Главная » ОТДЫХ » Суть леса в картинах пейзажистов

Суть леса в картинах пейзажистов

Пейзажисты часто обращались к теме леса, насыщая ее все новыми смыслами. Но что это за смыслы и что есть суть леса в картинах пейзажистов? Давайте посмотрим.

Аксели Галлен-Каллела. Русалка

Аксели Галлен-Каллела. Русалка

С кем писал Шишкин “Утро в сосновом лесу”

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) по праву считается крупнейшим масте­ром лесного пейзажа. Блестяще владея техникой живописи, он тщательно прори­совывал каждую деталь. При этом Шиш­кин мог передать в своих пейзажах очень широкую гамму настроений, эмоциональ­ных состояний. И очень часто состояние лирической грусти, которое возникало у зрителя, было продиктовано особенно­стями пейзажа.

Но при виде картины «Утро в сосновом лесу» посетители улыбаются. Как случи­лось, что в уже готовую картину стало воз­можным включить целую композицию из нескольких медведей?

Ведь принято счи­тать, что любой талантливый пейзаж со­вершенен сам по себе, и добавить в него что-либо уже нельзя. Но Шишкин заранее договорился со своим коллегой К.А. Са­вицким о том, что напишет лес, а Констан­тин Аполлонович выполнит фигуры медве­дей. Художники доказали, что серьезный пейзаж может быть пронизан юмором.

Утро в сосновом лесу. Иван Шишкин

Утро в сосновом лесу. Иван Шишкин

Архипа Ивановича Куинджи (1841-­1910) за необычные оптические эффекты называли химиком. Хотя вряд ли он знал какие-либо чисто химические тайны при­готовления красок, все эффекты, произ­водимые его картинами, объясняются только мастерством художника.

Куинджи всеми силами стремился найти новый, оригинальный взгляд на природу. Поэтому он часто изображал деревья и небо в ночное время. Своим творчеством художник словно призывал по-иному взглянуть на природу, считать ее прежде всего кладезем тайн. Зрители останавливались возле его картин как за­вороженные. И сегодня от этих пейзажей невозможно оторвать глаз.

Билибин плюс Галлен-Каллела

В середине XIX века художники мо­дерна развлекали детей иллюстрациями к сказкам на лесную тему, изображали лесовичков и прочих фантастических су­ществ. Например, шведская художница Эльза Бесков преуспела в разработке этой темы, и ее книга «Черничный дедка» имела большой успех в России.

Очень много общих черт в изображении леса у двух мастеров модерна: Ивана Яков­левича Билибина (1876-1942) и Аксели-Вальдемара Галлен-Каллелы (1865-1930).

Иван Билибин. Ночь на берегу Ильмень озера

Иван Билибин. Ночь на берегу Ильмень озера

Оба художника были талантливыми графи­ками, и еще при жизни их возвели в ранг национальных художников. Оба уделяли большое внимание фольклору и теме леса. Сходство манер, проявившееся в изображении леса, не может не пора­жать. Оба ощущали особую магию лес­ного пространства.

Для обоих была обя­зательна вертикальная доминанта (часто это была огромная сосна). А еще оба лю­били четкий контур и внедряли в пейзаж образы птиц. Билибин сочинил шуточный манифест, в котором клялся не подражать своему финскому коллеге.

У двух художников, изобразительная манера которых была похожа, лес симво­лизировал национальную природу России и Финляндии. Важно и то, что два талан­тливых мастера модерна с помощью ску­пых штрихов умели делать лес страшным, угрожающим, а порой даже свирепым. И в этом их величайшее мастерство.

Друг музейщиков Чар­льз Уилсон Пил

Пейзаж не был главным жанром в твор­честве американского портретиста Чар­льза Уилсона Пила (1741-1827), но именно он считается изобретателем плоской жи­вописной композиции, на фоне которой в музеях демонстрировали чучела живот­ных.

Пил учился в Англии и проникся поэ­тической атмосферой пейзажей, которые служили фоном для портретов знаменитых людей. Насмотревшись в Лондоне на эти портреты, Пил решил сочетать романтический фон с фигурами волков и лис. Это ли не предвидение трехмерности в искус­стве?

Чарльз Уилсон Пил. Предместье и лес

Чарльз Уилсон Пил. Предместье и лес

Темный лес на заднике музейной витрины завораживал и манил.

Своих детей Пил называл именами живописцев: Рембрандт Пил, Рубенс Пил и Рафаэль Пил. Всех их знаменитый живо­писец пытался приобщить к изобразитель­ному искусству. Возможно, что некоторые из сыновей Пила участвовали в создании живописных фонов для чучел. Музей­щикам пришелся по душе метод Пила.

Получается, что романтический лесной пейзаж повлиял на такой прозаический объект как музейный задник. А ведь этот жанр предназначался (в качестве заднего плана) для портретов адмиралов и коро­левских министров. Но этот стиль был пе­ренесен… в зоологические музеи. Отныне чучела волков и лис экспонировались на фоне романтического пейзажа.

Франц Штук и Фриц Ланг

На рубеже XIX и XX веков российское искусство охватила мода на стиль немец­кого художника Франца Штука (1863­1928). Его можно назвать одним из первопроходцев стиля фэнтези. Изобра­женный им лес мрачен и угрюм, к тому же художник населил его кентаврами и оле­нями с огромными рогами.

Штук жил в эпоху технического прогресса и осоз­навал, что люди постепенно переставали верить в чудеса. Но любовь к романти­ческому лесу не иссякала. Картины мас­тера-фантаста Штука невольно заставляли поверить, что в лесу можно встретить если не кентавра, то хотя бы единорога.

Франц Штук. Кентавры

Франц Штук. Кентавры

Интересно, что многие русские худож­ники изображали хорошо знакомые всем леса средней полосы России, в то время как их стиль был заимствованным. Очень много общего в изображении таинствен­ной чащи у Ф. Штука и В. Васнецова.

Выдающийся немецкий режиссер Фриц Ланг (1890-1976) в своем фильме «Нибелунги» использовал все достижения живописи символизма. Символика леса как обиталища тайн подана создателями фильма с большой степенью тонкости.

Васнецов Виктор Михайлович. Брынские леса

Васнецов Виктор Михайлович. Брынские леса

Немой фильм (1924 года) смотрится и сегодня как масштабное кинозрелище. В изображении леса на экране чувству­ется некоторая искусственность (дере­вья не были настоящими), но эффектные черно-белые контрасты, заимствованные из пейзажей символистов, напоминают зрителю, что темная чаща – обиталище лесных духов и других сказочных существ. Это ли не фон для национального эпоса!

Суть леса

Совсем другой лес мы видим у англий­ского художника Артура Рэкхема (1867­-1939). Он наделил природу таким количе­ством тайн, что его индивидуальный мир получил у историков искусства название «рэкхемерия».

Под этим словом подразу­мевается миниатюрная Вселенная, насе­ленная сказочными существами. Рэкхем не верил в сверхъестественные силы, но при иллюстрировании сказок и легенд он так тщательно вырисовывал своих персо­нажей – эльфов и гномов, что читатель ве­рил: эти персонажи существуют.

Артур Рэкхем. Кольцо Нибелунгов

Артур Рэкхем. Кольцо Нибелунгов

Еще в XIX веке, не имея представления о кино, ху­дожник предвидел то, как будут вести себя некоторые персонажи мультфильмов.

Рядом с Рэкхемом называют имя швед­ского сказочника Йона Бауэра (1882­1918). Он развернул перед юными чи­тателями целую панораму сказочного леса. В нем чаще всего живут добрые волшебники, и, несмотря на темные тона рисунков, творчество Бауэра полюбилось детям. Он и сам писал сказки, в которых природе уделялось большое внимание.

Бауэр умер трагической смертью. Он утонул вместе со своей семьей во время путешествия на пароходе. Злые языки го­ворили, что нечистая сила отомстила ему за интерес к сверхъестественным суще­ствам. Но это не так. Лесной массив, на­рисованный Бауэром, как правило, насе­ляли добрые и симпатичные персонажи.

Тайны Рериха

Николай Константинович Рерих (1874­-1947) был учеником Архипа Куинджи и перенял у своего учителя умение созда­вать на холсте мистическую атмосферу. Для Рериха любой объект, изображенный на полотне, был своего рода пропуском в «тонкий мир».

Художник, часто изобра­жал деревья, но они были либо одино­кими, либо сгруппированными в неболь­шие рощи. От пейзажей своей родной России художник перешел к образам Гималайских гор, и впечатляющий восточ­ный колорит проявился и в изображениях леса.

Часто возникает ощущение, что на изображенный Рерихом лес направлен источник искусственного света.

Николай Рерих. Лель

Николай Рерих. Лель

В СССР было принято скрывать, что Рерих – эзотерический художник. Для пу­бликации тщательно отбирались работы, в которых нельзя было усмотреть влия­ние мистики и эзотерики. Но живописец действительно стремился компоновать свои пейзажи так, чтобы зритель пове­рил в существование иных миров, неких тонких сфер. Как и у Куинджи, в картинах

Рериха особый световой режим, и леса, растущие на склонах гор, светятся мисти­ческим светом.

Под влиянием картины Арнольда Бёклина «Остров мертвых» Рерих создал несколько изображений островов, по­росших лесами. Многие из этих картин по своей атмосфере были гениальным предвидением космических пейзажей, которые появились лишь в середине XX века.

Живописцы, увлекшиеся космиче­ской темой, конвертировали рериховские изображения лесов в причудливые фанта­зии, передающие представления землян о марсианской растительности.

Благое назидание

Трудно представить себе более стран­ное изображение леса, чем то, которое породила фантазия американского ху­дожника Марка Райдена (род. 1963). Он считает, что ребенок воспринимает себя в единстве с миром, поэтому весь мир кажется сделанным… из плоти, то есть из мяса и колбас.

Деревья из мясных воло­кон смотрятся жутковато, но художник поясняет, что путь через такой лес – это приобщение ребенка к социуму. Он и де­тей рисует в единстве с плотским миром. Якобы детские платья с оборками из вет­чины и украшения из сосисок призваны напомнить ребенку (да и взрослым зрите­лям) о плотском начале в природе.

Марк Райден. Лес

Марк Райден. Лес

Инте­ресно, что при странностях этой манеры Райдена не просто уважают, а считают своеобразным наставником детей, эда­ким американским Корнеем Чуковским.

Но обитающие в лесу персонажи Рай­дена пострашнее Мойдодыра. Их головы вырастают из деревьев и кустов. Жутко выглядят и пейзажи. Но художник пользу­ется, популярностью и охотно встречается с родителями маленьких читателей.

Мамы и папы советуются с ним, как приучать ре­бенка к жизни, как убедить малыша, что лес не страшен, если рядом близкие люди. Райден считает, что страхи можно изжить, если видеть много страшного в искусстве.

 

Оставить комментарий