Главная » НАУКА » Психологические эффекты нашего мозга

Психологические эффекты нашего мозга

Многие ученые считают возможности человеческого мозга безграничными, превышающими потенциал компьютеров. Но при этом отмечают некоторые психологические эффекты, которые искажают наше восприятие реальности: мы действительно нередко оказываемся во власти иллюзий. Причем добровольно.

Психологические эффекты нашего мозга

Психологические эффекты нашего мозга

Пуп Земли или эффект прожектора

Одно из проявлений иска­женной реальности — эффект прожектора. Почти все слишком преувеличивают интерес окружающих к своей персоне. Нам кажется, что в какие- то особые моменты (пятно на одежде, новая вещь, необыч­ная прическа, нелепая ситуация или какой-либо иной кон­фуз) все внимание окружа­ющих сосредоточено на нас.

Пуп Земли или эффект прожектора

Пуп Земли или эффект прожектора

Как будто мы попали под яр­кий луч прожектора. В дей­ствительности же никому до нас нет дела. Если кто-то и за­метит в вас что-то необычное, то, скорее всего, забудет об этом уже спустя пару минут.

Эффект плацебо или волшебная пилюля

Об эффекте плацебо (в пе­реводе с латинского «поправ­люсь») слышали почти все. Он был замечен аж в 1700-х годах, но до сих пор о нем ведутся жаркие споры.

Еще Гай Юлий Цезарь говорил: «Люди охотно верят тому, во что желают ве­рить».

На этом и основан эф­фект, довольно успешно при­меняемый в медицине. Боль­ному предлагают чудодей­ственный препарат, который в действительности является пустышкой, и тем не менее чело­век действительно выздорав­ливает. Многие специалисты ломают головы над этим фе­номеном, но убедительно объ­яснить, как это происходит на физическом уровне, пока не удалось никому.

Эффект плацебо или волшебная пилюля

Эффект плацебо или волшебная пилюля

Эффект Пигмалиона или жизнь в мечте

Эффект Пигмалиона — настоящий психологический аттракцион, на котором сей­час активно зарабатывают все блогеры.

Смысл этого эффекта — в самопрограммировании, или в само­гипнозе. То есть человек ве­дет себя так, как будто он та­кой, каким мечтает быть, или имеет то, чего страстно же­лает. Например, он втайне настолько сильно мечта­ет о славе или известности и так часто думает об этом, что ему кажется, будто все это у него уже есть. И потому он неосознанно ведет себя так, чтобы мечта поскорее сбылась.

Эффект Пигмалиона или жизнь в мечте

Эффект Пигмалиона или жизнь в мечте

Кто такой Пигмалион

Согласно древнегреческой мифологии, Пигмалион был ваятелем, который создал настолько прекрасную скульптуру (в последствии получившей имя - Галатея), что сам в нее влюбился и уговорил богов оживить ее

Эф­фект Барнума

С другим приемом наше­го мозга под названием «эф­фект Барнума» сталкивался абсолютно каждый. Эта пси­хологическая уловка оказы­вает огромную услугу всяким гадалкам, астрологам, яс­новидящим и другим пред­ставителям подобных сфер. Собственно, в честь одно­го из них — фокусника и вла­дельца собственного цирка Финеаса Барнума — и назван этот эффект.

Он заключается в том, что мы невольно и без­условно верим в правдивость обобщенных фраз и характе­ристик. Финеас заметил это одним из первых и стал активно применять, создавая грандиозные шоу, где каждый зритель находил что-то лично для себя.

На улице к вам подходит цыганка, чтобы погадать по руке

Приведем пример. На ули­це к вам подходит цыганка, чтобы погадать по руке. Она описывает вас очень хорошим человеком. И говорит, что не­давно вы пережили какой-то конфликт. Однако вскоре вас ждет встреча с кем-то, кто повлияет на вашу судьбу. Но у кого из нас не бывает кон­фликтов или новых встреч? Большинство, скорее всего, поверят этим словам и нач­нут подставлять под них ре­альные события. Гороскопы и иные предсказания обладают тем же эффектом.

Эффект Зейгарник или вечная проблема

Эффект Зейгарник, на­званный в честь открывшего его советского психолога Блю­мы Вульфовны Зейгарник, — вечное стремление наше­го мозга завершить начатое. Данная уловка тоже считает­ся психологическим феноме­ном. Смысл его в том, что мы лучше запоминаем прерван­ное, незаконченное действие, так как наш мозг всегда стре­мится к целостности.

Эффект Зейгарник или вечная проблема

Эффект Зейгарник или вечная проблема

В ито­ге незавершенные дела и не­решенные задачи могут вызы­вать внутреннее чувство тре­воги и даже вины, оказываю­щие длительное влияние. Это касается не только работы или повседневных дел, но и личной жизни. Нередко из-за эффекта Зейгарник люди вновь и вновь оказываются в травмирующих отношениях, так как когда-то не до конца разобрались с са­мыми первыми.

Па­радокс выбора или сложный выбор

Следующий эффект — па­радокс выбора — особенно сильно проявляется в современных реалиях. Чем боль­ше вариантов, из которых че­ловек должен выбрать, тем ему сложнее определить­ся. Сейчас, когда нет дефи­цита и практически любой то­вар представлен в разных ви­дах (цвет, форма, вкус и т. д.), нам очень нелегко на чем-либо остановиться.

Парадокс выбора или сложный выбор

Парадокс выбора или сложный выбор

Процесс этот порой настолько мучительный, что нередко купленный в ито­ге товар не доставляет настоя­щего удовольствия. А вот люди старшего поколения, жившие во времена тотального дефи­цита, когда что-то стоящее до­ставалось с большим трудом, могут рассказать о настоящей радости и безграничном вос­торге от приобретенной вещи.

Эффект доктора Фокса. Ораторы и слушатели

Эффект доктора Фокса, который все мы испытывали хотя бы раз в жизни, очень удачно используют полити­ки, бизнес-тренеры, лекторы и другие ораторы, выступающие на большую аудиторию. Название он получил в честь актера, который выступил под именем доктора Майрона Фокса.

Эффект доктора Фокса

Эффект доктора Фокса

В целях эксперимента его представили как образо­ваннейшего человека в сфере психологии и пригласили вы­ступить с лекцией перед целой аудиторией специалистов. Пе­ред мероприятием он прочи­тал всего одну статью на нуж­ную тему — и это были все его знания по психологии. Во вре­мя выступления доктор Фокс нес порой полную чушь, одна­ко всем лекция понравилась, никто даже не заметил под­воха.

Эксперимент проводи­ли в 1970 году, но с тех пор ни­чего не изменилось: на подавляющее большинство людей слишком большое влияние оказывают репутация, регалии и ораторское искусство. Они начинают сомневаться даже в том, в чем еще совсем недав­но были совершенно уверены.

Эффект страуса

Если говорить коротко, это игнорирование плохих ново­стей. Множество экспериментов подтвердили, что наш мозг старается уклониться от реше­ния проблем и блокирует не­гативную информацию. В на­дежде, что все плохое решит­ся само собой или обойдет нас стороной, многие прячутся, как страусы.

Эффект страуса

Эффект страуса

Этот эффект — самая настоящая ловушка. На­пример, человек плохо себя чувствует, но боится идти к врачу, страшась услышать диагноз. Тем самым он упускает время, и болезнь может пере­расти в тяжелую форму.

Эффект Веблена. Спрос на дорого-богато

Уловку под названием «эффект Веблена» часто ис­пользуют в своей работе опытные маркетологи крупных товарных брендов. Это увели­чение спроса на товары путем повышения цен на них. Как это работает?

Эффект Веблена. Спрос на дорого-богато

Эффект Веблена. Спрос на дорого-богато

Большинство лю­дей, покупая необходимое, выбирают товары подешевле или со скидкой. Но если по­купка более значима, особен­но из премиум-сегмента, низ­кая цена, наоборот, может от­толкнуть покупателя. Ведь чем дороже вещь, тем ценнее она в глазах состоятельного по­требителя. Многие бренды специально завышают цену, чтобы закрепить в сознании человека престижность обла­дания ею.

Не думать про слона

Представьте себе, что в магазин привезли шляпы, но повесили объявление, что ку­пить их смогут только рыжие. Невольно возмутившись такой несправедливостью, многие брюнеты и блондины, скорее всего, тут же захотят приобре­сти такой товар или же так или иначе будут думать об этом. Это как в детской игре «не ду­май про слона».

Не думать про слона

Не думать про слона

Или женщине, которая меч­тает похудеть, но не может от­казаться от сладкого, предлагают есть пирожные бесплатно каждый день с 13:00 до 13:30 в любом количестве. Как пока­зывают эксперименты, через несколько дней она даже смо­треть на них не сможет.

С помощью такого психо­логического эффекта-ловушки человек, хорошо разбирающийся в психологии, может удачно манипулировать оппо­нентом.

Эффект свидетеля или эффект постороннего

Вечером 13 марта 1964 года на одной из улиц Нью-Йорка произошло страшное преступление, свидетелями которо­го были 38 жителей близлежащих домов. На их глазах была зверски убита молодая женщина Китти Дженовезе. Ни один из тех, кто наблюдал за этим кровавым действом, не помог девушке. Во время опроса свидетели называли самые раз­ные причины своего бездействия.

Эффект свидетеля или эффект постороннего

Эффект свидетеля или эффект постороннего

Каждый из них, услышав крики жертвы и вытянув на улицу, видел других людей в окнах соседних домов и возвращался к своим делам. Такое поведение психологи и криминалисты объясняют ярким про­явлением эффекта свидетеля, или эффекта постороннего. Чем больше наблюдателей, тем меньше вероятность оказа­ния помощи. Смысл этой уловки мозга в том, что наша пер­сональная ответственность рассеивается, если есть на кого положиться.

 

 

Оставить комментарий

error: Content is protected !!