В середине XIV века Европу охватила эпидемия чумы. Черная смерть, как называли болезнь, не щадила ни простолюдинов, ни коронованных особ. От чумы умерли король Кастилии Альфонсо XI, английская принцесса Иоанна и королева Арагона Элеонора Португальская. Во Франции ее жертвами стали дофина Бонна Люксембургская и королева Жанна Бургундская, а на Руси — великий князь владимирский Симеон Гордый. В общей сложности Европа лишилась не менее трети своего населения. Естественно, возник вопрос о причинах всеобщего бедствия, и предположения на этот счет были самыми разными.
Победить чуму помогут духи, цветы и сортир
Никакого представления о таких микроорганизмах, как бактерии и вирусы, в Средние века не существовало, поэтому медики того времени могли высказывать лишь свои догадки о происхождении страшной болезни.
Некоторые из них придерживались версии о неких болезнетворных «семенах», проникающих в организм здорового человека. Но так как увидеть эти «семена» невооруженным глазом не представлялось возможным (микроскоп был изобретен на излете XVI века), то наибольшее распространение получила версия о том, что виной всему были миазмы — некие ядовитые вещества, выделявшиеся из недр земли.
Предполагалось, что ветер мог разносить эти миазмы далеко вокруг, отравляя воздух, воду, пищу и даже предметы. По той же причине тела больных и покойников становились заразными. Присутствие миазмов можно было определить по особому запаху. Соответственно, чтобы уберечься от отравления, следовало очищать воздух, избавляя его от этого самого запаха.
С этой целью по городским улицам гоняли скот, источающий специфический «аромат», разгоняли зараженный воздух пальбой из пушек и звоном колоколов. В комнаты с умершими ставили миски с молоком, «поглощавшим» ядовитые миазмы. Окна и двери домов закрывали наглухо, а в комнаты периодически запускали мелких пташек, которые взмахами своих крыльев «проветривали» помещения.
Лекари настойчиво рекомендовали всем и вся иметь при себе духи, цветы или пахучие травы, чтобы как можно чаще вдыхать их благоухание и тем самым ослаблять воздействие губительных миазмов. В отсутствие цветов следовало подолгу вдыхать ароматы… отхожего места: бытовало мнение, будто золотари менее всего страдают от эпидемии.
И наконец, чтобы максимально обезопасить себя от заразы, следовало держать в доме козла. Это вонючее животное считалось самым надежным средством избавления от чумного запаха.
Какова теория, такова и практика
Поскольку подлинные причины болезни оставались неизвестными, то и методы ее лечения отличались оригинальностью.
Так, весьма действенным считалось вскрытие и прижигание раскаленным железом чумных бубонов, появлявшихся на теле больных. К бубонам, то есть к воспаленным лимфатическим узлам, прикладывали также кожу ящериц и жаб. По распространенному мнению, с их помощью можно было вытянуть яд из крови. С той же целью применяли размолотые в порошок драгоценные камни и даже сильные магниты.

Сегодня известно, что возбудителями чумы являются бактерии Yersinia pestis (чумные палочки), а ее переносчиками — крысы
Из лекарственных средств самым эффективным безоговорочно признавался так называемый териак, считавшийся универсальным противоядием. Во времена, когда для устранения соперников и сведения личных счетов яд пускался в ход едва ли не чаще кинжала, териак пользовался особым спросом.
А так как заражение чумой, по мнению врачей, было следствием отравления нездоровым воздухом, то снадобье стало применяться и для лечения этой болезни.
Правда, из-за своей дороговизны териак был доступен далеко не каждому. Это «лекарство», состоявшее из целебных трав, мяса ядовитых змей, опиума, специй и тому подобных компонентов (количество которых доходило до 80 и даже больше), представляло собой довольно неприглядную темную густую массу. Когда она затвердевала, из нее изготовляли пастилки, употреблявшиеся как обычные таблетки.
О том, насколько териак оправдывал приписываемые ему чудодейственные свойства, неизвестно. Что же касается больных чумой, то случаи выздоровления от нее были единичными и расценивались как настоящее чудо.
Мыться опасно?
Сегодня, к счастью, известно, что возбудителями чумы являются бактерии Yersinia pestis (чумные палочки), а ее переносчиками — крысы. Блохи, паразитирующие на грызунах, нападают на людей и заражают их. Кроме того, эти насекомые могут переносить инфекцию и от больного человека к здоровому. Поэтому главный враг чумы — чистота.
Но о том, чтобы соблюдать ее, в XIV веке и даже гораздо позже заботились в самую последнюю очередь. В городах Европы нечистоты выливали из окон прямо на улицы, а монахи-бенедиктинцы проповедовали отказ от купания как один из способов наказания «грешного тела». Повсеместно бытовало убеждение, будто водные процедуры вредны для здоровья, так как очищают поры на коже и тем самым способствуют проникновению болезней внутрь организма.
Однако, несмотря на все эти заблуждения и ошибочное представление о путях распространения эпидемии, средневековые медики все же смогли понять главное: чтобы не заразиться самим, следует избегать контактов с зараженными. Поэтому они стали облачаться в черные костюмы из кожи или вощеной ткани, состоявшие из длинной рубахи, штанов, высоких сапог и пары перчаток.
Зачем во время чумы носили маску с клювом

Костюм чумного доктора средневековья
К сожалению, все эти меры предосторожности помогали не всегда: многие лекари умирали, бессильные чем-либо помочь больным или хотя бы облегчить их страдания…
Поиски виновных в эпидемии чумы
В отличие от медиков, простой народ не верил в природное происхождение смертельной болезни, но искал ей свое объяснение. Поэтому вместе с чумой приходили и слухи о том, что чумной яд намеренно распространяет «враг рода человеческого». Обязательно находились очевидцы, утверждавшие, будто он появляется под видом богато одетого седоволосого князя, разъезжающего в карете, запряженной лошадьми черной масти. Разумеется, дьявол был неуловим, но после его посещений в городах неизменно вспыхивала чума.
Но гораздо большей популярностью пользовалась версия о том, что заразу разносят некие изгои, ненавидящие простых обывателей. Стремясь отомстить им за свои невзгоды, они бросают в колодцы и другие источники воды особый порошок или мазь, содержащие чумной яд.
Первыми на роль отравителей молва определила прокаженных. Дескать, их вожди, подстрекаемые дьяволом и подкупленные евреями, взялись уничтожить всех христиан. «Знающие люди» уверяли, что, кроме ядовитой мази, прокаженные бросали в колодцы еще и ладанки с головами ящериц, жабьими лапами и чем-то вроде женских волос, намазанных черной жидкостью.
«Справедливое» возмездие не заставило себя ждать. Повсеместно начались погромы лепрозориев и истребление их обитателей. Впрочем, эта волна ничем не оправданных убийств схлынула довольно скоро. И вовсе не из милосердия. Дело в том, что большая часть прокаженных была казнена еще в 1321 году, когда их точно так же обвинили в отравлении колодцев.
Когда оказалось, что прокаженных не осталось, а чума продолжает свирепствовать, виноватыми были назначены евреи. Подозрения на их счет были тем более весомыми, что евреи заметно меньше христиан страдали от эпидемии болезни. Тут сыграли свою роль строгие предписания иудаизма, касавшиеся соблюдения правил личной гигиены, а также определенная изолированность еврейских общин от окружающего мира.
Но народ утвердился в мысли о том, что евреи вступили в сговор с мусульманами для истребления христиан с помощью отравы, приготовленной из смеси плоти и крови совы с перемолотыми в порошок ядовитыми пауками. Согласно другому рецепту, смертоносная мазь состояла из высушенного и измельченного сердца христианина с добавлением все тех же пауков, лягушек и ящериц.
Доказательством сговора стало письмо, будто бы найденное у еврея Бананиаса из французского графства Анжу. Оно было получено после допроса с пристрастием, то есть под пытками. Таким же способом выбивались показания и у подозреваемых в изготовлении ядовитых мазей.
Для начала были убиты 40 евреев в Тулоне. Затем в Базеле около 600 евреев были заживо сожжены, после чего погромы и убийства перекинулись в Аугсбург, Зальцбург, Мюнхен и другие немецкие города. При этом особенно отличились жители Страсбурга, в День святого Валентина отправившие на костер более 900 евреев.
Толпа буквально обезумела от страха перед черной смертью и лишь иногда щадила малолетних детей и юных девушек.
Местные власти предпочитали не вмешиваться, а духовенство старалось оставаться в стороне. Правда, бывали и исключения. Так, папа Климент VI пытался образумить паству, указывая на то, что чума поражала и те города, где евреев не было вовсе. На его слова мало кто обратил внимание.
Воззвания австрийского герцога Альбрехта II, короля Арагона Педро IV и польского короля Казимира III, выступивших в защиту евреев, также не возымели никакого воздействия на кровожадную толпу. Тогда как призыв короля Норвегии, который, узнав о приближении чумы к границам страны, приказал перебить всех евреев для «профилактики», был поддержан с энтузиазмом…
Накал страстей снизился лишь после того, как Климент VI специальной буллой пригрозил виновным в убийстве евреев отлучением от церкви.
Передай заразу другому
Римско-католическая церковь утверждала, будто черная смерть ниспослана Богом в наказание людям за их грехи. Тогда как простой народ считал причиной несчастья новую моду на обувь с длинными высоко загнутыми носами, должную особенно возмущать Всевышнего.
Священники с амвонов возвещали о грядущем конце света, а чума была объявлена одним из всадников Апокалипсиса.

Карта распространения чумы в Европе
Близость смерти заставляла людей кидаться из крайности в крайность. Пока одни предавались пьянству и чревоугодию (раз все равно умирать, то почему бы не повеселиться напоследок?), другие беспрестанно молились и участвовали в крестных ходах.
Толпы членов религиозной секты флагеллантов, надеявшихся умилостивить Создателя самобичеванием, странствовали по городам Европы, невольно способствуя еще большему распространению эпидемии.
Не менее многолюдными были шествия фанатиков из секты бьянки: облаченные в белые одежды, со свечами и распятиями в руках, они ходили по улицам, распевая псалмы и собирая толпы зевак.
Скопления людей в церквях, на рынках и во время уличных шествий привлекали к себе несчастных, ощутивших первые симптомы заражения. Следуя старинному суеверию, согласно которому верным способом избавиться от болезни было «передать» ее кому-нибудь другому, они старались дыхнуть в лицо первому попавшемуся человеку.
Результатом всех этих шествий и суеверий было то, что вспышки чумы сотрясали Европу вплоть до XVIII века. Болезнь унесла миллионы жизней и оставила глубокий след в истории всего человечества…
Суеверия об эпидемии сегодня
Сегодня известно, что возбудителями чумы являются бактерии Yersinia pestis (чумные палочки), а ее переносчиками — крысы. Блохи, паразитирующие на грызунах, нападают на людей и заражают их. Но вот, пандемия коронавируса породила не только панику среди людей, но и вызвала к жизни массу всевозможных домыслов о способах предупреждения страшного заболевания. Так, в самом начале эпидемии с полок магазинов был сметен «чудодейственный» имбирь, даже несмотря на то, что цена на него взлетела до небес.
И если такое возможно в просвещенном XXI веке, что говорить о тех далеких временах, когда человечество сталкивалось с неведомыми болезнями, а медицины как науки еще не существовало…