, заслуживают особого внимания.

Как прототип профессора Мориарти украл картину Джорджиана
Удачное приобретение
Никто не знает, как «Джорджиана» попала в 1841 году в дом пожилой учительницы миссис Энн Магиннис. Но известно, что та отрезала низ красотки по бедро, чтобы картина поместилась над ее камином, и «лишнее» сожгла.
Затем полотно дважды переходило из рук в руки по цене от 100 до 200 долларов, и наконец в мае 1876 года на торгах «Кристис» в Лондоне картину приобрел торговец предметами искусства Уильям Эгню за астрономическую по тем временам сумму — 10 100 гиней (51 540 долларов).

Картина знаменитого английского художника Томаса Гейнсборо, Джорджиана, герцогиня Девонширская
На тот момент это была самая высокая цена, когда- либо заплаченная за художественное полотно. Но опытный арт-дилер был на седьмом небе от счастья, понимая, что пройдет совсем немного времени, и картина будет стоить значительно дороже.
Кто такая Джорджиана, герцогиня Девонширская
Да, портреты Гейнсборо ценились среди знатоков и любителей изобразительного искусства, но тут интерес представляла увековеченная им персона. Яркая, неординарная личность герцогини Девонширской даже спустя 70 лет после ее смерти будоражила общественное мнение.
Красавица Джорджиана вполне заслуженно слыла законодательницей моды не только в Великобритании, но и в Европе — ее наряды вызывали восхищение и усердно копировались.
Но главным было даже не это, а то, что с 17 лет она считалась самой красивой и самой порочной женщиной королевства. Ее сексуальная жизнь втроем — с мужем, герцогом Уильямом Кавендишем, и лучшей подругой леди Элизабет Фостер — скандальна даже по нынешним временам.

Леди Элизабет Фостер, подруга Джорджианы, герцогини Девонширской
Кроме того, сладострастная аристократка была не прочь выпить, с упоением играла в азартные игры и флиртовала напропалую с ошеломляющей и неувядающей энергией.
Не менее возмутительным, по мнению чопорной, пуританской Англии, было публичное предложение Джорджианы обменять свои поцелуи на голоса в поддержку своего друга, политика Ч. Дж. Фокса. Кстати, она и сама считалась серьезным политическим деятелем, с ее мнением считалась даже королевская семья! Словом, все эти публичные и интимные подробности ее жизни серьезно влияли на ценность картины.
Опытный делец Уильям Эгню выставил ее в своей галерее, чтобы выгодно перепродать. «Весь мир шел посмотреть на прекрасную герцогиню, созданную Гейнсборо», — писана тогда лондонская «Таймс».
Адам Уорт прототип профессора Мориарти
Среди восторженной публики были двое мужчин — магнат из семейства Морган, желавший во что бы то ни стало заполучить шедевр в свою коллекцию, и Адам Ворт, он же Генри Реймонд, он же «Наполеон преступлений». Детективное агентство Пинкертона описывало Адама Ворта как «самого замечательного, самого успешного и самого опасного профессионального преступника, известного современности».

Адам Уорт прототип профессора Мориарти
Американец прусского происхождения, Ворт был «охотником за головами» во время Гражданской войны, затем осел в Нью-Йорке и, начав криминальную карьеру с мелких карманных краж, уже в возрасте 25 лет похитил 400 000 долларов из сейфе бостонского банка «Бойлстон», после чего сбежал в Ливерпуль.
В 1876 году «Генри Реймонд» поселился в роскошных апартаментах на лондонской Пикадилли, изображая респектабельного американского банкира — этому имиджу способствовали его собственные скаковые конюшни и 110-футовая яхта.
На самом деле этот неординарный человек был координатором обширной преступной сети, простирающейся от Константинополя до Кейптауна. И именно Ворт послужил прообразом гения преступного мира профессора Мориарти в рассказах о Шерлоке Холмсе.
Кража известной картины
Морган купить картину не успел. Около полуночи 25 мая 1876 года Ворт с помощью огромного телохранителя, послужившего ему лестницей, забрался через окно в галерею «Томас Эгню и сыновья», вытащил полотно из рамы и был таков.
Ограбление он совершил не из любви к искусству. Ему срочно требовалась крупная сумма, чтобы внести залог за своего брата, ожидавшего в тюрьме суда за подделку документов. Понимая, что такую известную картину из-под полы быстро не продашь, он хотел обменять ее у Эгню за сумму залога. Но в итоге этого не потребовалось — брата отпустили, и Ворт решил оставить «Джорджиану» себе.
Похищение вызвало огромную реакцию в обществе. Несколько лет ведущие английские газеты периодически печатали статьи о якобы найденных полицией следах, но все это был лишь вымысел репортеров — никаких достоверных сведений о картине не было.
Его благородная леди
Близко знавшие Ворта впоследствии рассказывали, что мужчина буквально влюбился в портрет герцогини Девонширской.
Четверть века он хранил ее для своего личного удовольствия, пряча от посторонних глаз в сундуке с двойным дном. «Благородная леди», как он ее называл, стала для него талисманом и поверенной в целой серии громких преступлений, наиболее значимым из которых стала кража необработанных алмазов на 600 000 долларов с южноафриканских копей в Кимберли в 1882 году.

Кража известной картины Джорджиана, герцогиня Девонширская
Увы, через 10 лет он совершил ошибку, ставшую для него роковой, — его арестовали в бельгийском Льеже за попытку ограбления почтового фургона. Генри Реймонд, «достойный джентльмен из Лондона», был полностью разоблачен, разорен и приговорен к 7 годам заключения. Но «герцогиню» он не выдал, хотя ему и обещали за нее снисхождение и сокращение срока.
Получите, распишитесь
Ворт вышел из тюрьмы спустя 5 лет сломленным человеком. Раскаявшийся, без гроша в кармане, в предчувствии скорой смерти он решился на серьезный шаг: вернуть картину хозяину. Но недаром.
В 1899 году он связался в Чикаго с детективом Аланом Пинкертоном, признался в краже картины и попросил содействия. «Леди должна вернуться домой», — заявил он.
27 марта 1901 года к Морланду Эгню, сыну арт-дилера Уильяма Эгню, прибывшему по указанию Пинкертона из Лондона в Чикаго и поселившемуся в отеле «Аудиториум», пришел «взрослый посыльный» (по-видимому, сам Ворт) и передал ему картину, находившуюся в идеальном состоянии.
Получив 25 000 долларов откупных, он тут же исчез. Картина с триумфом вернулась в Англию. Правда, Морланд категорически отказался называть сумму сделки… Подавленный и сильно пьющий, Ворт последовал в Лондон за любимой картиной.
Портрет герцогини Девонширской в последний раз был выставлен на всеобщее обозрение в Англии в ноябре 1901 года. Спустя некоторое время после закрытия выставки Адама Ворта нашли мертвым на чердаке дома недалеко от Риджентс-парка. В свидетельстве о смерти, выданном на имя Генри Джадсона Реймонда, причиной кончины была указана «хроническая невоздержанность».
Ещё один безумец
Магната и коллекционера Пирпонта Моргана чрезвычайно взволновало возвращение картины. «Чего хотел мой отец, того хочу и я, и я должен заполучить герцогиню», — заявил он и купил картину у Эгню за 150 000 долларов с условием, что сумма сделки останется в тайне. «Если правда выйдет наружу, меня могут считать кандидатом в сумасшедший дом».
Он повесил портрет над камином в семейном особняке в Найтсбридже — дорогом и престижном районе Лондона. Как и Ворт, влюбившись в портрет герцогини, Морган никогда не выставлял картину на всеобщее обозрение и даже не разрешал делать с нее копии!
Он умер в 1913-м, и в том же году «Джорджиана» переехала в США, к его наследникам. А в 1993 году, после смерти последнего внука Моргана, картину было решено продать.
Возвращение Джорджианы, герцогини Девонширской
13 июля 1994 года портрет кисти Томаса Гейнсборо «Джорджиана, герцогиня Девонширская» был куплен на аукционе «Сотбис» в Лондоне за 408 870 долларов фондом Чатсуорт-хаус — организацией, управляющей обширным поместьем Эндрю Кавендиша, 11-го герцога Девонширского, прямого потомка герцогини Джорджианы.
Иными словами, картина вернулась туда, куда ее 207 лет назад привез в подарок Джорджиане сам художник. Скитания знаменитого полотна завершились. И скорее всего, навсегда.