Главная » ГЕОГРАФИЯ » Русская Аляска и её правитель Александр Баранов

Русская Аляска и её правитель Александр Баранов

Он был настоящим государственным деятелем, лидером по натуре — жесткий, целеустремленный, готовый проливать свою и чужую кровь. Почти 30 лет Александр Андреевич Баранов управлял русскими поселениями в Северной Америке и остался в истории Аляски самым ярким политиком.

Русская Аляска и её правитель Александр Баранов

Русская Аляска и её правитель Александр Баранов

В поисках русской Аляски

Его судьба напоминает авантюрный роман. По проис­хождению Баранов — архан­гельский купец, умевший до­бывать и ценить нелегкую копейку. Такие люди никогда не сдаются и, если это необходи­мо, могут перевернуть Зем­лю. Его притягивала звезда опасных путешествий, риско­ванных предприятий.

В 35 лет, на экваторе жизни, он оставил родной край, переехал в Ир­кутск, приобрел стекольный завод. И стал готовить экс­педиции на далекий Север, в том числе на Аляску. Через 10 лет Григорий Шелихов — путешественник, фактиче­ски присоединивший Аляску к Российской империи, — предложил ему стать первым гу­бернатором Русской Амери­ки. Баранов возглавил исследования Аляски и ее окрест­ностей.

Именно он первым описал береговую линию архипелага Александра, открытого для «большого мира» в 1741 году русскими мореплавателями — Берингом и Чири­ковым.

Он торговал, строил, берег каждую копейку. А когда надо было, и воевал!

Александр Баранов. Победитель тлинкитов

Конечно, по размаху эти сражения среди льдов усту­пали тем битвам, что кипели в густонаселенных частях Евра­зии и Америки. Но в истории Русской Аляски они, пожалуй, стали ключевыми.

Индейцы Аляски. Тлинкиты

Индейцы Аляски. Тлинкиты

Индейцы-тлинкиты (рус­ские называли их колошами) всегда встречали гостей недружелюбно. Они вообще славились своей воинствен­ностью, наводя страх на дру­гие племена. Однако Бара­нову удалось с ними догово­риться: на Ситке — одном из островов архипелага Алексан­дра — старейшины позволили ему основать форт Архангела Михаила.

Русские поселения на Аляске

Но в июне 1802 года отряд из 600 индейцев на­пал на крепость, где несли де­журство 15 человек. Переби­ты были все. Баранов него­довал, но ему не хватало лю­дей для решительной контра­таки. Он собрал силы только к 1804-му. Под его командо­ванием состояли в основном алеуты. Русских было совсем немного — около 150 чело­век. Баранов с пистолетом в руке лично принимал участие в штурме крепости. Его даже ранили в руку. В итоге тлинкиты ретировались. А вме­сто уничтоженного ими фор­та бывший архангельский купец основал поселение Ново-Архангельск, ставшее столицей Русской Америки.

Русские поселения на Аляске. Форт Росс

Русские поселения на Аляске. Форт Росс

Второй удар по русским позициям индейцы нанесли в конце лета 1805 года. При­
мирившись на время с эяками, тлинкиты вместе с ними атаковали крепость Якутан. Удар оказался неожиданным. Русские вынуждены были от­ступить: они спешно вышли в море. Но поднявшаяся буря потопила суда, а вместе с ними на дно ушли 250 чело­век. Таких потерь Баранов не знал ни до, ни после…

Однако попытка индей­цев развить успех и захватить Константиновскую крепость в поселке Нучек завершилась провалом. Комендант цита­дели Иван Репнин восполь­зовался помощью племени чугачей, дружески располо­женных к русским. С незва­ными гостями расправились. Арестованный вождь эяков покончил с собой.

Стихия на этот раз поддержала Бара­нова: большинство индейцев, отступавших на лодках, по­гибли в очередной буре. Впо­следствии тлинкиты уже не отваживались на столь сме­лые операции, ограничиваясь обстрелом русских кораблей и нападениями на отдельных рыбаков и охотников — алеу­тов, русских, чугачей…

Работа над ошибками

На Аляске Баранов заключил перемирие с вождями непокор­ных индейских племен. Но много лет спустя выяснилось, что при этом не были соблюдены индейские обычаи. Что ж, в 2004 году прапраправнучка Баранова — Ирина Афросина — провела работу над ошибками: она заключила символическое перемирие с тлинкитскими вождями уже с соблюдением всех традиций. Сегодня аляскинские историки критикуют Баранова за твердую руку.

Но судить политиков следует по законам их времени, а барановские заслуги перед Русской Америкой не отрицают даже самые его неумолимые недруги.

Русский Писарро

В 1612 году Россия воева­ла с Наполеоном, тот хозяй­ничал в Москве, но в Америке благодаря Баранову влияние русских лишь росло. Во мно­гом именно от него зависело и определение границ Русской Америки, британской Канады и США. Никаких «переговоров на высшем уровне» по этому поводу не велось, все держа­лось на предприимчивости Баранова. Как правило, у него получалось играть на противоречиях соседей, он знал, ког­да и «против кого» дружить.

Русская Аляска. Карта

Русская Аляска. Карта

Баранов не был святым и не претендовал на это. Он боролся за место под солн­цем, за приумножение соб­ственного влияния. Недо­брожелателей и конкурентов у этого энергичного челове­ка хватало. И русских среди них было даже побольше, чем индейцев-тинклитов, с кото­рыми Баранов воевал, опи­раясь на другое местное пле­мя — на алеутов. Он знал толк в интриге. Но только благода­ря энергии таких людей Рус­ская Америка существовала десятилетиями и, несмотря на суровый климат, оставалась прибыльным предприятием.

Баранов сравнивал себя с Франсиско Писарро — испан­ским конкистадором XV века. По большей части — с ирони­ей. Ведь в результате «русско- индейских войн» на Аляске погибли десятки аборигенов, тог­да как испанцы истребили де­сятки тысяч местных жителей.

Мечта об антипатре

Последние годы правите­ля Аляски прошли в тревогах и болезнях. Он обзавелся же­ной из местных. Вожди пле­мен в знак доверия отдавали на воспитание к русским сво­их сыновей и дочерей. Одна из них стала фавориткой Ба­ранова. По одной версии, она была алеуткой, по другой — приходилась дочерью вождю индейского племени танаинов.

После крещения получи­
ла имя и отчество — Анна Гри­горьевна. Первое время Ба­ранов жил с ней во грехе, поскольку не был разведен со своей петербургской женой, Матреной Александровной, с которой, впрочем, детей не имел, да и не виделся с ней десятилетиями. Вскоре после ее смерти в 1806 году он уза­конил свои отношения с Анной церковным браком. К тому времени индианка родила ему сына и дочь. Сына назвали Ан­типатром, что в переводе с греческого означает «намест­ник отца».

Николай Петрович Резанов

Николай Петрович Резанов. Один из учредителей Российско-американской компании, инициатор первой русской кругосветной экспедиции. Государственный деятель, дипломат. Начальник первой русской кругосветной экспедиции. Родился 28 марта (8 апреля) 1764 г. в обедневшей дворянской семье в Санкт-Петербурге. Умер в 18 февраля (1 марта) 1807 г. в Красноярске.

В 1806 году на Аляске по­бывал Николай Резанов — тот самый герой известной рок- оперы. Через него Баранов передал императору Алексан­дру I просьбу «Об усыновле­нии двух его воспитанников — Антипатра и Ирины, которых приобрел здесь по свойствен­ной людям слабости и отдал первого в училище, возбудя столь похвальным примеров и других к образованию здеш­него потомства».

Но Петербург все мень­ше доверял своему аляскин­скому правителю. Его побаи­вались и хотели изолировать, отрезать от власти и денег. Появилась у недругов Бара­нова и другая мощная союз­ница: старость многолетнего правителя Аляски.

Смерть на водах

Он отправился в Петер­бург, сдавать дела. Скорее всего, тащили его туда под­невольно. Старику сдела­лось дурно. Корабль «Князь Кутузов-Смоленский» остано­вился на острове Ява для ре­монта. Там, в заштатной гряз­ной гостинице, Баранову ста­ло еще хуже. Вскоре корабль тронулся в путь, и сердце ста­рого путешественника оста­новилось. Похоронили его как моряка — в водах Зондско­го пролива, между островами Суматра и Ява.

Кто продал Аляску?

Продажа Аляски в 1867 году - ошибка Александра II

Продажа Аляски в 1867 году – ошибка Александра II? Сделка между правительствами Российской империи и Соединённых Штатов Америки, в результате которой в 1867 году Россией за 7,2 млн долларов были проданы её владения в Северной Америке общей площадью 1518800 км²

Мечта Баранова не сбы­лась: Антипатр не оправдал своего имени. Александр I, который, кстати, состоял в Русско-американском обще­стве и получал дивиденды из его доходов, назначил в пре­емники Баранова совсем дру­гого человека. Им стал опыт­ный мореплаватель Леон­тий Гагемейстер. Но заменить Баранова он не смог: хватка была не та. С тех пор губерна­торы Русской Америки меня­лись часто, но никто не оста­вил в истории Аляски такого яркого следа, как Баранов.

Ситка – остров Баранова

На Ситке Баранов обустроил верфь, положив начало местному судостроению, построил медеплавильный завод и школу, орга­низовал добычу угля, расширил промысел каланов — морских куниц. Поэтому позже, уже после смерти Баранова, остров пе­реименовали, назвав в его честь.

 

Оставить комментарий