Турция и кофе — два неразрывно связанных между собой понятия. Неспроста же кофе по-турецки входит в перечень нематериальных объектов, охраняемых ЮНЕСКО. Между тем еще в XVII веке за публичное распитие кофе в Константинополе (ныне Стамбул) можно было поплатиться головой, ибо в 1633 году султан Османской империи Мурад IV запретил кофейни!
Кофе, не для мусульман!
Кофейные зерна в Африке и на Аравийском полуострове были известны с давних времен, но только в XV веке жители Йемена догадались размолоть их в порошок и заварить крутым кипятком. Получившийся напиток быстро распространился по всему бассейну Красного моря и в самом начале XVI столетия достиг Константинополя и других городов необъятной Великой Порты, где сразу приобрел множество… врагов.
Трудно поверить, но на будущей родине кофе по-турецки эту новинку поначалу приняли в штыки. Османцам казалось, будто бодрящее свойство кофе роднит его с одурманивающими веществами, которые Коран строго запрещал: с их точки зрения, напиток вовсе не тонизировал, а, наоборот, опьянял и расслаблял человека. А такое состояние настоящим мусульманам испытывать не пристало! К тому же они консервативно считали, что коль скоро пророк Мухаммед кофе не пил, то и его последователи этого делать не должны.
Поэтому в Мекке, например, кофе чуть ли не сразу попал под запрет: в 1511 году высокопоставленный чиновник по имени Хаир бек аль-Мимар приказал хватать людей, пьющих этот напиток на улице. Правда, спустя несколько недель другой чиновник, занимавший пост еще более значимый, чем аль-Мимар, велел тому оставить кофеманов в покое. Но в других городах Османской империи почитатели кофе регулярно подвергались гонениям: чаще всего их почему-то преследовали в Каире.
А поговорить, то только в кофейне
Однако кофе было уже не остановить! К концу XVI века при дворе султана имелся официальный поставщик кофейных зерен, а в Константинополе работали сотни кофеен. Кофе в них стоил недорого, да и открыты они были для всех слоев османского общества. Уже одно это способствовало их популярности.
Но не менее важной была другая составляющая: возможность свободно общаться! Ведь до появления кофеен в Порте практически отсутствовали общественные заведения, куда правоверные могли прийти и обсудить свои проблемы. В мечетях разрешалось беседовать только о высоком, а посещать таверны мусульманам строго запрещалось.
В кофейнях же, за чашечкой горького напитка, можно было просто поговорить, обменяться взглядами — и на житейские, и на политические события, похвалить или раскритиковать власти. Но как раз этого-то те и боялись!
С точки зрения того же Мурада IV, с которого мы начали свой рассказ, кофейни подрывали социальные нормы, а атмосфера, в них царящая, разлагающе действовала на посетителей: их речи и мысли принимали опасное крамольное направление.
Надо заметить, что у этого султана имелись личные причины бояться кофеен.
Султан Мурад IV
Когда Мурад был еще ребенком, янычары свергли с престола и жестоко убили его старшего брата Османа II, а потом, войдя во вкус, свергли и его дядю Мустафу I. Юный правитель жил в постоянном страхе перед янычарами.
К тому же Порта в самом начале его правления пережила несколько небольших бунтов. Во время одного из них повстанцы повесили многих приближенных Мурада, включая близкого друга и собутыльника Мусу. И тогда он усвоил один важный урок: если не хочешь быть убитым, убивай сам.
Кофейное решение Мурада IV
Благодаря драконовским методам Мурад IV постепенно укрепил свою власть. В истории он остался как самый кровавый из всех османских султанов — жестокий человек, скорый на расправу. Он убивал своих подданных за малейшее неповиновение, мог среди ночи выбежать из дворца на улицу и зарубить первого, кто попадется ему на пути.
Янычаров Мурад IV считал своими личными врагами. И когда узнал, что те используют кофейни как место для сборов и обсуждений (в том числе и будущих восстаний и беспорядков), то решил проблему радикально: он просто запретил эти заведения, введя смертную казнь за распитие кофе в общественных местах Константинополя.
Ведь именно в столице проживало большинство непокорных янычар. А заодно султан ввел запрет на употребление табака и опиума, повсеместно закрыл таверны и другие потенциальные рассадники неповиновения и порока.
Приказы Мурада IV, прозванного Кровавым, не принято было обсуждать, и спорить с ним никто не осмелился: все неугодные султану заведения просто-напросто закрылись. Их владельцы предпочли пойти по миру, но сохранить свои жизни. Ведь османцы были убеждены, будто Мурад частенько переодевается в одежду простолюдина и бродит по столичным улицам, высматривая нарушителей указа, готовый тут же отрубить им головы.
Практически все современники Мурада IV отмечали его невероятную физическую силу. Он в одиночку заряжал пушки 60-килограммовыми ядрами. А для того чтобы натянуть тетиву на его лук, требовалось минимум два человека, хотя сам султан легко справлялся с этой задачей в одиночку. Он нередко разыгрывал гостей, предлагая им это повторить. Потому-то, видимо, его подданные и верили, будто по ночам Мурад разгуливает по городу с 45-килограммовой саблей за поясом, в любую минуту готовый убить кого угодно.
По иронии судьбы, сам Мурад с огромным удовольствием пил и кофе, и особенно алкоголь. Потому и умер в возрасте 27 лет от цирроза печени.
В мешок и в Босфор
Преемники Мурада IV продолжили его политику. Даже через 10 лет после смерти Кровавого кофейни в Константинополе оставались закрытыми. Правда, постепенно вводились и некоторые послабления. Так, первое распитие кофе в общественном месте каралось плетьми, а к смертной казни приговаривались лишь упрямцы, нарушившие закон повторно. Таких преступников зашивали в мешки и сбрасывали в Босфор.
К концу XVII века гонения на поклонников бодрящего напитка практически прекратились. Тем не менее, некоторые султаны и в XVIII столетии время от времени продолжали запрещать кофейни. Так же, как и Мурад IV, они делали это в политических целях, не давая неспокойным янычарам и прочим смутьянам обираться и плести заговоры за чашечкой горького обжигающего напитка.
Но к XVIII веку политические заговорщики стали вести себя куда более изощренно и начали собираться тайком в других местах, так что необходимость в закрытии кофеен отпала окончательно.
Орудие Сатаны
Вослед правоверным мусульманам ненавистью к кофе воспылали и отдельные христианские религиозные лидеры, просившие папу запретить это «новое орудие Сатаны». Они сравнивали обжарку зерен с разжиганием углей в преисподней и утверждали, что кофе плохо влияет на человека, оказывая на него чрезмерное возбуждающее действие.
Прошлись злопыхатели и по кофейням: по их мнению, эти заведения как магнитом притягивали к себе азартных игроков, проституток, наркоманов и прочих подозрительных личностей, имеющих проблемы с законом. Впрочем, среди христиан нашлось немало и таких противников кофе, которые считали сам факт его новизны вполне достаточным основанием для запрета.
Поэма в защиту кофе
Уже к XVII веку война с кофе в Османской империи практически лишилась религиозной составляющей. Достаточно сказать, что шейх-уль-ислам («старейшина ислама») Бостанзаде Мехмет Эфенди в 1590-е годы сочинил поэму в защиту этого напитка. Неслучайно его именем назван один из сортов турецкого кофе.