Святая вода… Живая вода… Именно вода, а не земля, камни, растения, да и о воздухе почему-то так не говорят, хотя без него тоже не выжить. С водой связывают очищающую, животворящую силу в христианстве.
Конечно, в руках Христа и святых любая субстанция могла стать животворящей. Своим прикосновением они были способны освятить горсть земли, и она становилась целебной. Но все-таки главные чудеса остались за водой.
Первозданное свойство воды
«Дух Божий носился над водою при сотворении мира», — повествует Книга Бытия. «Иисус Христос крестился в водах реки Иордан», — повествует Евангелие. По мнению Отцов Церкви, тогда Богочеловек, соприкоснувшись с материей — водой, тем самым освятил ее.
День Крещения называют Богоявлением, ведь Иоанн Креститель увидел над Христом голубя — Духа Божия и услышал Глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный…» С тех пор на Крещение не только освященная в храме вода, но и все воды обретают «первозданное свойство нетленности».
Пьют ли святую воду?
Древняя традиция
II век нашей эры. Считается, что именно тогда христиане стали проводить обряды с водой. В апокрифических «Деяниях апостола Петра» упоминается об окроплении жилища водой — для очищения. Такой же обычай ввел папа римский Александр I. Об освященной воде упоминает и святитель Епифаний Кипрский в своем сочинении «Против ересей» (IV век).
Праздник Богоявления (Крещения) стали впервые отмечать в Александрийской церкви Египта, почитали его и в других древних церквях, например в Антиохийской (Сирия). Святитель Иоанн Златоуст (IV век) пишет, что в полночь на Богоявление все жители Антиохии черпают воду, приносят ее домой, где хранят целый год, а то и более.
Причем вода не портится и через 2-3 года. По словам святителя Иоанна, это явное знамение. Сейчас известно, что крещенская вода может сохранять свежесть и дольше. Наверное, об этом знали и в древности.
Однако Иоанн Златоуст ничего не писал об освящении воды, о специальном чине, богослужении. Святость воды определялась днем Богоявления, самим праздником, а не молитвами и обрядами, над ней совершенными.
День святой воды
Главный смысл крещенских молитв состоит в том, чтобы вновь сделать воду способной стать явлением силы и любви Божией в нашем мире.
Малое водосвятие
Это действо известно с первых веков христианства, но считается, что окончательное формирование малого чина водосвятия произошло при константинопольском патриархе Фотие (IX век). Если великое водосвятие связано с Крещением Господним, то малое совершается в честь другого евангельского события.
…В Иерусалиме у Овечьих ворот была купальня, у которой лежало множество больных. Они ждали движения воды: ангел Господень по временам возмущал воду, и после этого первый входящий в купальню исцелялся. Среди больных был расслабленный уже много лет, и некому было опустить его в воду. Христос исцелил его словами: «Встань, возьми постель свою и ходи!»
Об этом повествует глава 5 Евангелия от Иоанна.
Малое водоосвящение издревле совершают в начале месяца, по постановлению Трульского собора (VII век), как противодействие языческим суевериям «в новомесячие». Также положено малое освящение в Преполовение Пятидесятницы («серединный» день между Пасхой и Троицей), в дни храмовых праздников, а также по желанию верующих. Сейчас в православных храмах его зачастую служат каждое воскресенье.
Проверка алгеброй гармонии
Атеисты поговаривают, что целительные свойства святой воды связаны с серебром. Мол, используют серебряные сосуды, опускают серебряный крест… Вода обеззараживается.
Да, кресты и сосуды бывают серебряные, но чаще, особенно в старые времена, они бывали металлическими, а то и деревянными. Но вода от этого менее святой не становилась. Это в магии чудеса зависят от металлов или камней. Святость воды связана с благодатью Святого Духа.
Божественные энергии для нас непостижимы. Однако кое-что узнать можно. Речь пойдет об особых физических свойствах святой воды — вполне доступных сегодня для исследования.
…Утром в Крещенский сочельник (18 января) сотрудники лаборатории по исследованию структуры воды «Аквасистема» (Москва) наполнили две колбы водой из водопровода. Одну колбу унесли в храм и поставили рядом с емкостью, над которой совершался обряд освящения.
После службы обе колбы заморозили в криогенной камере. А потом сфотографировали под микроскопом. Кристаллы простой воды из-под крана смотрелись как расплывчатое пятно.
Кристаллы святой воды оказались красивыми снежинками. Также установили: святая вода способна передавать свои свойства. Если 10 граммов такой воды развести в 60 литрах обычной, вся масса приобретет свойства святой воды.
Молитва святой воде
Интересные опыты проводились и в Петербурге. Инженер-электрофизик НИИ промышленной и морской медицины Ангелина Малаховская считает, что доказала: «Отче наш» и крестное знамение убивают микробов.
Для эксперимента брали воду с кишечной палочкой и золотистым стафилококком из разных водоемов и колодцев. После молитвы (причем читали и верующие, и атеисты) число патогенных бактерий уменьшалось по сравнению с контрольным образцом в 100 и более раз.
Выяснилось, что в дни церковных праздников (особенно на Богоявление) показатели воды значительно улучшаются: меняются ее электропроводимость, уровень Ph. А электромагнитное излучение святой воды аналогично излучению тела здорового человека.
Также при освящении воды повышалась ее оптическая плотность. Когда об этом рассказали профессору-геохимику П. В. Флоренскому, он напомнил, что еще его знаменитый дед, священник, богослов и религиозный философ Павел Флоренский, отмечал изменение физической плотности воды после чина освящения.
Знамение
Из года в год повторяется знамение, произошедшее при Крещении Иисуса: воды Иордана текут вспять. Накануне праздника православные христиане пускают по реке деревянные кресты с зажженными свечами. Вода уносит их в Мертвое море, а 19 января возвращает обратно! В этот же день пресная вода Иордана становится соленой…
Доказать святость экспериментально?
Нет, святость научно не докажешь, ибо Бог непостижим — так учат святые отцы. Возможно, поэтому даже православные ученые, а также священники часто выступают против научных экспериментов со святынями.
Иные прямо говорят: это — кощунство. Ибо Христос воплотился не для того, чтобы «естественную материю» заменить «сверхъестественной», «освященной», а для того, чтобы открыть нам путь к соединению с Богом, к духовно-нравственным высотам. И Он возвращает материи (в данном случае воде) ее изначальное свойство — служить средством такого единения.
Однако многие считают, что научные исследования непостижимых явлений полезны. Например, по мнению преподавателя петербургской Духовной академии отца Кирилла (Зинковского), в книге Малаховской «О тайне святой воды» нашли научное подтверждение давно известные факты церковной практики.
Наверное, научные исследования могут приоткрыть завесу тайны Божией, показать, что святая вода отличается от обычной, обладает особыми позитивными свойствами. Но, безусловно, открытия, зафиксированные опытами, не позволяют постичь святости, ее Божественного свойства.
Святая вода — не магическая жидкость. Она действует по-разному: может исцелить от смертельной болезни, может чуть улучшить состояние. Это отчасти зависит от человека, от его веры, жизни и покаяния. Но не всегда.
По учению Святых Отцов Церкви, главное — Божья воля, которая может исцелить с помощью воды разбойника или атеиста и оставить при физических страданиях глубоко верующего человека, поддержав его духовно. В этом тайна.