Небольшая северная страна Исландия одержала победу над Великобританией в трех тресковых войнах, хотя эти конфликты порой доходили до прямых столкновений небольших исландских кораблей береговой охраны с боевыми кораблями британского флота. Победа в тресковых войнах до сих пор является предметом национальной гордости исландского народа.
Тресковые войны. Первое поражение британцев
Рыбные войны сотрясали моря и океаны испокон веков. Право ловить селедку или треску в любом месте Мирового океана считалось священным в любой стране, имевшей выход к морю. Наиболее длительной из всех рыбных войн стала целая серия конфликтов из-за ловли трески в Северной Атлантике.
Их назвали «тресковыми войнами», причем воевали между собой маленькая, но очень гордая Исландия и, хотя уже утратившая свое мировое господство, но все еще могучая Великобритания. Иногда конфликты между этими государствами достигали такого накала, что перерастали в реальное вооруженное столкновение.
В конце XIX века Исландия была владением Королевства Дании. Именно в это время между Данией и Великобританией чуть не вспыхнул вооруженный конфликт, причем причиной его были богатые рыбой исландские воды. Началось все с того, что в 1893 году Дания взяла и в одностороннем порядке запретила иностранным рыбакам вести лов рыбы в 13-мильной зоне вокруг берегов Исландии и Фарерских островов. Конечно, британцы не признали этого запрета и продолжили лов трески у берегов датских владений.
Тогда датские военные корабли начали задерживать и арестовывать нарушителей, причем датчане с молотка продавали их корабли и грузы. Это привело к крайнему обострению отношений между двумя странами. Конечно, Дания была гораздо слабее Великобритании, и реальный военный конфликт абсолютно не входил в ее планы. Неудивительно, что под давлением англичан в 1901 году было заключено соглашение, устанавливающее в три мили территориальные воды Исландии и Фарер.
Когда в 1944 году Исландия обрела независимость, первым делом исландцы денонсировали датско-британское соглашение 1901 года. Это неудивительно, ведь главное богатство Исландии – рыба. У этой страны нет ни ценных полезных ископаемых, ни нефти, ни угля, ни лесов, позволяющих торговать древесиной, ни возможности собирать богатые урожаи. Вот поэтому от ловли рыбы напрямую зависит благосостояние и даже выживание этой страны.
Итак, обретя независимость, Исландия расширила зону своих территориальных вод с трех до четырех миль. Возмущенные британцы обратились по поводу этого в Международный суд, а также запретили рыболовным судам Исландии входить в свои порты. Из-за того, что Великобритания являлась одним из главных покупателей
исландской рыбы, Исландия оказалась перед лицом самого настоящей экономического кризиса.
Советскому Союзу нужна рыба
И тут исландцев неожиданно спасла холодная война. СССР решив повлиять на одно из государств НАТО, стал в массовых количествах закупать исландскую треску. Это вызвало немалое беспокойство у американцев, которые, в свою очередь, тоже стали закупать у Исландии рыбу. Таким образом, весь ущерб от потерянного британского рынка оказался нивелирован. В 1956 году, согласно решению Организации европейского экономического сотрудничества, Великобритании пришлось, скрипя зубами, всё же признать четырехмильную исландскую зону.
Чтобы сохранить в постоянстве свой «тресковый урожай», Исландия была вынуждена время от времени увеличивать свои территориальные воды. Соответственно, рыбаки из других стран, продолжающие лов рыбы внутри границ уже новых территориальных вод, объявлялись браконьерами. Их задерживали, штрафовали, а капитанов «отловленных» траулеров даже на время сажали в тюрьму.
Тресковые войны Исландии и Великобритании
Исландии и Великобритании: Это наша треска!
Такие действия исландцев на этот раз вызвали негативную реакцию не только в Великобритании, но и у всех членов НАТО. Однако маленькая гордая страна и не думала сдаваться. Для защиты своих новых территориальных вод она могла выставить только шесть патрульных судов, из них два больших и четыре малых.
А вот Великобритания для защиты своих рыбаков привлекла 17 эсминцев, 19 фрегатов, один минный заградитель, один тральщик и 10 судов снабжения. Однако отчаянных потомков викингов абсолютно не смутил такой внушительный флот противника, и они продолжили решительно отстаивать границы, обозначенной ими 12-мильной зоны.
Характерный пример. 12 ноября исландский патрульный катер «Тор» сделал попытку задержать британский траулер «Хакнесс», бросившийся от него наутек. Исландцы не только сделали пару предупредительных выстрелов, но и несколько раз таранили его. На отчаянные радиопризывы «Хакнесса» откликнулся фрегат «Расселл».
Безусловно, после этого «Тор» (водоизмещение 925 тонн, одна пушка калибра 57 мм, 19 человек команды) оказался в очень невыгодном положении, ведь фрегат был водоизмещением в 1479 тонн, имел четыре 40-мм автоматические пушки, два 533-мм торпедных аппарата и 112 человек команды.
Британцы потребовали отпустить траулер, однако капитан «Тора» Эйрикур Кристоферссон отказался подчиняться и продолжил сближение с «Хакнессом», взяв последнего на прицел. Тогда англичане сообщили, что отправят на дно исландский катер, если он еще раз позволит себе выстрелить. К счастью, подоспели еще два английских корабля, под прикрытием которых британский траулер сумел сбежать.
Для Исландии вскоре стало ясно, что борьба с британским флотом грозит полным провалом. Вот тогда-то исландцы и решили прибегнуть к дипломатии. Они пригрозили покинуть НАТО и заодно отправить восвояси с острова всех военных США. Это весьма озадачило американцев, им пришлось надавить на англичан, и в конечном счете 12-мильная исландская зона была признана. В качестве определенной уступки исландцы временно разрешили британцам ограниченную ловлю рыбы во внешних шести милях из 12.
Рыбы становится меньше
Казалось бы, после этого все проблемы с рыбной ловлей были урегулированы, однако главная из них заключалась в том, что со временем количество рыбы в прибрежных водах Исландии резко сокращалось. В 1960-х годах в исландских водах практически исчезла сельдь.
Если в 1958 году ее улов составлял 8,5 миллиона тонн, то в 1970 году он скатился почти до нуля. А вот улов трески, по мнению биологов, должен был прийти к такому печальному знаменателю где-то к 1980 году. Вот поэтому Исландия взяла и расширила границы своей морской исключительной экономической зоны страны до 50 миль. Так началась вторая тресковая война (сентябрь 1972- октябрь 1973 года).
Викинги идут на таран!
Такое внезапное, не согласованное ни с кем, одностороннее расширение морской экономической зоны на этот раз осудили не только страны НАТО, но и организация Варшавского договора. Исландцы прекрасно понимали, что англичане не позволят им арестовывать или выдворять из 50-мильной зоны свои рыболовецкие суда, поэтому решили применить свое самое «грозное оружие».
Находчивые потомки викингов изобрели специальные резаки, которыми стали обрезать рыболовные тралы у чужаков, рискнувших вести промысел в исландских водах. Тралы стоили немалых денег, и после того, как 18 британских траулеров, потеряли их по вине исландцев, английские рыбаки покинули столь негостеприимные воды. Однако праздновать победу было рано: через несколько дней англичане вернулись, и на этот раз их прикрывал могучий флот, состоящий из 30 фрегатов, одного эсминца и десятка судов снабжения.
Против этой армады исландцы могли выставить лишь пять патрульных катеров и одно вооруженное китобойное судно. Несмотря на столь значительное превосходство сил противника, потомки викингов не испугались. Они не только продолжили гоняться за английскими траулерами и обрезать у них тралы, но и отчаянно вступали в поединки с боевыми кораблями Королевского флота.
Так, в июне 1973 года патрульный катер «Эгир» протаранил эсминец «Сцилла», во время этого столкновения появилась первая жертва тресковых войн – погиб исландский инженер. Дело в том, что исландские катера буквально разваливались на ходу, их постоянно приходилось чинить и латать. Когда произошел таран, инженер работал со сварочным аппаратом, ремонтируя корпус катера, его оборудование залило водой, и он погиб от удара электрическим током.
Возможно, именно гибель этого исландца, да и вся бессмысленность этого жесткого противостояния подвигли Рейкьявик к весьма радикальным действиям на дипломатическом фронте – Исландия заявила о своем желании выйти из НАТО.
В военно-политических кругах Запада это заявление вызвало настоящую панику, в Исландию сразу же прибыл генеральный секретарь НАТО Джозеф Луне. 3 октября 1973 года британские военные корабли вернулись на свои базы. Еще через пять дней, 8 октября, противоборствующие стороны подписали соглашение, согласно которому британцы внутри 50-мильной зоны могли ежегодно вылавливать только 130 000 тонн рыбы. Причем срок договора истекал уже в 1975 году. Победа вновь осталась за Исландией!
Третья тресковая и окончательная победа
Стоит отметить, что англичане не проявляли особого желания четко соблюдать заключенное соглашение. Исландцы же из-за небольшого количества патрульных катеров не могли изловить всех любителей чужой рыбки. Однако когда им удавалось засечь нарушителя, вели они себя с ним довольно жестко.
Так, в 1974 году патрульный катер обнаружил в исландских водах очень крупный британский траулер Forester. Англичане попробовали сбежать, но катер бросился в погоню за траулером и даже открыл огонь на поражение. После попадания двух снарядов в Forester он был захвачен и доставлен в Исландию. Капитана браконьерского судна оштрафовали на 5000 фунтов и заключили на 30 дней в тюрьму.
Когда же истек срок соглашения 1973 года, Исландия в одностороннем порядке расширила свои территориальные воды до 200-мильной зоны. Конечно, в Рейкьявике понимали, что бросили британцам настоящий вызов, поэтому потомки викингов стали готовиться к войне. Всей мощи английского флота они могли противопоставить только шесть патрульных катеров и два вооруженных и переоборудованных траулера.
Несомненно, этого было крайне мало, поэтому исландцы решили закупить у США патрульные катера класса «Ашвилл», но эта сделка сорвалась. Тогда они попробовал приобрести у СССР сторожевые корабли «проекта 35», но и тут им не повезло. Пришлось держать оборону только имеющимися силами. Стоит отметить, что делали это исландцы довольно успешно. За период третьей тресковой войны, продлившейся семь месяцев, от их действий серьезно пострадали 15 британских фрегатов.
Небольшие исландские катера бесстрашно таранили британские военные корабли, за время противостояния произошло 55 умышленных столкновений судов двух воюющих стран. Дошло до того, что британские военные моряки перед отплытием в исландские воды специально укрепляли корпуса своих кораблей. Конечно, во время таранов повреждения, причем значительные, получали и исландские катера. Когда пять из них оказались в весьма плачевном состоянии, пришло время действовать политикам.
Нет трески – нет базы НАТО!
Рейкьявик заявил о своем намерении закрыть американскую базу в Кеблавике. Это основательно встревожило США, ведь база являлась крайне важным звеном в системе НАТО в этом регионе.
Американцы весьма настойчиво попросили Великобританию убрать свои корабли из исландских вод. 2 июня 1976 года при посредничестве генерального секретаря НАТО Джозефа Лунса в исландско-британских тресковых войнах была поставлена жирная точка.
Согласно заключенному в тот день договору, последующие шесть месяцев 24 британских траулера еще могли вести промысел внутри 200-мильной морской исключительной зоны Исландии. По истечении шести месяцев Великобритания теряла право на ловлю рыбы в обозначенной морской зоне. Вот так небольшая страна, не имеющая ни своей армии, ни серьезного военного флота, одержала победу в целых трех войнах против сильной морской державы.