Главная » ОТДЫХ » Собака Баскервилей не плод фантазий Конан Дойла

Собака Баскервилей не плод фантазий Конан Дойла

Трудно найти человека, который не читал повесть Артура Конан Дойла «Собака Баскервилей». В основу произведения легла средневековая английская легенда. Впрочем, современные исследователи творчества сэра Артура выдвигают и другие предположения, в том числе криминальные…

Собака Баскервилей не плод фантазий Конан Дойла

Собака Баскервилей не плод фантазий Конан Дойла

Черная собака предвестник несчас­тий

В графствах на востоке Англии, в том числе и Девоншире, еще в Средние века зародились легенды о встречах с огромной черной собакой. Эти встречи всегда были предвестниками несчас­тий. Собственно, слухи о такой собаке ходили по всей стране. Говорили, что шерсть ее была черная как смоль, из от­крытой жуткой пасти вырывался огонь, из глаз сыпались искры, а по загривку пробегало мерцающее пламя. Обычно ее видели в безлюдных местах, у при­брежных скал или на болотах. Появ­лялся монстр только перед одинокими путниками.

Черное животное считалось олице­творением сил зла. В английском языке есть словосочетание «black dog», озна­чающее «уныние» — один из смертных грехов, в который вводит Сатана маловерных. Вероятно, именно поэтому чу­довищем из легенды оказалась именно черная собака, а не другой зверь.

Очевидцы рассказывали, что, на первый взгляд, это был обычный круп­ный пес, но, едва человек приближался к нему, тот исчезал, будто сквозь зем­лю проваливался, при этом возникали всполохи яркого света. Что касается на­падения на людей, то таких фактов зафиксировано не было. Однако легенда о монстре продолжала передаваться из поколения в поколение.

Собака Баскервилей ангел-хранитель семейства

Особенно чтили предание в знат­ном семействе Баскервилей-Воганов, живших в Девоншире уже три века. Близкий друг Конан Дойла, журналист Флетчер Робинсон, водил знакомство с одним из Баскервилей, 32-летним сэром Генри.

Биографы писателя счи­тают, что именно Флетчеру пришла в голову идея повести о собаке-монстре из легенды. Справедливости ради надо заметить, что сэр Генри никогда не выезжал в Канаду, он постоянно жил в Англии. Да и, согласно семейно­му преданию, собака проклятием во­все не была: Баскервилям не вредила, напротив, защищала их якобы от злых сил, появляясь всякий раз, когда кто- то из рода умирал. Почитали ее не вра­гом, а заступником.

На фото слева Артур Конан Дойл, справа Бертрам Флетчер Робинсон

На фото слева Артур Конан Дойл, справа Бертрам Флетчер Робинсон

Какая истинно аристократическая семья без преданий? Вот и Баскервили поддерживали свою личную средневе­ковую легенду, чтобы показать древ­ность своего рода, ведущего начало от последних королей Уэльса, а значит, и от самого короля Артура.

Сюжет о собаке Баскервилей за­думывался Конан Дойлом вовсе не в рамках историй о Шерлоке Холмсе. Из­начально он хотел написать готический роман, потому-то образ собаки и стал зловещим: каким же еще быть семейно­му проклятию?

Случай в церкви

Впрочем, есть мнение, что писатель взял за основу вовсе не рассказ сэра Генри Баскервиля, а брошюру «Странное и ужасное чудо, случившееся недавно в одной церкви в Банги», написанную пре­подобным Абрахамом Флемингом. Речь в ней идет о случае, очевидцами которо­го в 1577 году стали прихожане церкви небольшого городка близ Нориджа.

4 августа утром, с 9 до 10 часов, при­мерно два десятка местных жителей собрались на проповедь в церкви Свя­той Марии. В это время началась силь­ная гроза. Раскаты грома были такими оглушающими, а молнии сверкали так ярко, что, казалось, наступил конец све­та. Вдруг двери в храм распахнулись, и внутрь ворвалась огромная черная со­бака. Пес набросился на двух мужчин и с легкостью перегрыз им горло, а затем растворился в воздухе.

Как потом утверждали очевидцы, эта же собака через несколько минут ворва­лась в церковь Троицы в городе Блайс- бурге, что в 11 километрах от Банги. Там зверь убил еще двух мужчин и мальчика, а один из прихожан получил ожог на руке от пламени, вырвавшегося из пасти пса. Собака и тут исчезла так же неожидан­но, как появилась. О том, что она была в церкви, напоминали только следы когтей на двери храма. Говорят, они со­хранились надолго, и Конан Дойл мог их видеть лично.

Слухи о Собаке Баскервилей

Нельзя не сказать, что автор мис­тической брошюры, преподобный Фле­минг, сам-то не был свидетелем ни од­ного, ни другого происшествия. Он в то время служил ректором собора Святого Панкраса в Лондоне и почти никуда не выезжал.

В своем труде он ссылался на какие-то «писанные документы» из архивов обоих храмов. Однако никто, кроме него, их никогда не видел. Иссле­дователи установили, что в церковных книгах нет никаких записей о странном событии. В них говорится только о силь­ной грозе, во время которой погибло несколько прихожан, а другие получили ожоги от молнии.

Так что рассказ Фле­минга не подтвержден документально, он основан лишь на показаниях свиде­телей. Люди, скорее всего, были страш­но напуганы громом и молнией, поэтому им могло показаться что угодно. После внезапной вспышки света перед глаза­ми часто возникают черные круги, воз­можно, все это вместе и сложилось в причудливую жуткую картинку.

Есть и другое объяснение. Мисти­чески настроенные прихожане, в ужа­се от грозы, могли увидеть чудовище в обычной собаке. В те времена всем прихожанам, независимо от социаль­ного статуса, позволялось приходить в церковь с питомцами. При храмах даже имелись специальные служители, кото­рые присматривали за животными, пока их хозяева находились на службе.

Если собаки поднимали шум или устраивали возню, их просто выставляли за дверь. Так вот, в церковной книге храма Святой Марии сохранилась запись не только о страшной грозе, но и о том, что некими прихожанами было оплачено нахожде­ние в храме питомцев.

А по свидетельству преподобного Флеминга, прихожане, когда в храме потемнело, упав на колени, стали исто­во молиться. Собака, даже не слишком большая, может достать до плеча че­ловеку, стоящему на коленях, и в свете молний показаться огромной. К тому же молния могла отразиться в глазах пса красным светом, как это бывает при фо­товспышке.

Конан Дойл не автор Собаки Баскервилей?

С «Собакой Баскервилей» связана еще одна запутанная история. Есть мне­ние, что повесть написал не Артур Конан Дойл, а тот самый журналист Флетчер Робинсон. Уже в наше время писатель Роджер Гаррик-Стил и преподаватель физики и биологии Пол Спайринг ре­шили выяснить истину и обратились в министерство внутренних дел за разре­шением на эксгумацию останков Робин­сона, чтобы выяснить… не был ли жур­налист отравлен.

Слухи о Собаке Баскервилей

Дело в том, что изначально повесть планировалось издать в соавторстве Конан Дойла и Робинсона, автора идеи. Соавторство писателя и журналиста, кстати, подтвердил в 1959 году кучер по фамилии Баскервиль, который возил в свое время обоих к болотам.

Однако из­датели побоялись потерять прибыль и оставили на обложке только имя известного писателя. А Робинсона упомянули вскользь, и только в первом издании. При этом известно, что Конан Дойл от­дал журналисту четверть гонорара.

А спустя 5 лет после выхода книги, в 1907 году, Флетчер умер. Официальной причиной смерти назвали тиф. Только почему-то покойного не кремировали, как полагалось при таком диагнозе, а похоронили на кладбище.

Стил и Спайринг считают, что ника­кого тифа не было и в помине. Это Конан Дойл, опасаясь, что всплывет правда о соавторстве и придется снова делиться гонорарами, принудил жену своего дру­га (и одновременно свою любовницу)… отравить мужа опием.

Если эксгумацию все же разрешат, ее проведет токсиколог Сьюзен Патер­сон, которая тоже считает, что журна­лист был отравлен. Впрочем, даже если следы опия и найдутся, то не факт, что к этому причастен сэр Артур. В любом случае приходской совет церкви катего­рически против эксгумации и разреше­ния на нее не дает.

Алкалоид эрготамин, причина массовой галлюцинации

Существует и научное объяснение жутким видениям в храме Святой Ма­рии во время грозы. В Средние века, если лето было дождливым, колос­ки злаков оказывались зараженными грибком спорыньей. Понятно, что такие годы были неурожайными и люди собирали с полей все, до последнего колоска, порой даже еще не созревшего, когда спорынья была особенно ядо­витой.

Огни святого Антония

Алкалоид эрготамин, содержащийся в спорынье, вместе с мукой по­падал в хлеб, вызывая целые эпидемии болезни под названием «огни святого Антония». Это заболевание сопровождается судорогами или галлюцинациями, напоминающими воздействие ЛСД. Поскольку лето в тот год было благоприят­ным для спорыньи, возможно, прихожане находились под воздействием эрготамина, вот и видели всяких чудовищ.

 

 

 

Оставить комментарий