Главная » ГЕОГРАФИЯ » Шаман, человек без выбора пути

Шаман, человек без выбора пути

Кто из нас не видел на экранах странных людей в масках и необычных костюмах, неистово пляшущих с бубном или трещотками вокруг огня и издающих непонятные звуки… Да, порой это всего лишь артистическая имитация камлания, нередко используемая для развлечения публики и привлечения туристов. Но на самом деле все гораздо сложнее.

Шаман, человек без выбора пути

Шаманизм — древнейшая форма религии, появившаяся на заре цивилизации, основой которой является культ духов природы и предков. В первобытную эпоху общение с духами практиковалось у всех без исключения рас и народов. В наше время этот ритуал присутствует лишь среди некоторых коренных народов Сибири, индейцев Америки, племен Африки и Австралии.

Ключевой фигурой в системе этого верования является шаман — посредник между миром людей и миром духов, обладающий даром экстрасенса и медиума. При помощи психоактивных веществ, ритмичной музыки, танцев и пения он переносит свое духовное эго в параллельную реальность для общения с потусторонними силами.

Дар или психоз?

Большинство исследователей полагают, что предрасположенность к шаманской практике наследуется генетически и настоящим шаманом можно стать только при наличии врожденных задатков. Наиболее явным их признаком является шаманская болезнь.

Среди европейцев это состояние возникает редко и в основном среди тех, кто воспринял образ жизни и психологию коренных жителей Сибири и Дальнего Востока. Если шаманская болезнь проявляется у человека европейской культуры, живущего в европейском обществе, то она обычно оценивается исключительно как психоз, требующий лечения.

Путь шамана

Человек может стать шаманом в том случае, если его выбрали духи. Этот так называемый шаманский зов нередко проявляется в раннем детском возрасте. Такой ребенок отличается от своих сверстников: он не любит крикливых и шумных игр, предпочитая находиться в одиночестве, предаваясь фантазиям и грезам в выдуманном им мире.

Со временем у него развивается крайняя степень эйдетизма — способности к точному и максимально детальному воспроизведению образов (зрительных, звуковых, тактильных). Иногда он может даже не отличать, например, увиденное во сне от реальности.

В некоторых случаях наплывы подобных, похожих на галлюцинации видений сопровождаются конвульсиями и полным отрешением с уходом в виртуальный мир. При этом в зависимости от преобладания устрашающих либо восхищающих видений предполагаемый шаман впадает в буйство либо в ступор.

В европейской культуре такое поведение считается безусловным признаком психической болезни, тогда как для аборигенов Сибири и Дальнего Востока это воспринимается как шаманский зов, который переходит в шаманскую болезнь.

В разгар этой болезни человеку кажется, что он умер, а его тело распадается на куски, но через некоторое время соединяется снова в ином качестве. В мистических представлениях сибирских народов это означает вселение в человека особого духа. При этом у шамана возникает устойчивый и в той или иной степени осознаваемый контакт с духом-хранителем.

Горькая радость

Иногда шаманская болезнь протекает очень тяжело и заканчивается стойким психозом, а то и смертью человека. Такое обычно случается, когда человек противится зову духов, отказываясь принимать происходящие с ним изменения. В подобных случаях поступающая в него психическая энергия как бы разрывает его изнутри.

Но даже если человек смиряется со своей участью стать шаманом, готов пройти процесс инициации и выполнить все необходимые для этого действия, это не означает, что он будет испытывать удовольствие, а не муки от своего духовного перерождения. И только осознание того, что все претерпеваемое им направляется на дальнейшее благо, заставляет его относиться ко всем страданиям с должным смирением и выдержкой…

Несмотря на то, что шаманскую болезнь можно в какой-то мере заглушить психотропными препаратами, алкоголем или наркотиками, в культуре сибирских народов это является предосудительным и недопустимым, поскольку в данном случае человек грубо нарушает волю Высших сил. Кроме того, считается, что чем более ярко и неистово проявляются симптомы шаманской болезни, тем более мощный шаман из человека получится.

В завершение шаманской болезни физически ослабевший, но несломленный неофит снова стремится к одиночеству. И не только для того, чтобы отдохнуть, но и для того, чтобы переосмыслить все, что с ним произошло, и упорядочить полученные сакральные знания. Он уединяется в тундре, степи или тайге, где почти не ест и подолгу медитирует, общаясь с духами.

Одиночество может продолжаться до года, затем человек возвращается к людям. Однако, не имея опыта камлания, он какое-то время должен проходить процесс обучения у более опытного шамана. Если такого нет, то он приходит к практике духовного экстаза самостоятельно, однако для этого требуется длительное время.

Сталкер в стране духов

Шаманская болезнь — лишь очередной этап вступления в новый статус. Основным в шаманизме является камлание — обряд активного вхождения в запредельную реальность в состоянии транса или специфически измененного сознания.

Но если шаманская болезнь возникла вопреки воле человека, то камлание — это намеренное действие. Его целью могут быть целительство, защита от колдовства и злых сил, удача на охоте и в иных делах, поиск потерянных вещей, изменение погоды, пророчество…

Камлание шаманов

Камлание шаманов

Камлание

Камлание (от «хам», «кам» — названия шаманов в ряде тюркских языков Южной Сибири) предполагает ряд предваряющих условий. Это принесение жертвы духам в виде заклания домашнего животного, окуривание дымом пахучих трав и ритуальное омовение. В стародавние времена шаман перед началом камлания выкуривал несколько трубок крепчайшего самосада и выпивал несколько стопок крепкого алкоголя. И только после всего этого он начинал особый шаманский танец, сопровождая его прыжками, пением и ритмичными ударами в бубен. В результате он входил в транс и начинал общаться с духами.

В шаманской практике других народов вместо табака и водки использовались иные доступные им галлюциногены и наркотики, но результат получался тот же: сознание выключалось, и человек переходил в сверхреальность.

Установлено, что для этого важен не столько вид психоактивного вещества, сколько сила его одурманивающего действия, ибо, чем больше человек отвращается от реалий материального мира, тем глубже он входит в запредельную реальность.

На пике камлания шаман не чувствует боли, ощущает прилив энергии, сильный жар и легкость в теле. Через какое-то время он прекращает свой танец и падает без чувств. Окружающие брызгают в его лицо кровью жертвенного животного, после чего шаман открывает глаза и начинает пророчествовать, исцелять и отвечать на вопросы чужим голосом.

Считается, что все это совершает вселившийся в него дух. Порой этих духов является «на сеанс» так много, что их присутствие отмечается даже зрителями в виде полтергейста, странных звуков, прикосновений и толчков. Через час-другой буйство прекращается, шаман окончательно приходит в себя и вместе с другими благодарит духов за участие в камлании.

Примечательно, что употребление даже самых сильных препаратов не вызывает у шаманов наркотической зависимости, что является одним из основных признаков шаманизма.

Запредельное бескорыстие

Сущность шаманизма, как и его ритуалы, за тысячелетия изменилась мало, за исключением последних нескольких десятков лет. Современный шаман, притом что он остается подлинным проводником запредельных сил, отнюдь не темная и неграмотная личность. Зачастую это образованный и разбирающийся в медицине и науке человек высокой моральной культуры.

В современном шаманизме нередко используются духовные и эзотерические практики из иных систем, например, из буддийской медитации

В современном шаманизме нередко используются духовные и эзотерические практики из иных систем, например, из буддийской медитации

В современном шаманизме нередко используются духовные и эзотерические практики из иных систем (например, из буддийской медитации, тайцзицюань, тенсегрити или холотропного дыхания, цигуна или йоги), которые по своему действию заменяют собой употребление запрещенных психоактивных препаратов.

Шаман во все времена пользовался особым уважением в обществе, считаясь хранителем обычаев и древней культуры своего народа. Специфическая деятельность шамана и сегодня представляет собой бескорыстное служение людям и не предполагает материального вознаграждения. При этом средства для своего существования шаман получает обычным трудом.

 

Оставить комментарий

error: Content is protected !!