Казалось бы, времена Робинзона Крузо давно миновали. Но нет, и сейчас находятся отчаянные головы, готовые идти по стонам прославленного литературного персонажа. Правда, в отличие от героя Даниэля Дефо, современные Робинзоны зачастую уединяются на необитаемых островах добровольно. Англичанин Брэндон Гримшоу однажды решил отказаться от всех благ цивилизации и купил себе клочок земли в Индийском океане.
Сейшелы. Место под солнцем
Брэндон Гримшоу занимался бизнесом в Африке. Работа была интересная, но нервная: то тут, то там на Черном континенте вспыхивали волнения, беспорядки, межэтнические конфликты. В конце 1950-х годов Брэндон решил, что с него хватит, и уехал домой в Йоркшир, как ему казалось, навсегда. Но через некоторое время его стало тянуть обратно — к солнцу, теплому океану и привычной экзотике.
Гримшоу достал карту и стал думать, где бы ему хотелось провести остаток жизни. Взгляд упал на Сейшельские острова. Лучшего места и придумать было невозможно. До Восточной Африки — 1 600 км. Вокруг плещутся бирюзовые воды Индийского океана. Солнце и тепло круглый год — земли лежат чуть южнее экватора. Что еще нужно для полного счастья?! Маленький необитаемый островок!
Недолго думая, Брэндон собрал чемодан и улетел на Сейшелы на разведку. Весь отпуск он колесил от одного острова к другому, пока не оказался на небольшом клочке суши под названием Муайен. Это было именно то, что надо!
Размеры Сейшельского острова Муайен
Ходили слухи, будто морские разбойники закопали там клад, но все попытки отыскать сокровища ни к чему не привели. К началу 1960-х годов живописный остров не был приспособлен не только для жизни, но даже для дикого туризма. На Муайене отсутствовали связь, электричество и даже питьевая вода, которую приходилось возить с ближайшего острова Маэ.
Но трудности не пугали Брэндона Гримшоу. Он обратился к властям с просьбой продать ему Муайен. В 1962 году сделка состоялась: Гримшоу стал счастливым обладателем райского уголка земли всего за 8 000 фунтов стерлингов. Конечно, нынче на Сейшелах по такой бросовой цене ничего не купишь. Да что там говорить: стать хозяином даже крошечного островка сейчас могут только миллиардеры.
Сейшелы на двоих
Брэндону было всего 36 лет, когда он перебрался на необитаемый остров. Мужчина в самом расцвете сил! Но его планы по благоустройству острова были столь масштабны, что в одиночку бы он не справился. И тогда Брэндон нанял себе помощника по имени Рене Антуан Лафортун, жившего на соседнем острове Маэ: засучив рукава они принялись за дело.
С утра до ночи мужчины расчищали пляжи, собирали мусор. Много сил отняла борьба с кустарником, который заполонил весь остров. Кусты разрослись так, что кокосовые орехи не могли падать на землю — они застревали в зарослях растений. Гримшоу с напарником завезли и высадили 16 000 новых деревьев и проложили 5 км новых троп.
Исследовав Муайен, Гримшоу пришел к выводу: те, кто останавливался на острове до него, относились к природе настолько варварски, что истребили всю местную фауну. Для начала англичанин взялся за нелегкий труд по возвращению на остров птиц. На это ушло много времени и сил.
Брэндон и его помощник ловили на соседних островах пернатых, сажали их в клетки и привозили на Муайен. Там выпускали и прикармливали. Птицы съедали корм и улетали обратно, благо до «дома было крылом подать». Но Брэндон и Рене не сдавались. В конце концов птицы привыкли к новому месту, оценили все его прелести, в том числе и хорошую кормежку, и остались на Муайене навсегда. Так на острове стали раздаваться птичьи трели.
Следующим шагом по восстановлению фауны Муайена стала операция по возвращению гигантских сейшельских черепах. Гримшоу привозил на остров черепаху за черепахой. И внимательно наблюдал за каждой из них, стараясь создать настолько комфортные условия для жизни, чтобы ни у одной не возникало желания уплыть с острова.
Он присваивал им номера и давал имена — Элис, Флорита, Марго, Сара и т. д. Заносил пресмыкающихся в специальную книгу учета, в которой фиксировал любые изменения в их жизни. И, в конце концов, черепахи сдались и перестали удирать с Муайена. А немного погодя жизнь на острове настолько понравилась им что они неимоверно расплодились. На сегодняшний момент их популяция достигла 120 особей.
Благодаря неустанным трудам Гримшоу и Лафортуна, Муайен превратился в цветущий райский уголок. Теперь на его небольшой территории обитают 2/3 всей фауны Сейшельских островов. И все экскурсоводы отмечают, что такого разнообразия птиц нет больше нигде на архипелаге. Удивительно, что способны сотворить из заброшенного и дикого островка суши всего два человека!
Добро пожаловать в Рай!
Хоть Гримшоу и называли отшельником, дикарем, современным Робинзоном, а его помощника Пятницей, но они все-таки не замкнулись в собственном мирке. Брэндон готов был принимать на острове посетителей, чтобы преподать им урок любовного отношения к природе. Но для приема гостей требовались условия. Этим и занялись два товарища.
Они построили причал для лодок, облагородили могилы двух пиратов, нашедших здесь когда-то вечное пристанище. Составили карту острова и вручали ее каждому прибывшему. Открыли бар-ресторан «Веселый Роджер», небольшой музей и часовню, на стенах которой выбили имена всех владельцев острова, начиная с 1850 года.
Туристы платили за пребывание на Муайене всего 12 евро, в которые входила экскурсия, купание в чистых водах Индийского океана, прогулка по пешеходным тропам и обед в ресторане. Ночевка на острове была строго-настрого запрещена, в том числе и с палатками на берегу.
Всех посетителей встречала надпись на английском языке:
Пожалуйста, не тревожьте животный и растительный мир. Забирайте с собой, лишь фотографии, а здесь оставляйте отпечатки своих ног.
Однажды на остров в качестве туриста прибыл принц из Саудовской Аравии. Жемчужина Сейшельского архипелага произвела на него огромное впечатление, и принц предложил хозяину баснословную сумму за нее — 50 миллионов долларов. Гримшоу сказал твердое нет и пресек все попытки гостя торговаться.
В его планы никогда не входило превращать свой оазис первозданной природы в очередной остров-отель для толстосумов. А вот о чем он мечтал, так это о том, чтобы Муайену был присвоен статус национального парка. В течение 46 лет англичанин оббивал пороги властных структур. И, в конце концов, бюрократическая машина сломалась, не выдержав его натиска: в 2008 году остров, таки получил статус Национального парка Святой Анны.
Я ни о чем не жалею
Жизнь на Муайене не была такой уж безмятежной, какой могла показаться со стороны. На остров не раз обрушивались тропические шторма, после которых многое приходилось отстраивать заново. На Муайен нападали пираты. Брэндону доводилось сражаться с акулами. Его сознание одурманивали океанские миражи. В конце концов, ему просто приходилось очень много трудиться.
Но Гримшоу никогда не жалел о том, что выбрал для себя такую жизнь: он сделал это сознательно. Его часто спрашивали, не чувствует ли он себя одиноким. Нет, отвечал отшельник. И с улыбкой добавлял, что единственный раз в жизни он ощутил одиночество, когда ему пришлось провести ночь в лондонской ночлежке в обществе бомжей…
Довелось Брэндону изведать и горечь потери: в 2007 году умер от рака его верный друг Рене Лафортун. Сам Гримшоу скончался в 2012-м в возрасте 86 лет. Но дело его живет и процветает. Муайен остается национальным парком, и за островом, как и за его посетителями, бдительно присматривает живущий здесь смотритель — такой же почитатель природы, каким был и сам Гримшоу.