Главная » ОТДЫХ » Саша Черный. От сатиры к детской литературе

Саша Черный. От сатиры к детской литературе

Он прославился как поэт- сатирик Саша Черный, но предпочитал прятаться в мире детской литературы.

Саша Черный. От сатиры к детской литературе

Саша Черный. От сатиры к детской литературе

Одессит – Саша Гликберг

Саша Гликберг, будущий «сатириконовец» и автор знамени­тых «Дневников фокса Микки», родился в 1880 году в Одессе, в се­мье провизора Менделя Гликберга. Его детство прошло там же. Саша, как и любой одесский мальчишка, любил поглазеть на пожарную ка­ланчу, несущуюся по вызову, ловить голубей, шататься по Ришельевской улице, с любопытством прислушива­ясь к разговорам паломников на Афонском Пантелеймоновском под­ворье.

Но вот пришло время поступать в подготовительный класс гимназии. Для детей из еврейских семей это было непросто. Александр III евреев, мягко говоря, не любил. И после прихода к власти пересмотрел неко­торые реформы своего отца. Это коснулось в том числе и образова­ния. Были введены определенные нормы численности евреев в средних и высших учебных заведениях. А некоторые школы и лицеи так и во­все были для евреев закрыты.

Итак, Саша Гликберг поступил в белоцерковскую гимназию в неболь­шом городке Юрьеве. Но, уже по рас­сказам его жены, сбежал оттуда в Петербург. Его отец смирился с этим и продолжил оплачивать обучение и жизнь сына в столице. А потом прои­зошла странная история. «Завалив» экзамен по алгебре, Саша должен был остаться на второй год. Родите­ли были крайне недовольны этим фактом и попросту отказались как платить за обучение мальчика, как и оплачивать его проживание в Петербурге.

Саша Черный в молодости

Саша Черный в молодости

Саша остался без средств к существованию от слова «совсем». Ему помог журналист петербургской газеты «Сын отечества» – Александр Яблоновский, а точнее его статья «Срезался на алгебре», описывав­шая ситуацию, в которую попал Саша Гликберг.

На статью откликнулся статский советник Константин Кон­стантинович Роше, недавно потеряв­ший приемного сына. Так Саша ока­зался в Житомире в семье Роше, а обучение он продолжил во 2-й муж­ской гимназии. Запоем читал, писал стихи и влюбился. А спустя время опять скандал и отчисление из-за конфликта с директором гимназии без права дальнейшего поступления.

Случай неслыханный. И Константину Константиновичу ничего не остава­лось, как направить своего воспи­танника в армию.

И уже 1 сентября 1900 года Алек­сандр Гликберг – вольноопределяю­щийся. Два года он обучал грамоте солдат. Затем, попутно набравшись впечатлений на Новоселицкой таможне, что в Хотинском уезде в Бессара­бии, он вернулся в Житомир и начал работать в газете «Волынский вест­ник».

Его литературный дебют состо­ялся 2 июня 1904 года, но уже в кон­це июля того же года газету выпу­скать прекратили. И осенью 1904 го­да Александр уже в Петербурге, где и «родился» годом позже Саша Черный. Стихотворение «Чепуха» было опубли­ковано в сатирико-юмористическом журнале «Зритель» 27 ноября 1905 года. Автором указывался – Саша Черный.

В Петербурге Александр Гликберг работает таксировщиком в службе сборов Варшавской железной доро­ги под началом у Марии Ивановны Васильевой, своей будущей жены. Она старше Александра не только по должности, но и по возрасту. Ей уже 33, ему – 24.

Служебный роман с на­чальницей, да еще и старше себя. Кроме того, ее отец – статский со­ветник, а мать в родстве с купцами Елисеевыми. Ну как здесь не заподо­зрить корысть, расчет. Расчет, воз­можно, и был, но со стороны Марии Ивановны. Муж ей был необходим для выезда за границу для посеще­ния лекций в Университете Гейдель­берга. Именно туда молодожены и отправились весной 1906 года.

Что же касается любви, то Мария Ива­новна, описывая чувства мужа к ней, говорила, что это

…не была та страстная любовь, которую он испы­тывал к девушке в Житомире, а скорее глубокая привязанность к женщине-сестре-другу

Друзья и знакомые Александра Гликберга го­ворили, что его жена «днем и ночью охраняла его покой, создавая ему условия, в которых он мог творить, освобождая его от повседневных мелочей». И он творил. Его сатириче­ские стихи публиковались в журна­лах «Зритель», «Сатирикон», «Солнце России» и т. д. Его слава росла. Жур­нал «Золотое руно» назвал его «ко­ролем поэтов» «Сатирикона».

Журнал Сатирикон

Рождение детского писателя Саши Черного

Как детский поэт Александр Гликберг «родился» на страницах журнала «Жар-птица» в 1912 го­ду. Тогда были опубликованы его сти­хи «Приставала» и «Баю, кукла, баю-бай». Чуть позже издательство «Ши­повник» выпустит его детскую книгу «Тук-тук!» и детскую книжку-раскраску «Живая азбука». Казалось бы, где са­тира, а где детские стихи?!

Совер­шенно разные миры. Возможно, это была попытка «спрятаться» в наивном мире детей. А может быть, все дело в нерастраченной нежности. Ведь де­тей у Александра Михайловича и Марии Ивановны, к сожалению, не было. А детей поэт очень любил. Корней Чу­ковский однажды стал свидетелем то­го, как «Саша», так его называла дет­вора, с удовольствием катал на лодке абсолютно незнакомых детей.

В своей поэме «Ной» поэт прощал­ся с сатирой. Он принял решение пи­сать только для детей. Однако полно­стью посвятить себя детской литера­туре он сможет только в эмиграции. Вмешалась война, а затем револю­ция. Более того, кто знает, создал ли бы он своих персонажей, кота Бэппо и фокса Микки, останься он в Рос­сии?! Ведь «подглядел» он их именно за пределами страны.

А сначала грянула война. 19 июля 1915 года Германия объявила вой­ну России. Вольноопределяющегося Александра Гликберга ждала служ­ба в 13-м полевом запасном госпи­тале. Сначала в Петербурге, затем в Варшаве, а после тяжелого воспале­ния легких – в Гатчине. Но уже в 1917 году Александр Гликберг был переведен из Гатчины в Псков. Вско­ре Российская империя пала. И в августе 1918. года Гликберги прини­мают решение покинуть Псков.

Окольными путями в марте 1920 года они приезжают в Берлин. Поли­тические взгляды поэта были таковы: борьбу надо прекратить, а о России забыть. И он сосредоточился исклю­чительно на творчестве. В конце 1920 года берлинское издательство «Слово» опубликовало сборник дет­ских стихов Саши Черного – «Дет­ский остров». Книга, несмотря на до­вольно высокую цену, быстро разо­шлась по семьям эмигрантов, попа­дая прямиком в руки юных читате­лей. Помимо этого, поэт переиздал «Живую азбуку», выпустил альманах для детей «Цветень».

Тем временем в Германии назре­вает политический и экономический кризис. Цены в течение только 1922 года поднимались 40 раз и исчисля­лись уже миллиардами. Деньги носи­ли в бельевых и продуктовых корзи­нах, возили в детских колясках. Это не могло не затронуть книгоизда­тельское дело. Александр Михайло­вич и Мария Ивановна перебирают­ся в Рим.

Гуляя по столице Италии, поэт с ин­тересом наблюдает за жизнью улич­ных кошек, которых в городе великое множество. В его воображении рож­дается волшебная история о приклю­чениях римского кота Бэппо, кото­рые получили название «Кошачья са­натория». А спустя годы «кошачью» тему продолжит американский поэт Томас Элиот, написав цикл стихов «Популярная наука о кошках, напи­санная старым опоссумом». Именно он ляжет в основу мюзикла «Кошки».

В марте 1924 года Гликберги во Франции. Заработков в Риме практи­чески не было, а тут еще Муссолини подписал договор, «признающий Со­ветский Союз». Одним словом, оставаться в Италии было нельзя.

Саша Черный. Дневник фокса Микки

Саша Черный. Дневник фокса Микки

В местечке Гресси, что под Пари­жем, поэт заразился «фоксоманией». Он познакомился с фокстерьером Микки. Именно в Гресси родилась идея «Дневников фокса Микки». А дело было так. Марию Ивановну за «комнату» и «стол» пригласили зани­маться с детьми в одну из русских семей. В ней и жил упомянутый фок­стерьер Микки.

Александр Гликберг буквально погрузился в мир Микки. Более того, он стал видеть мир гла­зами Микки. И увлекся настолько, что чесался вместе с ним, катался на спине, ловил блох, грыз косточки и т. п. и т. д. Одним словом, прочувство­вал все житейские будни пса. Забав­ное было зрелище.

Благодаря поэту у Микки состоял­ся театральный дебют в детском спектакле «Мистер Кукки и его цирк».

Он специально написал его для де­тей и сыграл в нем главную роль – мистера Кукки. На Микки же нацепи­ли очки, полосатый цилиндр и цвет­ную куртку.

А в это время Александра Михай­ловича включили в состав редакции еженедельника «Иллюстрированная Россия». Он получил собственную ру­брику-«Страничку для детей».

Саша Черный. Домик в саду

В 1929 году Гликберги обзавелись небольшим участком земли в Ла Фавьер, что в Провансе, в старинном городке Борм-ле-Мимоза. Впервые они побывали в этом местечке еще в августе 1926 года и сразу влюби­лись в него. Но тогда не могло быть и речи о покупке земли и строитель­стве дома, пусть даже самого неза­тейливого. И только в 1929. году Александр Михайлович и Мария Ивановна приехали в Ла Фавьер как землевладельцы, а в 1930-м на их участке появился и дом. Здесь необ­ходимо отметить, что переехали они не одни, а с Микки. Год назад поэт завел собственного фокстерьера и назвал его Микки.
Дом в саду Саши Черного во Франции

Дом в саду Саши Черного во Франции

В Ла Фавьер поэт был счастлив. Он нашел свой «детский» остров, где можно прожить оставшиеся годы. Он пилил, красил, таскал воду и со­бирал хворост. Наслаждался «Буйабесом», боролся с муравьями и раз­говаривал с цикадами. Обо всем этом он писал ироничные истории и отсылал в «Иллюстрированную Рос­сию». Чуть позже все эти истории он соберет в детскую книжку «Чудесное лето».

В Александре Гликберге странным образом сочетались две абсолютно противоположных литературных ипо­стаси. Очень точно об этом написал писатель Иван Созонтович Лукаш:

… Саша Черный – это зловещий «сатириконовец», петербургский поэт по­следней перед революцией эпохи… А. Черный, нашего взрослого мира не принявший, видит иной мир, неве­роятный и милый, с окнами на потол­ках, … со скамьями-пароходами и прочими чудесами, и в этом мире от нас, от всего нашего вздора и всей возни, отдыхает.

В августе 1932 года Мария Ива­новна и Микки осиротели. Не стало Александра Михайловича. Инфаркт. Вскоре умер и Микки. Его отравили местные фермеры. После смерти хо­зяина он повадился к ним душить кур и гусей.

Мария Ивановна дожила до глубо­кой старости и умерла 13 июля 1961 года. После смерти супруга она так и осталась в Ла Фавьер. Ведь там по­хоронен муж, а она хотела быть ря­дом с ним.

 

 

Оставить комментарий