Легендарный золотой город Тимбукту давно потерял свое величие. Но были времена, когда его считали обителью богатства и мудрости. Целых 500 лет европейцы не могли найти этот легендарный город — африканцы строго хранили тайну его местоположения. В течение пяти веков любой иноземец, случайно или специально нашедший Тимбукту, больше никогда не возвращался на родину.

Мартин Бернац Генрих (гравюра). Караван приближается к Тимбукту
Колодец Букту где находится Тимбукту
Тимбукту (еще его называют Томбукту) находится на западе Африки, на южной окраине пустыни Сахара, в 13 км к северу от реки Нигер, в государстве Мали. Это бедная страна, без выхода к морю. Первым поселением стало обосновавшееся здесь племя кочевых туарегов (туарег в переводе с арабского означает «дороги», или «тропы»). После долгого перехода они наконец-то нашли место с пресной водой, где можно было передохнуть. В итоге там они и остались. Это произошло около тысячи лет назад.
Тимбукту был основан туарегами около 1100 года как место стоянки сахарских караванов. Традиционно считается, что название города происходит от слов «тин» («место») и «Букту» (имя старой малийской женщины, проживавшей когда-то в этом регионе, у которой останавливались арабские торговцы, ведущие караваны на север).
Туареги потомками древнеримского легиона
Туареги совсем не похожи на чернокожих африканцев или арабов, поэтому считают себя белыми. У большинства из них четко очерченные, даже угловатые черты лица, светлая кожа, серые или голубые глаза. Впервые этот народ стал упоминаться в арабских текстах в X веке, но до сих пор нет достоверных сведений о его происхождении.
Некоторые специалисты считают туарегов потомками древнеримского легиона, затерявшегося 2 тысячи лет назад в песках Сахары. Сами же они верят, что им дала жизнь великая правительница, царица и амазонка Тин-Хинан, прибывшая со стороны Марокко верхом на белом верблюде и с верной служанкой Такамат.
В 1925 году археологи нашли богатое захоронение европейской женщины, которая предположительно жила в V-VI веках. Туареги не сомневаются, что это и есть Тин-Хинан. Убежденные в своем высоком, царственном происхождении, представители этого народа горды, надменны, высокомерны и тщеславны, особенно мужчины. Однако, несмотря и на то, что местной религией является ислам, здесь явно царит матриархат.
Женщины очень общительны, приветливы, активны. Именно они являются главами семейств и решают все вопросы. Например, не позволяют своим мужьям заводить других жен. И мужья не вправе ослушаться. Женщины-туареги ходят с непокрытой головой и не прячут свое лицо, как это делают многие мусульманки. А вот мужчины-туареги, причем единственные в мире, прикрывают лицо почти пятиметровым покрывалом!
Конечно, зачастую оно служит как защита от песка, но это покрывало они не снимают даже дома во время приема пищи. Мужчины считают, что рот у человека — это мощная сила, из-за которой убивают, грабят и даже устраивают войны. Поэтому лучше уста держать прикрытыми.
Тимбукту – бухта транссахарской торговли
Но вернемся к Тимбукту, а точнее, к тем временам, когда он процветал. Благодаря удачному местоположению торговые пути через Сахару пересекались именно в этом месте. Вскоре Тимбукту стал одним из основных центров транссахарской торговли, в котором сбывались соль и золото. Здесь останавливались и отдыхали все караваны, купцы заключали сделки, обменивались товаром, делились новостями.
Поселение обросло торговыми лавками и «общепитом», ремесленными мастерскими и местами отдыха, наполнилось лекарями и водоносами. В процветающий город стали прибывать арабские ученые и книжники и занялись преподаванием в одном из самых старинных медресе Санкоре.

Медресе Санкоре (также называемое Университетом Санкоре, или Санкоре Масджид) – один из трех древних центров обучения, расположенных в Тимбукту, Мали. Считается, что она была основана Мансой Мусой, который был правителем Малийской империи, хотя сама мечеть Санкоре была основана неизвестным покровителем Малинке
Тимбукту богател и развивался, он стал настоящим золотым городом Сахары. В XII веке в нем постоянно проживало почти 100 тысяч человек — настоящий мегаполис! Помимо коренных горожан, здесь обитали еще 25 тысяч студентов, которые учились в местных университетах.
Тщеславный правитель Манса Муса
В 1324 году Манса Муса, бывший в ту пору королем Мали, объявил о желании совершить паломничество в священный город Мекка. Но религиозные помыслы были ни при чем, просто правитель мечтал прославиться на весь мир. В путешествие с ним отправились 60 тысяч солдат из его личной армии. Правителя сопровождали и 500 рабов — каждый с золотым посохом. Несколько сотен верблюдов были навьючены мешками с солью и золотом. Все это богатство Муса, не жалея, тратил в городах, встречающихся на его пути.
Есть легенда, рассказывающая об остановке правителя в Каире. Якобы он так озолотил местных торговцев, что те плакали, когда Муса уезжал. С тех пор Тимбукту стали считать золотой жилой, богатейшим местом на планете. Это путешествие стало последним в жизни Мансы Мусы. Вскоре по возвращении домой великий правитель умер, а среди его детей началась битва за престол, переросшая в гражданскую войну.
Начало упадка Тимбукту
В 1433 году контроль над городом получили туареги, однако жили они за пределами городских укреплений и лишь изредка тревожили горожан своими набегами. В 1468-м Тимбукту вошел в состав Сонгаи — торгового государства, созданного в XV—XVI веках народом сонгаи вдоль среднего течения реки Нигер на территории современных государств Мали, Нигер и Нигерия.
Золотое время Тимбукту закончилось в 1591 году. Именно тогда марокканцы, имеющие огнестрельное оружие, захватили город. Началось время его упадка, длящееся уже более четырех веков.
Смертельная ошибка
Целых пять столетий европейцы пытались найти Тимбукту — легендарный золотой город с неисчислимыми богатствами, центр просвещения и родину мудрецов. Ходили легенды, что по вымощенным золотом улицам Тимбукту гуляют сплошь мудрецы и ученые мужи. Каждый мечтал там побывать и увидеть своими глазами африканский Эльдорадо, как окрестили его в Европе.
Французское Географическое общество даже назначило вознаграждение в 10 тысяч франков тому, кто побывает в Тимбукту и вернется живым на родину. Но это было большой проблемой. Мусульманские купцы хранили в секрете его местоположение. А случайно нашедшие город европейцы либо принимали ислам и оставались в Тимбукту, либо погибали.

Тимбукту, времен открытия французским исследователем Рене Кайе. 1828
Одним из первых на поиски города отправился британский офицер Александр Ленг. Это был 1825 год, а тогда европейцы считали себя королями мира. Поэтому в планы англичанина входило не только найти легендарный город, но и подчинить его Британии. Александру Ленгу удалось найти город. Но мечтам британского офицера не суждено было сбыться.
И все из-за его глупой ошибки: он прибыл в Тимбукту в парадном мундире гвардии Его величества, короля Великобритании Георга IV. По некоторым данным, Ленг был убит мусульманским торговцем, опасавшимся европейского проникновения и завоевания. Пропали и все экспедиционные материалы…
Следующим смельчаком, решившим отправиться на поиски Тимбукту, стал француз Рене Кайе. Он, в отличие от надменного Ленга, подготовился к путешествию более основательно. Кайе в совершенстве овладел арабским языком и хорошо выучил мусульманские обычаи. И его поиски увенчались успехом. Но… Легендарный город он нашел далеко не в том виде, который описывался в многочисленных легендах.
Вместо улиц, вымощенных золотом, Рене Кайе увидел нищие развалившиеся лачуги, повсюду грязь и мусор. А вместо ученых и мудрецов — бедных, угнетенных людей в рванье и отрепьях. Но, может быть, именно это и позволило французам захватить город и присоединить к своим колониям.

Современный Тимбукту мало чем отличается от того, который обнаружили французы в 1829 году в пустыне Сахара (Мали)
Тимбукту
Главное достояние города — более 100 тысяч рукописей (часть из которых датируется XII веком), хранимые несколькими семьями. Большинство из них написаны исламскими учеными. Это труды по астрономии, музыке, биологии и благочестию. Более поздние рукописи посвящены вопросам мусульманского права, математики и истории.
О значимости города как религиозно-культурного центра свидетельствует западноафриканская мусульманская поговорка:
«Соль прибывает с севера, золото — с юга, а слово Божье и мудрость — из Тимбукту».