Главная » ИСТОРИЯ » Как прототип профессора Мориарти украл картину Джорджиана

Как прототип профессора Мориарти украл картину Джорджиана

Похищения дорогих картин хоть и редко, но случаются. Однако такие детективные и даже романтические приключения, которые выпали на долю портрета «Джорджиана, герцогиня Девонширская» знаменитого английского художника Томаса Гейнсборо, заслуживают особого внимания.

Как прототип профессора Мориарти украл картину Джорджиана

Как прототип профессора Мориарти украл картину Джорджиана

Удачное приобретение

Никто не знает, как «Джорджиана» попала в 1841 году в дом пожилой учительницы миссис Энн Магиннис. Но из­вестно, что та отрезала низ красотки по бедро, чтобы кар­тина поместилась над ее ка­мином, и «лишнее» сожгла.

Затем полотно дважды пере­ходило из рук в руки по цене от 100 до 200 долларов, и нако­нец в мае 1876 года на торгах «Кристис» в Лондоне картину приобрел торговец предмета­ми искусства Уильям Эгню за астрономическую по тем вре­менам сумму — 10 100 гиней (51 540 долларов).

Картина знаменитого английского художника Томаса Гейнсборо, Джорджиана, герцогиня Девонширская

Картина знаменитого английского художника Томаса Гейнсборо, Джорджиана, герцогиня Девонширская

На тот момент это была самая высо­кая цена, когда- либо за­плачен­ная за художе­ственное полотно. Но опытный арт-дилер был на седьмом небе от счастья, понимая, что прой­дет совсем немного времени, и картина будет стоить значи­тельно дороже.

Кто такая Джорджиана, герцогиня Девонширская

Да, портреты Гейнсборо ценились среди знатоков и любителей изобразительно­го искусства, но тут интерес представляла увековеченная им персона. Яркая, неорди­нарная личность герцогини Девонширской даже спустя 70 лет после ее смерти будо­ражила общественное мне­ние.

Красавица Джорджиа­на вполне заслуженно слыла законодательницей моды не только в Великобритании, но и в Европе — ее наряды вызывали восхищение и усерд­но копировались.

Но главным было даже не это, а то, что с 17 лет она считалась самой красивой и самой порочной женщиной королевства. Ее сексуальная жизнь втроем — с мужем, герцогом Уилья­мом Кавендишем, и лучшей подругой леди Элизабет Фо­стер — скандальна даже по нынешним временам.

Леди Элизабет Фостер, подруга Джорджианы, герцогини Девонширской

Леди Элизабет Фостер, подруга Джорджианы, герцогини Девонширской

Кроме того, сладострастная аристо­кратка была не прочь выпить, с упоением играла в азарт­ные игры и флиртовала на­пропалую с ошеломляющей и неувядающей энергией.

Не менее возмутитель­ным, по мнению чопорной, пуританской Англии, было публичное предложение Джорджианы обменять свои поцелуи на голоса в под­держку своего друга, полити­ка Ч. Дж. Фокса. Кстати, она и сама считалась серьезным политическим деятелем, с ее мнением считалась даже ко­ролевская семья! Словом, все эти публичные и интим­ные подробности ее жизни серьезно влияли на ценность картины.

Опытный делец Уильям Эгню выставил ее в своей га­лерее, чтобы выгодно пере­продать. «Весь мир шел по­смотреть на прекрасную гер­цогиню, созданную Гейнсбо­ро», — писана тогда лондон­ская «Таймс».

Адам Уорт прототип профессора Мориарти

Среди восторженной пу­блики были двое мужчин — магнат из семейства Морган, желавший во что бы то ни ста­ло заполучить шедевр в свою коллекцию, и Адам Ворт, он же Генри Реймонд, он же «На­полеон преступлений». Де­тективное агентство Пинкер­тона описывало Адама Ворта как «самого замечательного, самого успешного и самого опасного профессионального преступника, известного со­временности».

Адам Уорт прототип профессора Мориарти

Адам Уорт прототип профессора Мориарти

Американец прусско­го происхождения, Ворт был «охотником за головами» во время Гражданской войны, за­тем осел в Нью-Йорке и, на­чав криминальную карье­ру с мелких карманных краж, уже в возрасте 25 лет похи­тил 400 000 долларов из сей­фе бостонского банка «Бойлстон», после чего сбежал в Ли­верпуль.

В 1876 году «Генри Рей­монд» поселился в роскош­ных апартаментах на лондон­ской Пикадилли, изображая респектабельного американ­ского банкира — этому имид­жу способствовали его соб­ственные скаковые конюш­ни и 110-футовая яхта.

На са­мом деле этот неординарный человек был координатором обширной преступной сети, простирающейся от Кон­стантинополя до Кейптауна. И именно Ворт послужил про­образом гения преступного мира профессора Мориарти в рассказах о Шерлоке Холмсе.

Кража известной картины

Морган купить картину не успел. Около полуночи 25 мая 1876 года Ворт с помощью огромного телохранителя, по­служившего ему лестницей, забрался через окно в гале­рею «Томас Эгню и сыновья», вытащил полотно из рамы и был таков.

Ограбление он совершил не из любви к искусству. Ему срочно требовалась крупная сумма, чтобы внести залог за своего брата, ожидавшего в тюрьме суда за подделку до­кументов. Понимая, что та­кую известную картину из-под полы быстро не продашь, он хотел обменять ее у Эгню за сумму залога. Но в итоге это­го не потребовалось — брата отпустили, и Ворт решил оста­вить «Джорджиану» себе.

Похищение вызвало огромную реакцию в обще­стве. Несколько лет ведущие английские газеты периоди­чески печатали статьи о яко­бы найденных полицией сле­дах, но все это был лишь вы­мысел репортеров — никаких достоверных сведений о кар­тине не было.

Его благородная леди

Близко знавшие Ворта впоследствии рассказыва­ли, что мужчина буквально влюбился в портрет герцоги­ни Девонширской.

Четверть века он хранил ее для своего личного удовольствия, пряча от посторонних глаз в сундуке с двойным дном. «Благород­ная леди», как он ее называл, стала для него талисманом и поверенной в целой серии громких преступлений, наи­более значимым из которых стала кража необработанных алмазов на 600 000 долла­ров с южноафриканских ко­пей в Кимберли в 1882 году.

Кража известной картины Джорджиана, герцогиня Девонширская

Кража известной картины Джорджиана, герцогиня Девонширская

Увы, через 10 лет он совер­шил ошибку, ставшую для него роковой, — его аресто­вали в бельгийском Льеже за попытку ограбления почтово­го фургона. Генри Реймонд, «достойный джентльмен из Лондона», был полностью разоблачен, разорен и приго­ворен к 7 годам заключения. Но «герцогиню» он не выдал, хотя ему и обещали за нее снисхождение и сокращение срока.

Получите, распишитесь

Ворт вышел из тюрьмы спустя 5 лет сломленным че­ловеком. Раскаявшийся, без гроша в кармане, в предчув­ствии скорой смерти он ре­шился на серьезный шаг: вер­нуть картину хозяину. Но недаром.

В 1899 году он свя­зался в Чикаго с детективом Аланом Пинкертоном, при­знался в краже картины и по­просил содействия. «Леди должна вернуться домой», — заявил он.

27 марта 1901 года к Мор­ланду Эгню, сыну арт-дилера Уильяма Эгню, прибывшему по указанию Пинкертона из Лондона в Чикаго и поселив­шемуся в отеле «Аудиториум», пришел «взрослый посыль­ный» (по-видимому, сам Ворт) и передал ему картину, нахо­дившуюся в идеальном состо­янии.

Получив 25 000 долла­ров откупных, он тут же исчез. Картина с триумфом верну­лась в Англию. Правда, Мор­ланд категорически отказался называть сумму сделки… По­давленный и сильно пьющий, Ворт последовал в Лондон за любимой картиной.

Портрет герцогини Де­вонширской в последний раз был выставлен на всеобщее обозрение в Англии в ноя­бре 1901 года. Спустя неко­торое время после закрытия выставки Адама Ворта нашли мертвым на чердаке дома не­далеко от Риджентс-парка. В свидетельстве о смерти, выданном на имя Генри Джадсона Реймонда, причиной кончины была указана «хро­ническая невоздержанность».

Ещё один безумец

Магната и коллекционе­ра Пирпонта Моргана чрезвы­чайно взволновало возвраще­ние картины. «Чего хотел мой отец, того хочу и я, и я должен заполучить герцогиню», — за­явил он и купил картину у Эгню за 150 000 долларов с услови­ем, что сумма сделки оста­нется в тайне. «Если правда выйдет наружу, меня могут считать кандидатом в сума­сшедший дом».

Он повесил портрет над камином в семей­ном особняке в Найтсбридже — дорогом и престижном районе Лондона. Как и Ворт, влюбившись в портрет герцо­гини, Морган никогда не вы­ставлял картину на всеобщее обозрение и даже не разре­шал делать с нее копии!

Он умер в 1913-м, и в том же году «Джорджиана» пере­ехала в США, к его наслед­никам. А в 1993 году, по­сле смерти последнего внука Моргана, картину было реше­но продать.

Возвращение Джорджианы, герцогини Де­вонширской

13 июля 1994 года пор­трет кисти Томаса Гейнсборо «Джорджиана, герцогиня Де­вонширская» был куплен на аукционе «Сотбис» в Лондоне за 408 870 долларов фондом Чатсуорт-хаус — организаци­ей, управляющей обширным поместьем Эндрю Кавенди­ша, 11-го герцога Девоншир­ского, прямого потомка гер­цогини Джорджианы.

Иными словами, карти­на вернулась туда, куда ее 207 лет назад привез в пода­рок Джорджиане сам худож­ник. Скитания знаменитого полотна завершились. И ско­рее всего, навсегда.

 

Оставить комментарий