Многие ученые считают возможности человеческого мозга безграничными, превышающими потенциал компьютеров. Но при этом отмечают некоторые психологические эффекты, которые искажают наше восприятие реальности: мы действительно нередко оказываемся во власти иллюзий. Причем добровольно.
Пуп Земли или эффект прожектора
Одно из проявлений искаженной реальности — эффект прожектора. Почти все слишком преувеличивают интерес окружающих к своей персоне. Нам кажется, что в какие- то особые моменты (пятно на одежде, новая вещь, необычная прическа, нелепая ситуация или какой-либо иной конфуз) все внимание окружающих сосредоточено на нас.
Как будто мы попали под яркий луч прожектора. В действительности же никому до нас нет дела. Если кто-то и заметит в вас что-то необычное, то, скорее всего, забудет об этом уже спустя пару минут.
Эффект плацебо или волшебная пилюля
Об эффекте плацебо (в переводе с латинского «поправлюсь») слышали почти все. Он был замечен аж в 1700-х годах, но до сих пор о нем ведутся жаркие споры.
Еще Гай Юлий Цезарь говорил: «Люди охотно верят тому, во что желают верить».
На этом и основан эффект, довольно успешно применяемый в медицине. Больному предлагают чудодейственный препарат, который в действительности является пустышкой, и тем не менее человек действительно выздоравливает. Многие специалисты ломают головы над этим феноменом, но убедительно объяснить, как это происходит на физическом уровне, пока не удалось никому.
Эффект Пигмалиона или жизнь в мечте
Эффект Пигмалиона — настоящий психологический аттракцион, на котором сейчас активно зарабатывают все блогеры.
Смысл этого эффекта — в самопрограммировании, или в самогипнозе. То есть человек ведет себя так, как будто он такой, каким мечтает быть, или имеет то, чего страстно желает. Например, он втайне настолько сильно мечтает о славе или известности и так часто думает об этом, что ему кажется, будто все это у него уже есть. И потому он неосознанно ведет себя так, чтобы мечта поскорее сбылась.
Кто такой Пигмалион
Эффект Барнума
С другим приемом нашего мозга под названием «эффект Барнума» сталкивался абсолютно каждый. Эта психологическая уловка оказывает огромную услугу всяким гадалкам, астрологам, ясновидящим и другим представителям подобных сфер. Собственно, в честь одного из них — фокусника и владельца собственного цирка Финеаса Барнума — и назван этот эффект.
Он заключается в том, что мы невольно и безусловно верим в правдивость обобщенных фраз и характеристик. Финеас заметил это одним из первых и стал активно применять, создавая грандиозные шоу, где каждый зритель находил что-то лично для себя.
Приведем пример. На улице к вам подходит цыганка, чтобы погадать по руке. Она описывает вас очень хорошим человеком. И говорит, что недавно вы пережили какой-то конфликт. Однако вскоре вас ждет встреча с кем-то, кто повлияет на вашу судьбу. Но у кого из нас не бывает конфликтов или новых встреч? Большинство, скорее всего, поверят этим словам и начнут подставлять под них реальные события. Гороскопы и иные предсказания обладают тем же эффектом.
Эффект Зейгарник или вечная проблема
Эффект Зейгарник, названный в честь открывшего его советского психолога Блюмы Вульфовны Зейгарник, — вечное стремление нашего мозга завершить начатое. Данная уловка тоже считается психологическим феноменом. Смысл его в том, что мы лучше запоминаем прерванное, незаконченное действие, так как наш мозг всегда стремится к целостности.
В итоге незавершенные дела и нерешенные задачи могут вызывать внутреннее чувство тревоги и даже вины, оказывающие длительное влияние. Это касается не только работы или повседневных дел, но и личной жизни. Нередко из-за эффекта Зейгарник люди вновь и вновь оказываются в травмирующих отношениях, так как когда-то не до конца разобрались с самыми первыми.
Парадокс выбора или сложный выбор
Следующий эффект — парадокс выбора — особенно сильно проявляется в современных реалиях. Чем больше вариантов, из которых человек должен выбрать, тем ему сложнее определиться. Сейчас, когда нет дефицита и практически любой товар представлен в разных видах (цвет, форма, вкус и т. д.), нам очень нелегко на чем-либо остановиться.
Процесс этот порой настолько мучительный, что нередко купленный в итоге товар не доставляет настоящего удовольствия. А вот люди старшего поколения, жившие во времена тотального дефицита, когда что-то стоящее доставалось с большим трудом, могут рассказать о настоящей радости и безграничном восторге от приобретенной вещи.
Эффект доктора Фокса. Ораторы и слушатели
Эффект доктора Фокса, который все мы испытывали хотя бы раз в жизни, очень удачно используют политики, бизнес-тренеры, лекторы и другие ораторы, выступающие на большую аудиторию. Название он получил в честь актера, который выступил под именем доктора Майрона Фокса.
В целях эксперимента его представили как образованнейшего человека в сфере психологии и пригласили выступить с лекцией перед целой аудиторией специалистов. Перед мероприятием он прочитал всего одну статью на нужную тему — и это были все его знания по психологии. Во время выступления доктор Фокс нес порой полную чушь, однако всем лекция понравилась, никто даже не заметил подвоха.
Эксперимент проводили в 1970 году, но с тех пор ничего не изменилось: на подавляющее большинство людей слишком большое влияние оказывают репутация, регалии и ораторское искусство. Они начинают сомневаться даже в том, в чем еще совсем недавно были совершенно уверены.
Эффект страуса
Если говорить коротко, это игнорирование плохих новостей. Множество экспериментов подтвердили, что наш мозг старается уклониться от решения проблем и блокирует негативную информацию. В надежде, что все плохое решится само собой или обойдет нас стороной, многие прячутся, как страусы.
Этот эффект — самая настоящая ловушка. Например, человек плохо себя чувствует, но боится идти к врачу, страшась услышать диагноз. Тем самым он упускает время, и болезнь может перерасти в тяжелую форму.
Эффект Веблена. Спрос на дорого-богато
Уловку под названием «эффект Веблена» часто используют в своей работе опытные маркетологи крупных товарных брендов. Это увеличение спроса на товары путем повышения цен на них. Как это работает?
Большинство людей, покупая необходимое, выбирают товары подешевле или со скидкой. Но если покупка более значима, особенно из премиум-сегмента, низкая цена, наоборот, может оттолкнуть покупателя. Ведь чем дороже вещь, тем ценнее она в глазах состоятельного потребителя. Многие бренды специально завышают цену, чтобы закрепить в сознании человека престижность обладания ею.
Не думать про слона
Представьте себе, что в магазин привезли шляпы, но повесили объявление, что купить их смогут только рыжие. Невольно возмутившись такой несправедливостью, многие брюнеты и блондины, скорее всего, тут же захотят приобрести такой товар или же так или иначе будут думать об этом. Это как в детской игре «не думай про слона».
Или женщине, которая мечтает похудеть, но не может отказаться от сладкого, предлагают есть пирожные бесплатно каждый день с 13:00 до 13:30 в любом количестве. Как показывают эксперименты, через несколько дней она даже смотреть на них не сможет.
С помощью такого психологического эффекта-ловушки человек, хорошо разбирающийся в психологии, может удачно манипулировать оппонентом.
Эффект свидетеля или эффект постороннего
Вечером 13 марта 1964 года на одной из улиц Нью-Йорка произошло страшное преступление, свидетелями которого были 38 жителей близлежащих домов. На их глазах была зверски убита молодая женщина Китти Дженовезе. Ни один из тех, кто наблюдал за этим кровавым действом, не помог девушке. Во время опроса свидетели называли самые разные причины своего бездействия.
Каждый из них, услышав крики жертвы и вытянув на улицу, видел других людей в окнах соседних домов и возвращался к своим делам. Такое поведение психологи и криминалисты объясняют ярким проявлением эффекта свидетеля, или эффекта постороннего. Чем больше наблюдателей, тем меньше вероятность оказания помощи. Смысл этой уловки мозга в том, что наша персональная ответственность рассеивается, если есть на кого положиться.