Трудно найти человека, который не читал повесть Артура Конан Дойла «Собака Баскервилей». В основу произведения легла средневековая английская легенда. Впрочем, современные исследователи творчества сэра Артура выдвигают и другие предположения, в том числе криминальные…
Черная собака предвестник несчастий
В графствах на востоке Англии, в том числе и Девоншире, еще в Средние века зародились легенды о встречах с огромной черной собакой. Эти встречи всегда были предвестниками несчастий. Собственно, слухи о такой собаке ходили по всей стране. Говорили, что шерсть ее была черная как смоль, из открытой жуткой пасти вырывался огонь, из глаз сыпались искры, а по загривку пробегало мерцающее пламя. Обычно ее видели в безлюдных местах, у прибрежных скал или на болотах. Появлялся монстр только перед одинокими путниками.
Черное животное считалось олицетворением сил зла. В английском языке есть словосочетание «black dog», означающее «уныние» — один из смертных грехов, в который вводит Сатана маловерных. Вероятно, именно поэтому чудовищем из легенды оказалась именно черная собака, а не другой зверь.
Очевидцы рассказывали, что, на первый взгляд, это был обычный крупный пес, но, едва человек приближался к нему, тот исчезал, будто сквозь землю проваливался, при этом возникали всполохи яркого света. Что касается нападения на людей, то таких фактов зафиксировано не было. Однако легенда о монстре продолжала передаваться из поколения в поколение.
Собака Баскервилей ангел-хранитель семейства
Особенно чтили предание в знатном семействе Баскервилей-Воганов, живших в Девоншире уже три века. Близкий друг Конан Дойла, журналист Флетчер Робинсон, водил знакомство с одним из Баскервилей, 32-летним сэром Генри.
Биографы писателя считают, что именно Флетчеру пришла в голову идея повести о собаке-монстре из легенды. Справедливости ради надо заметить, что сэр Генри никогда не выезжал в Канаду, он постоянно жил в Англии. Да и, согласно семейному преданию, собака проклятием вовсе не была: Баскервилям не вредила, напротив, защищала их якобы от злых сил, появляясь всякий раз, когда кто- то из рода умирал. Почитали ее не врагом, а заступником.
Какая истинно аристократическая семья без преданий? Вот и Баскервили поддерживали свою личную средневековую легенду, чтобы показать древность своего рода, ведущего начало от последних королей Уэльса, а значит, и от самого короля Артура.
Сюжет о собаке Баскервилей задумывался Конан Дойлом вовсе не в рамках историй о Шерлоке Холмсе. Изначально он хотел написать готический роман, потому-то образ собаки и стал зловещим: каким же еще быть семейному проклятию?
Случай в церкви
Впрочем, есть мнение, что писатель взял за основу вовсе не рассказ сэра Генри Баскервиля, а брошюру «Странное и ужасное чудо, случившееся недавно в одной церкви в Банги», написанную преподобным Абрахамом Флемингом. Речь в ней идет о случае, очевидцами которого в 1577 году стали прихожане церкви небольшого городка близ Нориджа.
4 августа утром, с 9 до 10 часов, примерно два десятка местных жителей собрались на проповедь в церкви Святой Марии. В это время началась сильная гроза. Раскаты грома были такими оглушающими, а молнии сверкали так ярко, что, казалось, наступил конец света. Вдруг двери в храм распахнулись, и внутрь ворвалась огромная черная собака. Пес набросился на двух мужчин и с легкостью перегрыз им горло, а затем растворился в воздухе.
Как потом утверждали очевидцы, эта же собака через несколько минут ворвалась в церковь Троицы в городе Блайс- бурге, что в 11 километрах от Банги. Там зверь убил еще двух мужчин и мальчика, а один из прихожан получил ожог на руке от пламени, вырвавшегося из пасти пса. Собака и тут исчезла так же неожиданно, как появилась. О том, что она была в церкви, напоминали только следы когтей на двери храма. Говорят, они сохранились надолго, и Конан Дойл мог их видеть лично.
Слухи о Собаке Баскервилей
Нельзя не сказать, что автор мистической брошюры, преподобный Флеминг, сам-то не был свидетелем ни одного, ни другого происшествия. Он в то время служил ректором собора Святого Панкраса в Лондоне и почти никуда не выезжал.
В своем труде он ссылался на какие-то «писанные документы» из архивов обоих храмов. Однако никто, кроме него, их никогда не видел. Исследователи установили, что в церковных книгах нет никаких записей о странном событии. В них говорится только о сильной грозе, во время которой погибло несколько прихожан, а другие получили ожоги от молнии.
Так что рассказ Флеминга не подтвержден документально, он основан лишь на показаниях свидетелей. Люди, скорее всего, были страшно напуганы громом и молнией, поэтому им могло показаться что угодно. После внезапной вспышки света перед глазами часто возникают черные круги, возможно, все это вместе и сложилось в причудливую жуткую картинку.
Есть и другое объяснение. Мистически настроенные прихожане, в ужасе от грозы, могли увидеть чудовище в обычной собаке. В те времена всем прихожанам, независимо от социального статуса, позволялось приходить в церковь с питомцами. При храмах даже имелись специальные служители, которые присматривали за животными, пока их хозяева находились на службе.
Если собаки поднимали шум или устраивали возню, их просто выставляли за дверь. Так вот, в церковной книге храма Святой Марии сохранилась запись не только о страшной грозе, но и о том, что некими прихожанами было оплачено нахождение в храме питомцев.
А по свидетельству преподобного Флеминга, прихожане, когда в храме потемнело, упав на колени, стали истово молиться. Собака, даже не слишком большая, может достать до плеча человеку, стоящему на коленях, и в свете молний показаться огромной. К тому же молния могла отразиться в глазах пса красным светом, как это бывает при фотовспышке.
Конан Дойл не автор Собаки Баскервилей?
С «Собакой Баскервилей» связана еще одна запутанная история. Есть мнение, что повесть написал не Артур Конан Дойл, а тот самый журналист Флетчер Робинсон. Уже в наше время писатель Роджер Гаррик-Стил и преподаватель физики и биологии Пол Спайринг решили выяснить истину и обратились в министерство внутренних дел за разрешением на эксгумацию останков Робинсона, чтобы выяснить… не был ли журналист отравлен.
Дело в том, что изначально повесть планировалось издать в соавторстве Конан Дойла и Робинсона, автора идеи. Соавторство писателя и журналиста, кстати, подтвердил в 1959 году кучер по фамилии Баскервиль, который возил в свое время обоих к болотам.
Однако издатели побоялись потерять прибыль и оставили на обложке только имя известного писателя. А Робинсона упомянули вскользь, и только в первом издании. При этом известно, что Конан Дойл отдал журналисту четверть гонорара.
А спустя 5 лет после выхода книги, в 1907 году, Флетчер умер. Официальной причиной смерти назвали тиф. Только почему-то покойного не кремировали, как полагалось при таком диагнозе, а похоронили на кладбище.
Стил и Спайринг считают, что никакого тифа не было и в помине. Это Конан Дойл, опасаясь, что всплывет правда о соавторстве и придется снова делиться гонорарами, принудил жену своего друга (и одновременно свою любовницу)… отравить мужа опием.
Если эксгумацию все же разрешат, ее проведет токсиколог Сьюзен Патерсон, которая тоже считает, что журналист был отравлен. Впрочем, даже если следы опия и найдутся, то не факт, что к этому причастен сэр Артур. В любом случае приходской совет церкви категорически против эксгумации и разрешения на нее не дает.
Алкалоид эрготамин, причина массовой галлюцинации
Существует и научное объяснение жутким видениям в храме Святой Марии во время грозы. В Средние века, если лето было дождливым, колоски злаков оказывались зараженными грибком спорыньей. Понятно, что такие годы были неурожайными и люди собирали с полей все, до последнего колоска, порой даже еще не созревшего, когда спорынья была особенно ядовитой.
Огни святого Антония