Великие сражения рождаются по гению или по глупости одной из сторон. Когда командир – дурак, то страдают в первую очередь свои солдаты, а не солдаты противника. И не просто страдают, а бессмысленно жертвуют своими жизнями.
История сохранила немало примеров, показывающих, как не надо командовать и к чему могут привести ошибки или откровенная глупость военачальников.
А так красивее!
Военное дело это – наука. Человечество веками воюет и основные законы войны давно выведены и неоспоримы. Однако всегда найдется одаренная личность, наподобие герцога Орлеанского, который буквально возомнил о себе невесть что и тем самым загубил всю кампанию.
Дело было так. 25 октября 1415 года недалеко от Азенкура (Северная Франция) состоялась битва между Англией и Францией. Французов было откровенно больше, кто говорит – в шесть раз, кто – в три раза, чем англичан.
В любом случае численное преимущество было на стороне лилии, а не льва. Этот факт столь сильно подействовал на герцога Орлеанского, который играл роль личного представителя французского короля в войсках, что он, герцог, повел себя не как мужчина и воин, а как юнец, который готов всем пожертвовать ради того, чтобы битва прошла «красиво».
По правилам войны лучники должны первыми нанести урон врагу, затем пехота должна была атаковать, расчистить путь рыцарям, чтобы те уже добили противника.
Но по приказу герцога пехота и лучники, то есть простые крестьяне, одетые чисто, но бедно, были убраны подальше от вельможных глаз, а на переднюю линию выставлены рыцари в сверкающих золотом и серебром доспехах.
Мало того, пока герцог красиво расставлял свое войско, англичане, легко поняв, откуда пойдет атака, незаметно натыкали там острых кольев.
Рыцари пошли первыми, напоролись на колья и попали под обстрел вражеских лучников. Блестящие воины повернули назад и благополучно смяли идущую за ними свою же пехоту. Битва была позорно проиграна французами, половину их поубивали, половину – взяли в плен. Зато рыцари в начале боя выглядели очень красиво.
Специалист по войне с рабами
В 53 году до н. э. в Древнем Риме был стратег по имени Марк Красс. Именно он подавил знаменитое восстание рабов под предводительством Спартака и сделал это довольно успешно, чем и заслужил доверие властей настолько, что ему поручили захватить Парфянское царство, выделив на это предприятие 40 тысяч солдат.
У парфян едва насчитывалось 10 тысяч бойцов, так что Крассу должно было хватить и даже с излишком.
Не хватило. Дурак Красс набрал себе большую часть воинов пехотинцев, а конницу решил почти совсем не брать. Парфяне же в основном были верхом, они налетали на римскую пехоту с разных сторон, обстреливали ее из луков и тут же удирали, упорно наводя римского полководца на мысль, что он имеет дело с трусливыми бойцами.
Укрепившись в этой мысли, Красе без остановки гнал свою пехоту в погоню за всадниками, в результате так ее измотал, что за короткое время лишился более 20 тысяч бойцов, и бесславно сгинул в этой схватке.
Марк Красс был взят парфянами в плен и там ему влили в рот расплавленное золото со словами: “Ты хотел золота – так напейся же им”. Жаль, Спартак этого не застал.
Давайте сначала поспим!
Техас почти 200 лет назад принадлежал Мексике. История сообщает нам, что Техас начал войну с Мексикой за свою независимость в 1835 году, так как в Мексике отменили рабство, а в Техасе рабов хватало и никто не собирался с ними расставаться.
Сначала мексиканцы побеждали, но как-то раз их серьезно подвел менталитет. Их армия оказалась неподалеку от деревни Сан-Хасинто в окружении, из которого в принципе можно было бы легко выбраться. Но… наступил обед, за ним – сиеста, которую, по мнению мексиканского генерала, отменять нельзя ни в коем случае.
Война войной, а обед по расписанию, это понятно. А вот следующий за ним послеобеденный отдых превратил войну в фарс. Пока мексиканские солдаты почивали, техасские войска, не дожидаясь прохладного вечера, налетели и перебили всю мексиканскую армию.
Это сражение оказалось решающим. После него Техас и Мексика подписали мирный договор, и целых девять лет Техас был независимым, пока его в 1845 году не подгребли под себя Североамериканские штаты. Техасцы думали, что Мексика захочет взять реванш и готовились к сражениям на Юге, не ожидая такой подлости с Севера. А оно вон как обернулось.
Я – юрист, мне лучше знать.
Когда адвоката производят в генералы, то в этом ничего страшного нет. Страшно, когда ему дают войска, реальную власть и отправляют в бой.
Так произошло с американским юристом Гидеоном Пиллоу, который в 1846 году внезапно стал бригадным генералом и, мало того, был назначен воевать с мексиканцами в настоящей войне. США к тому времени забрали себе Техас, как мы уже говорили, а теперь возжелали Калифорнию, которая по недоразумению все еще оставалась мексиканской.
Итак, наш адвокат-генерал, получив власть, велел солдатам рыть окопы. Те и вырыли там, где указал им генерал. Вот только враги оказались с противоположной стороны изготовленных по приказу бывшего адвоката оборонительных сооружений.
Вскоре выяснилось, что очень трудно воевать, находясь с другой стороны собственных, любовно приготовленных окопов. А вот мексиканцам это понравилось, и они с легкостью, играя, победили американцев.
Казалось бы, после столь сокрушительного поражения генерала должны были отправить обратно в адвокаты или даже наградить золотом, как это проделали с Марком Крассом.
Но вскоре в сенат пришло письмо, где рассказывалось, что, если бы не храбрые действия славного Гидеона Пиллоу, Америка окончательно проиграла бы Мексике. И нашего адвоката повысили в звании.
Правда, потом выяснилось, что письмо написал сам генерал. Из североамериканской армии его сразу выгнали, и он после начала Гражданской войны устроился опять генералом, но уже в армию конфедератов. Наверное, поэтому Юг и проиграл свою войну.
А я плавать не умею
Редко бывает, чтобы один человек хорошо разбирался во многих вещах сразу. Тем более в вопросах государственной важности или в военном деле в самых разных областях. Иногда нужны советники, но как раз советников надо выбирать с умом.
В 208 году династия Хань пыталась объединить весь Китай в единую страну. Но этого не произошло потому, что ханьский полководец Цао Цао не дружил с морем.
Нет, на суше он прекрасно расправлялся с врагом, но тут ему пришлось командовать флотом, а опыта у него в таком деле не было, а подчиненные все – северяне, которые моря и не нюхали, а потому страдали все поголовно от морской болезни.
Но нашелся вдруг человечек, который подсказал Цао Цао хитрый ход. Надо, мол, подогнать все корабли борт к борту вплотную друг к другу, связать их между собой цепями и идти вперед плотным строем.
Качка в результате уменьшится, бойцы, извините, блевать перестанут и из безвольных тряпок, уныло свисающих с фальшборта и отдававших морю все, что съели накануне, вновь превратятся в славных воинов.
На горе своим хозяевам Цао Цао послушался советчика, который оказался засланным врагами лазутчиком. Как только корабли были крепко связаны друг с другом, лазутчик поджег крайнее судно. Огонь быстро перепрыгивал с борта на борт, и весь флот моментально сгорел. А междоусобные войны продолжались еще 70 лет.