Пейзажисты часто обращались к теме леса, насыщая ее все новыми смыслами. Но что это за смыслы и что есть суть леса в картинах пейзажистов? Давайте посмотрим.
С кем писал Шишкин “Утро в сосновом лесу”
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) по праву считается крупнейшим мастером лесного пейзажа. Блестяще владея техникой живописи, он тщательно прорисовывал каждую деталь. При этом Шишкин мог передать в своих пейзажах очень широкую гамму настроений, эмоциональных состояний. И очень часто состояние лирической грусти, которое возникало у зрителя, было продиктовано особенностями пейзажа.
Но при виде картины «Утро в сосновом лесу» посетители улыбаются. Как случилось, что в уже готовую картину стало возможным включить целую композицию из нескольких медведей?
Ведь принято считать, что любой талантливый пейзаж совершенен сам по себе, и добавить в него что-либо уже нельзя. Но Шишкин заранее договорился со своим коллегой К.А. Савицким о том, что напишет лес, а Константин Аполлонович выполнит фигуры медведей. Художники доказали, что серьезный пейзаж может быть пронизан юмором.
Архипа Ивановича Куинджи (1841-1910) за необычные оптические эффекты называли химиком. Хотя вряд ли он знал какие-либо чисто химические тайны приготовления красок, все эффекты, производимые его картинами, объясняются только мастерством художника.
Куинджи всеми силами стремился найти новый, оригинальный взгляд на природу. Поэтому он часто изображал деревья и небо в ночное время. Своим творчеством художник словно призывал по-иному взглянуть на природу, считать ее прежде всего кладезем тайн. Зрители останавливались возле его картин как завороженные. И сегодня от этих пейзажей невозможно оторвать глаз.
Билибин плюс Галлен-Каллела
В середине XIX века художники модерна развлекали детей иллюстрациями к сказкам на лесную тему, изображали лесовичков и прочих фантастических существ. Например, шведская художница Эльза Бесков преуспела в разработке этой темы, и ее книга «Черничный дедка» имела большой успех в России.
Очень много общих черт в изображении леса у двух мастеров модерна: Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942) и Аксели-Вальдемара Галлен-Каллелы (1865-1930).
Оба художника были талантливыми графиками, и еще при жизни их возвели в ранг национальных художников. Оба уделяли большое внимание фольклору и теме леса. Сходство манер, проявившееся в изображении леса, не может не поражать. Оба ощущали особую магию лесного пространства.
Для обоих была обязательна вертикальная доминанта (часто это была огромная сосна). А еще оба любили четкий контур и внедряли в пейзаж образы птиц. Билибин сочинил шуточный манифест, в котором клялся не подражать своему финскому коллеге.
У двух художников, изобразительная манера которых была похожа, лес символизировал национальную природу России и Финляндии. Важно и то, что два талантливых мастера модерна с помощью скупых штрихов умели делать лес страшным, угрожающим, а порой даже свирепым. И в этом их величайшее мастерство.
Друг музейщиков Чарльз Уилсон Пил
Пейзаж не был главным жанром в творчестве американского портретиста Чарльза Уилсона Пила (1741-1827), но именно он считается изобретателем плоской живописной композиции, на фоне которой в музеях демонстрировали чучела животных.
Пил учился в Англии и проникся поэтической атмосферой пейзажей, которые служили фоном для портретов знаменитых людей. Насмотревшись в Лондоне на эти портреты, Пил решил сочетать романтический фон с фигурами волков и лис. Это ли не предвидение трехмерности в искусстве?
Темный лес на заднике музейной витрины завораживал и манил.
Своих детей Пил называл именами живописцев: Рембрандт Пил, Рубенс Пил и Рафаэль Пил. Всех их знаменитый живописец пытался приобщить к изобразительному искусству. Возможно, что некоторые из сыновей Пила участвовали в создании живописных фонов для чучел. Музейщикам пришелся по душе метод Пила.
Получается, что романтический лесной пейзаж повлиял на такой прозаический объект как музейный задник. А ведь этот жанр предназначался (в качестве заднего плана) для портретов адмиралов и королевских министров. Но этот стиль был перенесен… в зоологические музеи. Отныне чучела волков и лис экспонировались на фоне романтического пейзажа.
Франц Штук и Фриц Ланг
На рубеже XIX и XX веков российское искусство охватила мода на стиль немецкого художника Франца Штука (18631928). Его можно назвать одним из первопроходцев стиля фэнтези. Изображенный им лес мрачен и угрюм, к тому же художник населил его кентаврами и оленями с огромными рогами.
Штук жил в эпоху технического прогресса и осознавал, что люди постепенно переставали верить в чудеса. Но любовь к романтическому лесу не иссякала. Картины мастера-фантаста Штука невольно заставляли поверить, что в лесу можно встретить если не кентавра, то хотя бы единорога.
Интересно, что многие русские художники изображали хорошо знакомые всем леса средней полосы России, в то время как их стиль был заимствованным. Очень много общего в изображении таинственной чащи у Ф. Штука и В. Васнецова.
Выдающийся немецкий режиссер Фриц Ланг (1890-1976) в своем фильме «Нибелунги» использовал все достижения живописи символизма. Символика леса как обиталища тайн подана создателями фильма с большой степенью тонкости.
Немой фильм (1924 года) смотрится и сегодня как масштабное кинозрелище. В изображении леса на экране чувствуется некоторая искусственность (деревья не были настоящими), но эффектные черно-белые контрасты, заимствованные из пейзажей символистов, напоминают зрителю, что темная чаща – обиталище лесных духов и других сказочных существ. Это ли не фон для национального эпоса!
Суть леса
Совсем другой лес мы видим у английского художника Артура Рэкхема (1867-1939). Он наделил природу таким количеством тайн, что его индивидуальный мир получил у историков искусства название «рэкхемерия».
Под этим словом подразумевается миниатюрная Вселенная, населенная сказочными существами. Рэкхем не верил в сверхъестественные силы, но при иллюстрировании сказок и легенд он так тщательно вырисовывал своих персонажей – эльфов и гномов, что читатель верил: эти персонажи существуют.
Еще в XIX веке, не имея представления о кино, художник предвидел то, как будут вести себя некоторые персонажи мультфильмов.
Рядом с Рэкхемом называют имя шведского сказочника Йона Бауэра (18821918). Он развернул перед юными читателями целую панораму сказочного леса. В нем чаще всего живут добрые волшебники, и, несмотря на темные тона рисунков, творчество Бауэра полюбилось детям. Он и сам писал сказки, в которых природе уделялось большое внимание.
Бауэр умер трагической смертью. Он утонул вместе со своей семьей во время путешествия на пароходе. Злые языки говорили, что нечистая сила отомстила ему за интерес к сверхъестественным существам. Но это не так. Лесной массив, нарисованный Бауэром, как правило, населяли добрые и симпатичные персонажи.
Тайны Рериха
Николай Константинович Рерих (1874-1947) был учеником Архипа Куинджи и перенял у своего учителя умение создавать на холсте мистическую атмосферу. Для Рериха любой объект, изображенный на полотне, был своего рода пропуском в «тонкий мир».
Художник, часто изображал деревья, но они были либо одинокими, либо сгруппированными в небольшие рощи. От пейзажей своей родной России художник перешел к образам Гималайских гор, и впечатляющий восточный колорит проявился и в изображениях леса.
Часто возникает ощущение, что на изображенный Рерихом лес направлен источник искусственного света.
В СССР было принято скрывать, что Рерих – эзотерический художник. Для публикации тщательно отбирались работы, в которых нельзя было усмотреть влияние мистики и эзотерики. Но живописец действительно стремился компоновать свои пейзажи так, чтобы зритель поверил в существование иных миров, неких тонких сфер. Как и у Куинджи, в картинах
Рериха особый световой режим, и леса, растущие на склонах гор, светятся мистическим светом.
Под влиянием картины Арнольда Бёклина «Остров мертвых» Рерих создал несколько изображений островов, поросших лесами. Многие из этих картин по своей атмосфере были гениальным предвидением космических пейзажей, которые появились лишь в середине XX века.
Живописцы, увлекшиеся космической темой, конвертировали рериховские изображения лесов в причудливые фантазии, передающие представления землян о марсианской растительности.
Благое назидание
Трудно представить себе более странное изображение леса, чем то, которое породила фантазия американского художника Марка Райдена (род. 1963). Он считает, что ребенок воспринимает себя в единстве с миром, поэтому весь мир кажется сделанным… из плоти, то есть из мяса и колбас.
Деревья из мясных волокон смотрятся жутковато, но художник поясняет, что путь через такой лес – это приобщение ребенка к социуму. Он и детей рисует в единстве с плотским миром. Якобы детские платья с оборками из ветчины и украшения из сосисок призваны напомнить ребенку (да и взрослым зрителям) о плотском начале в природе.
Интересно, что при странностях этой манеры Райдена не просто уважают, а считают своеобразным наставником детей, эдаким американским Корнеем Чуковским.
Но обитающие в лесу персонажи Райдена пострашнее Мойдодыра. Их головы вырастают из деревьев и кустов. Жутко выглядят и пейзажи. Но художник пользуется, популярностью и охотно встречается с родителями маленьких читателей.
Мамы и папы советуются с ним, как приучать ребенка к жизни, как убедить малыша, что лес не страшен, если рядом близкие люди. Райден считает, что страхи можно изжить, если видеть много страшного в искусстве.