Роман «Франкенштейн, иди Современный Прометей» считается первым полноценным произведением в жанре научной фантастики. Это одна из самых популярных и наиболее часто экранизируемых книг, написанных в XIX веке.
Тем удивительнее, что ее автор – 19-летняя девушка Мэри Шелли. Она прожила 53 года и на протяжении всей взрослой жизни занималась литературой, но в историю вошел лишь ее первый крупный прозаический опыт – великий и ужасный «Франкенштейн».
Пари на вилле Диодати
«Франкенштейн» стал плодом, пожалуй, самого известного в истории литературы писательского пари. Все началось с того, что дождливым летом 1816 года на одной из швейцарских вилл на берегу Женевского озера оказались несколько скучающих молодых людей.
Это были знаменитый английский поэт Джордж Гордон Байрон, его друг и чуть менее известный поэт Перси Биши Шелли, личный врач Байрона Джон Полидори, а также две девушки: Мэри Уолстонкрафт Годвин (возлюбленная и будущая жена Шелли) и ее сводная сестра Джейн Клер Клермонт (любовница Байрона).
За исключением последней, все собравшиеся были не чужды творчества, поэтому живо откликнулись на предложение лорда Байрона:
«Пусть каждый из нас сочинит страшную повесть».
Интересно, что сам Байрон так и не закончил свою страшную повесть. Его произведение называлось «Август Дарвелл» и повествовало о таинственной смерти заглавного героя. Перед кончиной он завещает рассказчику бросить некое кольцо в воды соленой реки. После этого действа рассказчик должен был увидеть нечто страшное…
Но что именно, так и осталось навсегда неизвестным, поскольку повесть была оборвана на полуслове.
Не завершил свой стихотворный страшный рассказ и Перси Биши Шелли, решивший написать о старухе, вызывающей привидение. Зато неожиданной удачей обернулась попытка доктора Джона Полидори.
Его повесть «Вампир» стала первым классическим произведением о вурдалаках, которому будут обязаны все последующие, включая «Дракулу» Брэма Стокера.
И все-таки наиболее ценным плодом этого литературного соревнования оказалось сочинение юной Мэри Уолстонкрафт Годвин. Свой роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» она закончит почти через год, к тому времени уже став миссис Шелли. Под фамилией своего мужа она и прославится.
Франкенштейн – жуткий сюжет
Сюжет романа привиделся Мэри следующей же ночью после выдвинутого Байроном предложения. Свой сон писательница не позабыла и годы спустя:
«Я необычайно ясно увидела бледного адепта тайных наук, склонившегося над созданным им существом. Я увидела, как это отвратительное существо сперва лежало недвижно, а потом, повинуясь некой силе, подало признаки жизни и неуклюже зашевелилось. … Мастер ужасается собственного успеха и в страхе бежит от своего детища. … он засыпает в надежде, что могила навеки поглотит мимолетно оживший отвратительный труп, который он счел за вновь рожденного человека. Он спит, но что-то будит его; он открывает глаза и видит, как чудовище раздвигает занавеси у изголовья, глядя желтыми, водянистыми, но осмысленными глазами на своего творца».
Из этого ночного кошмара и родился сюжет романа «Франкенштейн». Его действие начинается в Санкт-Петербурге, откуда некий английский путешественник отправляется к Северному полюсу. На полюсе он встречает гигантского человека, который едет в санях, запряженных собаками. А вскоре англичанин знакомится со швейцарским ученым Виктором Франкенштейном, который сумел открыть секрет зарождения жизни.
После этого открытия ученым овладела мечта – создание расы бессмертных людей. Франкенштейн сшил из частей мертвых тел человекоподобное существо ростом в два с половиной метра – и оживил его. Сбежав от своего создателя и озлобившись на мир, в котором он чужой, гигант требует от ученого, чтобы тот создал ему подругу.
Виктор принимается было за дело, но тут его осеняет: порожденные им существа в конечном итоге способны будут вытеснить с планеты людей. Тогда Франкенштейн уничтожает свою работу, после чего чудовище в отместку убивает его близких. В итоге ученый преследует свое создание по всему сбету, чтобы расправиться с ним…
Даже многим сегодняшним произведениям в жанре ужасов «Франкенштейн» Мэри Шелли способен дать фору. Неудивительно, что этот роман еще при жизни автора успел стать своего рода культовым текстом. Позже его несомненное влияние скажется на таких произведениях, как «Остров доктора Моро» Герберта Уэллса и «Собачье сердце» Михаила Булгакова.
XX век окончательно закрепил репутацию «Франкенштейна» как одного из самых значимых сочинений всех времен и народов. Произошло это в первую очередь благодаря кинематографу. На сегодня существует более 80 экранизаций романа Мэри Шелли (включая те, которые максимально вольно обращались с оригинальным сюжетом).
Источники вдохновения
Роман вышел в свет в 1818 году и сразу обратил на себя внимание английской литературной общественности. Восторженную рецензию написал знаменитый Вальтер Скотт. Байрон ограничился тем, что назвал «Франкенштейна» «удивительным произведением для девочки девятнадцати лет».
Супруг начинающей писательницы предсказуемым образом захваливал книгу, утверждая, что общий характер ее повествования «не имеет аналогов в предшествующей литературе».
Но насколько справедливо последнее утверждение? Некоторые исследователи считают, что прообразом Франкенштейна стал ученый-чернокнижник Фауст из легенд. Ему приписывали многие зловещие чудеса, осуществленные при помощи дьявольской силы, в том числе и создание гомункула – искусственного человека.
Другие полагают, что на создание «Франкенштейна» Мэри Шелли вдохновило произведение ее собственного отца – писателя Уильяма Годвина. В 1799 году тот опубликовал готический роман «Сен-Леон» о средневековом аристократе, который стал бессмертным и занялся опытами по усовершенствованию человечества.
Сама Мэри указывала еще один (помимо своего страшного сна) источник, пробудивший ее фантазию, – философские диалоги, которые вели в ее присутствии два прославленных поэта. «Лорд Байрон и Шелли часто и подолгу беседовали, а я была их прилежным, но почти безмолвным слушателем.
Однажды они обсуждали различные философские вопросы, в том числе секрет зарождения жизни и возможность когда-нибудь открыть его и воспроизвести. Они говорили об опытах доктора Дарвина – он будто бы хранил в пробирке кусок вермишели, пока тот каким-то образом не обрел способности двигаться.
Решили, что оживление материи пойдет иным путем. Быть может, удастся оживить труп; явление гальванизма, казалось, позволяло на это надеяться; быть может, ученые научатся создавать отдельные органы, соединять их и вдыхать в них жизнь».
Доктор Дарвин, о котором идет здесь речь, – это натуралист Эразм Дарвин, дед знаменитого автора эволюционной теории Чарльза Дарвина. Действительно, Эразм увлекался идеей самозарождения жизни, но стоит иметь в виду, что в то время такие взгляды были очень распространены в сообществе биологов.
Лишь следующим поколениям натуралистов стало ясно, что их предшественники принимали за самозарождение жизни стремительное размножение микробов на портящихся продуктах.
Франкенштейн имел реальный прототип
Не прошла проверку временем в своем изначальном виде и теория гальванизма, о которой тоже много спорили в начале XIX века. Итальянский физиолог Луиджи Гальвани воздействовал электрическим током на мертвые ткани животных – и пришел к выводу, что ему удалось открыть «животное электричество». Гальвани и его последователи полагали, что их опыты в будущем приведут к возможности оживлять мертвых.
Есть все основания считать, что Гальвани мог послужить прототипом Франкенштейна. Однако были и другие, первым из которых исследователи творчества Шелли неизменно называют немецкого алхимика Иоганна Конрада Диппеля (1673-1734), родившегося в замке, который так и назывался – замок Франкенштейн.
Мимо этого здания Перси и Мэри Шелли проплывали на корабле в 1814 году, когда возвращались на родину из Германии вниз по Рейну.
Личность алхимика Диппеля давно уже обросла жуткими легендами. Диппель якобы пытался изобрести эликсир бессмертия, для чего пробовал соединять между собой части тела от разных трупов. Однако неизвестно, ходили ли о нем такие слухи до появления романа «Франкенштейн».
Не исключено, что подобные байки как раз и были инспирированы сочинением Мэри.
Жизнь и судьба
Судьбы всех участников литературного соревнования на вилле Диодати оказались трагическими. Джон Полидори покончил с собой в 1821 году в возрасте 25 лет. Через год после этого утонул в Средиземном море 29-летний Перси Шелли. Джордж Байрон погиб от лихорадки в 1824 году, когда ему было 36 лет.
Мэри Шелли большую часть жизни прожила безутешной вдовой. Главным утешением для нее был сын – Перси Флоренс Шелли, единственный отпрыск недолгого семейного союза двух писателей, который не умер в младенчестве.