В мире существует великое множество ненайденных кладов, и о подавляющем большинстве из них никто даже не подозревает, потому что они были спрятаны вдали от глаз, их окружает глубокая тайна. Гораздо меньшая часть зафиксирована в документах, но точное их местонахождение не указано. И есть особая категория – легендарные клады, которые то ли существуют, то ли нет. Тут главное, как к этому относиться. Во всяком случае Генрих Шлиман поверил в одну из таких легенд – и нашел Трою.
А в США вот уже полтора века не утихают разговоры о пропавшем золоте северян. Об этом золоте не сохранилось никаких официальных отчетов или иных документов – только рассказы местных жителей. Тем не менее, его история заинтересовала целый ряд ведущих американских газет и даже Федеральное бюро расследований.
Секретная экспедиция северян
В 1863 году, во время Гражданской войны Севера с Югом, после победы при Чанселорсвилле южане перешли в решительное наступление и достигли границ Пенсильвании. Часть золотого запаса северян, хранившаяся в городе Уилинге, штат Западная Вирджиния, оказалась под угрозой захвата врагом, поэтому было решено тайно перевезти золото в хранилище в Филадельфии.
Несколько десятков золотых слитков, каждый весом более 22 килограммов, покрасили в черный цвет и спрятали под двойным дном в двух повозках, запряженных мулами. Охрану обеспечивал взвод кавалеристов, проводником стал сержант Джим Коннорс, а командиром – лейтенант Джон Кэстлтон, единственный из всех посвященный в тайну золота, остальные не знали, что перевозят. О том, под каким официальным предлогом должен был совершаться поход, легенда умалчивает.
В те времена Пенсильвания была еще малообжитым краем с заболоченными низинами и густыми лесными зарослями, через которые пришлось продвигаться отряду лейтенанта Кэстлтона, избегавшего дорог ради обеспечения секретности миссии.
В пути лейтенант заболел малярией и периодически впадал в забытье, поэтому экспедицию временно возглавил сержант Коннорс. Он довел ее до городка Клэриона, где путники узнали о том, что армия южан вторглась в Пенсильванию. Пришлось идти обходными путями, по незнакомой местности, имея на руках только карту 20-летней давности.
Во время остановки в деревне Сент-Мэриз у лейтенанта Кэстлтона начался очередной приступ малярии, и в бреду он выдал тайну драгоценного груза. Так его подчиненные узнали истинную цель похода. Наутро отряд продолжил свой путь, и больше его никто никогда не видел.
Рождение легенды сокровища времен Гражданской войны Севера с Югом
Относительно дальнейшего развития событий существует несколько версий.
Согласно одной из них, состояние лейтенанта ухудшалось, отряд вынужден был остановиться, и Коннорс в сопровождении двух солдат отправился в ближайший населенный пункт в поисках врача или лекарства от малярии. Через несколько дней он вернулся обратно, но на месте стоянки нашел только брошенные повозки. Решив, что лейтенант навьючил золото на мулов и дальше отправился верхом, он со своими солдатами спустя какое-то время благополучно добрался до армии северян.
По другой версии, через два месяца после того как отряд покинул деревню Сент-Мэриз, в сорока пяти милях от нее из леса вышел один лишь Коннорс. Он был крайне изможден, едва держался на ногах и разговаривал с большим трудом. По его словам, на них напали партизаны южан, совершавшие рейды по северным штатам. Они перебили все сопровождение каравана и захватили золото. Сам Коннорс уцелел чудом.
В штабе северян ему не поверили, долго допрашивали и, не добившись ничего вразумительного, отправили в действующую армию. По окончании войны он вышел в отставку и за стаканчиком доброго старого виски любил вспоминать о своих приключениях в лесах Пенсильвании. Собственно, его рассказы и послужили той основой, на которой со временем возникла легенда о пропавшем золоте.
Довольно широко распространена и такая версия: золото растащили солдаты сопровождения, оставшиеся с Кэстлтоном. После ухода Коннорса они вполне могли воспользоваться беспомощным состоянием больного лейтенанта и унести с собой или перепрятать драгоценные слитки. При этом между ними могла возникнуть ссора, закончившаяся кровопролитием, а косвенным подтверждением такого предположения являются некоторые находки, обнаруженные в глухой лесной чащобе
Компетентное расследование Алана Пинкертона
Сразу же, по горячим следам, к поискам пропавшего золота было привлечено известное агентство Алана Пинкертона. Его детективы под видом золотоискателей и лесорубов тщательно обследовали леса в окрестностях Сент- Мэриз, расспрашивая местных жителей о подозрительных событиях или внезапном обогащении кого-либо из них. Ответом было глухое молчание.
Тем не менее, поиски продолжались, и два года спустя детективы Донован и Дуган откопали в лесу, в четырех милях от последней стоянки отряда Кэстлтона, один целый золотой слиток и часть второго. Примечательно, что через несколько лет удачливые напарники, выйдя в отставку, поселились неподалеку от того места и все свободное время стали проводить в лесу, хотя прежде особой любовью к природе не отличались.
Годом позже на одной из окрестных ферм были обнаружены два мула с армейскими клеймами, будто бы найденные их новым владельцем в лесу, а еще через десять лет геодезисты наткнулись на старое кострище, вокруг которого лежали человеческие останки. По заключению экспертов, они могли принадлежать лейтенанту Кэстлтону и его солдатам.
На этом, собственно, расследование агентства Пинкертона и завершилось, но история о пропавшем золоте продолжала жить своей жизнью и ровно через сто лет вновь напомнила о себе.
Возвращение легенды
В 1975 году Дэннис Парада, продавец мебельного магазина и кладоискатель- любитель из Филипсбурга, штат Пенсильвания, случайно познакомился с неким Майком Мэлли, который сообщил ему, что в одном из окрестных лесов сокрыт крупный клад золота, и ему известно, где именно. Он рассказал историю отряда лейтенанта Кэстлтона и даже нарисовал карту с ориентирами, указывавшими на место последней стоянки экспедиции, вблизи которой и было зарыто золото.
Дождавшись выходных, Парада с компанией друзей отправился в лес, где смог удостовериться в правильности указанных его новым знакомцем примет. Однако отыскать главную из них – кострище с останками солдат – так и не удалось. Тем не менее, Парада не терял надежды на успех, и с тех пор поиски пропавшего золота стали для него своего рода навязчивой идеей.
Впрочем, эта идея овладела не им одним. На протяжении десятилетий множество людей пытали счастья в лесистых горах и в долине реки Делавэр. С этой целью местный краевед Джеймс Бурке даже создал «Историческое общество», снаряжавшее специальные поисковые отряды.
Особенно вдохновляющей для него стала встреча с геодезистом Джеком Шаллом, который поведал ему историю о том, как 20 лет назад в баре деревни Сент-Мэриз услышал от одного из собутыльников рассказ о найденном им в лесу золотом слитке. А когда Шалл усомнился в его словах, тот привел его к себе домой и извлек из-под кровати тяжелый слиток желтого металла. Вполне возможно, что это было золото Кэстлтона.
Слово профессионала
Об общем количестве пропавшего золота сведения имеются самые разные. По одним из них, Кэстлтон перевозил 26 слитков, по другим – более пятидесяти, а газета «Вашингтон пост» утверждала, что в повозках было спрятано около двух тонн драгоценного металла.
Парада вернулся к его поискам в 2004 году. К тому времени он уже стал профессиональным кладоискателем, создал свою поисковую компанию и нашел несколько крупных кладов. Теперь у него были необходимые средства и новейшее оборудование. Это позволило ему отыскать последний лагерь экспедиции с тем самым кострищем, о котором рассказывал Майк Мэлли. Возле него он извлек из земли несколько старинных вещей, которые, как впоследствии оказалось, не имели к экспедиции Кэстлтона никакого отношения.
Тем не менее, когда Парада сообщил властям штата о своей находке, ему было запрещено вести дальнейшие раскопки. По его словам, ему отказали в разрешении на продолжение раскопок без каких-либо объяснений, тогда как в департаменте по природным ресурсам заверили, что он сам отказался уплатить требуемую для этого сумму.
Возможно, что кладоискатель и в самом деле не спешил рисковать своими деньгами, потому что в течение четырех лет уже потратил на поиски клада более 20 000 долларов. В то же время представителям прессы он неоднократно заявлял о том, что полностью уверен в конечном успехе.
За дело берется ФБР
В марте 2008 года жители городка Дрифтвуд были немало удивлены тем, что в десяти милях от него, на лесной поляне, появился целый лагерь фэбээровцев с большим армейским шатром, трейлерами и передвижной станцией спутниковой связи.
По поляне сновали агенты и представители администрации штата, среди которых с многозначительным видом расхаживал Дэннис Парада в окружении сотрудников своей компании. На вопросы корреспондента питтсбургской газеты о том, чем вызвано появление всех этих людей в провинциальной глуши, он заявил, что ФБР запретило какие-либо разговоры на данную тему.
Тем не менее, сведения о том, что ФБР занялось поисками пропавшего золота лейтенанта Кэстлтона, просочились в прессу, и краевед Джеймс Бурке предположил, что, по всей видимости, для этого появились какие-то веские основания. Вот только какие именно?
Потратив не один год на поиски пропавшего золота, Бурке не нашел никаких подтверждений того, что оно существовало. Однако ему показалось сомнительным, чтобы ФБР стало тратить силы только лишь под впечатлением от досужих рассказов обывателей.
А между тем поиски, которые вели фэбээровцы в лесу близ Дрифтвуда, продолжались до середины марта и, по их официальному заявлению, завершились безрезультатно. Хотя если они что-то и нашли, то вряд ли известили бы об этом общественность.
Впрочем, то же самое касается и их коллег из агентства Пинкертона, около века назад поселившихся примерно в тех же местах…