За историю существования человечества люди научились делать деньги на чем угодно. В начале прошлого века американец Чарльз Хэтфилд зарабатывал тем, что вызывал дождь. Правда, не всегда успешно. Но однажды его вмешательство породило настоящий природный катаклизм. Впрочем, даже сегодня никто не может толком сказать, было это рукотворным чудом или трагическим совпадением.
Продавец дождя Чарльз Хэтфилд
Засуха всегда была одной из главных бед для земледельцев, и, конечно же, они отдали бы все что угодно за дождь. А этим пользовались разного рода шарлатаны.
Кто-то вызывал дождь, танцуя с бубном, более продвинутые взмывали в небо на воздушном шаре и помогали облакам пролиться дождем, взрывая динамитные шашки. А кто-то заявлялся к малообразованным сельским жителям с барометром в руке и просто ждал благоприятных природных условий, выдавая дождь за сотворенное им чудо. Но Чарльз Хэтфилд — это отдельная история.
Он был выходцем из семейства английских квакеров, торговал швейными машинками. А в свободное время с интересом изучал химию, физику и метеорологию. Они ему были просто необходимы, ибо Хэтфилд увлекся плювикультурой — искусственным вызыванием осадков.
Плювикультура
В результате экспериментов с разными химикатами в своей домашней лаборатории он получил некий порошок, в составе которого было 23 вещества. По его словам, это изобретение должно было «помочь пролиться дождю».
Первый успех пришел к Хэтфилду в 1904 году. В Калифорнии стояла жуткая засуха, грозившая фермерам потерей прибылей. И те, увидев в газете рекламу изобретателя, обратились к нему за помощью. Вместе с братом Хэтфилд построил высокую деревянную башню на горе, откуда из оцинкованных резервуаров стали распылять порошок. Через несколько дней начался дождь.
Счастливые заказчики заплатили Чарльзу 100 долларов — в два раза больше, чем договаривались. И заказы посыпались как из рога изобилия. Хэтфилд бросил свой бизнес и занялся только вызыванием дождя.
Наводнением Хэтфилда
Все было отлично, его называли гениальным изобретателем. Однако время шло, и попытки вызвать дождь все чаще заканчивались неудачей. Журналисты, потешаясь, называли Хэтфилда «продавцом дождя». И у его популярности появился душок — заклинатель стихии нередко становился героем скандальных хроник.
В 1906 году он получил заказ вызвать дождь на Юконе, но вышла осечка. Правда, все закончилось мирно: ему просто не выплатили гонорар и расторгли с ним контракт.
В 1915 году в Калифорнии случилась засуха, какой не было 100 лет. Отчаявшиеся фермеры нанимали колдунов, чтобы те искали подземные источники, прибегали к услугам заклинателей дождя. И тут городской совет Сан-Диего вспомнил о Чарльзе Хэтфилде.
У него-то, по их мнению, был какой-никакой, а все ж научный подход к делу. К тому же у него за плечами 10 лет практики и процветающий бизнес. Договорились, что Хэтфилд получит гонорар 10 тысяч долларов, если вызовет дождь, способный наполнить водохранилище. Возле него, в 60 милях от Сан-Диего, продавец дождя и построил свою башню.
На этот раз в резервуаре наверху башни находился не порошок, а жидкий раствор. Горожане вспоминали, что, когда Хэтфилд поджег эту свою субстанцию, по округе пошел мерзкий запах…
Но через несколько дней хлынул дождь! Настолько сильный, что, казалось, он не только наполнит водохранилище, но и вызовет библейский потоп. Лило две недели, реки вышли из берегов и затопили все вокруг. Фермы, железная дорога, телеграфные столбы, целые поселения оказались под водой. Погибли 50 человек. Ущерб от бедствия составил 3 миллиона долларов. Для устранения последствий привлекли армию и флот. В прессе эту катастрофу называли «наводнением Хэтфилда».
Многие местные жители нуждались в компенсации ущерба, поэтому городские власти приняли решение не выплачивать изобретателю гонорар. Более 20 лет Хэтфилд в суде оспаривал это решение, но так и не получил ни копейки.
Надо сказать, в ту же пору дожди заливали не только Сан-Диего, но и все Тихоокеанское побережье, так что вряд ли виной потопу был порошок горе-изобретателя. Случилось либо удивительное совпадение, либо Хэтфилд, опираясь на свои знания в метеорологии, о грядущих дождях знал, но понятия не имел, насколько сильными они будут.
Но все-таки через 6 лет после катаклизма, в 1921 году, Хэтфилду снова удалось заключить договор с фермерами — на этот раз канадскими — на 3 тысячи долларов. Дождь так и не пролился, и продавец небесной влаги сбежал, прихватив с собой незаслуженный гонорар.
Ученый-самоучка
Конечно, после неудач Хэтфилда называли жуликом, а его успехи объясняли везением или совпадением. Но нельзя забывать, что при всем при этом 500 его попыток вызвать дождь прошли успешно. Засухи были подтверждены документально, да и гонорары понапрасну никто платить не стал бы.
Да, метеорологи того времени считали его шарлатаном. Но сегодня-то мы уже знаем, что распыление в воздухе некоторых веществ, в состав которых входит йодистое серебро и сухой лед, может вызвать дождь. Люди уже умеют разгонять облака и туманы, предотвращать град.
Как это удавалось Хэтфилду? Секрет своих магических порошков он не открыл никому.
А в 1929 году началась Великая депрессия. Фермерские хозяйства в США приходили в упадок, и вызывать дождь уже никто не стремился. К тому же высокий уровень безработицы диктовал свои условия. Людей отправляли на рытье каналов или другие мероприятия по мелиорации. В результате многие районы, страдающие от засухи, получили воду. Бизнес Хэтфилда рухнул, жена от него ушла, и он занялся снова торговлей швейными машинками.
Фильм вызывающий дождь
В последний раз о повелителе небес вспомнили в 1956 году. Тогда ему был уже 81 год. Хэтфилд получил приглашение на премьеру фильма «Продавец дождя», ставшего вскоре классикой кинематографа.
Главного героя картины в исполнении Ланкастера можно смело назвать жуликом, хоть и приятным. А Хэтфилд, посмотрев фильм, заявил, что это не про него. Он-то был ученым, бизнесменом, а не мошенником. Но, даже уязвленный Голливудом, он не раскрыл своих секретов.
Вместе с братом Хэтфилд построил высокую деревянную башню на горе, откуда из оцинкованных резервуаров стали распылять порошок.
Спустя 2 года, в 1958-м, Хэтфилд умер, унеся свою тайну в могилу. Впрочем, тогда уже его изобретение никого не интересовало.
Вызывающие дождь
В наши дни, чтобы вызвать дождь, в небе распыляют необходимые химикаты, которые, говоря упрощенно, помогают тучам «созреть». Эту технологию изобрели еще в 1960-е годы. Вначале ее использовали в военных целях. Так, например, во время войны во Вьетнаме американцы устраивали ливни в джунглях, чтобы «выкурить» оттуда местных партизан. Но это было слишком дорогим удовольствием, к тому же не всегда давало результат. А порой и вызывало ненужные последствия.
Позже технологию стали применять в Москве. В бытность Лужкова мэром в праздничные дни ясную погоду обеспечивали, осаживая тучи в Подмосковье. Над столицей сияло солнце, а пригороды утопали в дожде.
Как-то один из жителей Павловского Посада подал иск в суд по этому поводу. В своем заявлении он поставил много вопросов, кроме претензий к погоде в праздничные дни. Например, он интересовался, есть ли в РФ соответствующий закон, позволяющий менять погоду, проводится ли предварительная экологическая экспертиза и, наконец, не грозит ли вызывание искусственного дождя в одном месте завтрашней засухой в другом. Однако в иске ему было отказано.
А Лужков тем временем предложил осаживать в Подмосковье не только дождь, но и снег. Чтобы коммунальным службам столицы жилось легче. Но тут он встретил непонимание со стороны мэров подмосковных городов.
Сколько стоит разогнать дождь?
Мероприятия по вмешательству в погоду, надо сказать, стоят недешево. Московское Агентство атмосферных технологий в 2016 году заключило договор со столичными властями на 89,9 миллиона рублей. Столько стоило ясное небо во время Парада Победы 9 Мая. А на 1 Мая, День защиты детей и День города было потрачено еще 346,3 миллиона рублей (по данным РБК).