Смоленская икона Божией Матери поистине является одной из самых чтимых реликвий православия, причина скрыта в одном из самых древних и заслуженных русских городов: «город-щит», «город-ключ» – Смоленске.
С 863 года стоит он на защите западных пределов нашей страны, и минувшие столетия был бит и литовцами, и поляками, и французами, и немцами…
Его ровняли с землей, а он отстраивался и поднимался лучше прежнего. В чем тут дело?
Сыграл свою роль гений места? Безусловно. А еще — поддержка самой Богородицы, чей лик (по преданию, написанный евангелистом Лукой) хранил город, а вместе с ним и всю Россию. Речь, конечно же, о Смоленской иконе Божией Матери, или Смоленской Одигитрии, то есть Путеводительнице.
Из Византии с любовью
К сожалению, никаких подтверждений того, что Смоленскую Одигитрию действительно написал евангелист Лука, да еще и с натуры, не существует. Хотя, конечно, очень соблазнительно думать, что в Смоленске оказалась икона, для которой позировала сама Богородица. Но, скорее всего, это список с первообраза, созданного в I веке н. э. Список чтимый, снискавший славу чудотворного.
На Русь он прибыл прямиком из Византии: в 1046 году этой иконой император Константин Мономах благословил свою дочь на брак с киевским князем Всеволодом Ярославичем. А та, в свою очередь, передала ее сыну — Владимиру Всеволодовичу Мономаху.
Тот в 1097 году стал князем Смоленским и, разумеется, привез в свой новый дом и древнюю византийскую икону, для которой в 1101-м распорядился построить «ковчег» — Успенский собор: первое каменное строение Смоленска, да еще и на самом высоком холме! С той поры этот холм начали называть Соборным, а лик — Смоленским.
Воин Богородицы Святой Меркурий
Как покровительницу города Смоленскую Одигитрию начали почитать почти сразу же. Но воочию свою силу она явила в 1238 году.
Как известно, во время монгольского нашествия на Русь войска Батыя прошлись огнем и мечом по Рязанскому и Владимиро-Суздальскому княжествам, разорили Киев, Переславль и Чернигов, а на подступах к Новгородской республике и Смоленску почему-то остановились…
Считается, что в Новгород ордынцы не пошли из-за погоды: ранняя весна 1238 года превратила дороги в непроходимую трясину, и конница Батыя повернула обратно.
Но что не пустило монголов в Смоленск в 1239-м? Ведь они стояли всего в 35 километрах от города — у деревни Долгомостье. У ученых ответа на этот вопрос нет. Но смоляне не сомневаются: именно Богородица отвела от них неприятеля.
Согласно легенде, она спустилась с небес и обратилась к местному пономарю с тем, чтобы тот отыскал воина Меркурия, избранного спасти город от врагов. Этот самый Меркурий был человеком пришлым — он явился из Моравии и поступил на службу в княжескую дружину.
Поскольку Меркурий отличался «благочестивой жизнью: подвизался в посте и целомудрии», то нашли его в храме, разумеется молящимся. Узнав, что от него требуется, он, ни слова ни говоря, собрался и выехал на битву против татаро-монгол — в гордом одиночестве. И перебил их изрядное количество, в том числе и некоего исполина, против которого не мог выстоять ни один воин.
В отместку сын этого самого исполина подкрался к Меркурию со спины и отсек ему голову. Но Меркурий взял свою отрубленную голову в руки: он был готов продолжать бой!
Тут уж враги ужаснулись и, «побросав оружие, гонимые какой-то неведомой силой, бежали от города, под которым погибло так много их лучших бойцов, и удалились из пределов Смоленских».
А Меркурий, неся в одной руке копье, а в другой — голову, отправился обратно в город, войдя в который упал и наконец умер. Смоляне пытались поднять его тело, чтобы достойно похоронить, но не смогли сдвинуть с места. Так и лежал Меркурий под открытым небом три дни и три ночи, а затем за ним явилась Богородица с архангелами и перенесла его в Смоленский собор.
Говорят, будто его усыпальница находилась на почетном месте — рядом с самой Одигитрией. А на всеобщее обозрение были выставлены реликвии святого Меркурия — железные копье, шлем и сандалии.
Ни пяди врагу
Во время русско-польской войны 1609-1618 годов Смоленск принял на себя первый удар: он был взят в осаду, которая в общей сложности продолжалась целых 2 года. Но, перед тем как кольцо врага окончательно сомкнулось вокруг города, Смоленскую Одигитрию вывезли в Москву, чтобы та не пострадала.
И как знать, может, поэтому и не выстоял Смоленск: в июне 1611 года последние защитники города, укрывшись в Успенском соборе вместе с уцелевшими женщинами и детьми, взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах близ Соборного холма. В результате тот рухнул, погребя под собой и смолян, и останки святого Меркурия.
Победоносная Смоленская икона Божией Матери
В состав Русского государства Смоленск вернулся лишь в 1654 году. Но прошло еще больше 20 лет, прежде чем были начаты работы по сооружению нового здания Успенского собора.
Закончились же они еще позже — только в 1742-м. Зато с тех пор собор «ковчег Богородицы» более не разрушался, хотя Смоленск как был форпостом России, так им и остался…
Во время Отечественной войны 1812 года город одним из первых попал под удар. Европейцы вели себя не слишком по-европейски — грабили и разоряли Смоленск. Но Успенский собор Наполеон, пораженный красотой этого храма, словно парящего в воздухе, прикатал взять под охрану.
Правда, после того как французы ушли, смоляне недосчитались шлема святого Меркурия: видимо, воры приняли его за золотой.
Кстати, самой Смоленской Богородицы в городе в тот момент опять-таки не было: ее забрали в Москву. А накануне Бородинского сражения — по личному распоряжению Кутузова, который сам молился перед чудотворной иконой, — лик Богородицы обнесли вокруг всех рядов войск. И она не подвела — принесла России победу. А потом вернулась домой — в Смоленск.
Неопровержимый довод
Спустя 12 лет после Октябрьской революции, в 1929 году, новые власти превратили Успенский собор в антирелигиозный музей. Но все реликвии храма, включая Смоленскую Одигитрию, оставались в нем — вплоть до августа 1941 года, когда Смоленск был оккупирован фашистами.
Те, кстати, отчитались перед командованием, что «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная, икона… находится на изначальном месте и не повреждена».
Собор проинспектировал лично генерал-полковник вермахта Гейнц Гудериан. Как и Наполеон, он остался под большим впечатлением от убранства храма и тоже распорядился выставить вокруг него охрану. Но когда в сентябре 1943 года Смоленск был освобожден, в соборе не нашлось ни иконы Смоленской Богоматери, ни копья святого Меркурия.
Где теперь эти реликвии — неизвестно. Однако среди смолян ходит легенда, согласно которой и лик, и копье по-прежнему находятся в Смоленске: просто кто-то, спасая русские святыни от фашистов, слишком хорошо их спрятал, да так и умер, не успев никому рассказать, где тайник.
В качестве доказательства своей правоты они приводят такой довод. Еще целый год после освобождения от фашистов Смоленск оставался целью немецких летчиков. Те метили в железнодорожный узел, но и самого города не жалели. 70-метровый Успенский собор с его золотым пятиглавием был прекрасно виден при любой погоде. Однако же он не пострадал…
Сегодня в Успенском соборе Смоленска по-прежнему многолюдно: верующие идут поклониться Смоленской Богоматери — списку чудотворной иконы, сделанному в XVI веке. Задерживаются и у железных сандалий Меркурия. Подолгу стоят, молятся про себя. О чем? Да все о том же — о защите дома, чад и домочадцев и о спасении Отечества.
Спасение генерала
Перед тем как в 1941 году Красная армия вынуждена была оставить Смоленск, командующий 16-й армией генерал Михаил Лукин получил приказ: уничтожить Успенский собор — слишком хороший ориентир для наведения целей противника. Но Лукин ослушался и сохранил «ковчег Богородицы» для потомков.
А она взамен сохранила ему жизнь. Судите сами. Во время битвы за Москву генерал был ранен и попал в плен. Немецкие врачи спасли его (хотя для этого военачальнику пришлось ампутировать ногу) и — отправили в концлагерь, ведь Лукин отказался сотрудничать с фашистами. Его освободили только в 1945-м.
Генерал вернулся на Родину, где его дело изучал лично Сталин, который постановил:
«Преданный человек, в звании восстановить, по службе не ущемлять».