Шесть мужей Лили Брик, при том если считать только официальных, бессчетные романы, «непристойная» семейная жизнь… До сих пор феномен Лили Брик волнует многих, оставаясь тайной за семью печатями.

Владимир Маяковский, Лиля и Осип Брик жили вместе, одной семьей
Феномен Лили Брик
При упоминании о музе Маяковского — Лиле Брик — одни захлебывались восторгом, другие плевались, не скрывая неприязни…
Для одних — невзрачная, распущенная, эгоистичная, коварная, для других — яркая, умница, щедрая, дальновидная, талантливая, невероятная красавица.
Сегодня не каждый разделит восторги почитателей рыжей «бестии» — фото почти столетней давности запечатлело несколько сутулую женщину маленького роста без особых «выпуклостей». Ее выделяли лишь рыжие волосы и огромные «демонические» глаза.
По выражению Анны Ахматовой, «волосы крашенные, глаза наглые». Но она, несомненно, обладала невероятным магнетизмом, сводившим с ума даже закаленных в любовных баталиях мужей.
Любовь Маяковского
На удочку «пожирательницы мужчин» попался и великий Влдадимир Маяковский, обожавший «своего Лиленка». Она не скрывала этой связи, и на публичных чтениях поэта ее имя называлось громко, во всеуслышание:
Посвящается Лиле Юрьевне Брик.
Получивший известность и признание поэт практически содержал ее вместе с супругом, снабжал деньгами, а из многочисленных поездок доставлял груды чемоданов с вещами для Лилички и ее мужа Оси. И даже, как известно, привез ей из Франции шикарный автомобиль «Renault», в котором «муза» гоняла по Москве.
Следует отметить, что Лилия Брик стала создателем уникальной советской коллективной семьи как семейнотворческого союза.
Когда летом 1918 года на дачу Бриков в Левашове приехала Эльза Каган, чтобы проститься со старшей сестрой перед отъездом в Европу, она обнаружила Лилю и Осипа Брик — и Владимира Маяковского, сидевшего у ее ног.
Тихого, счастливого, совсем не похожего на себя.
«Эльзочка, — сказала Лиля сестре, — не делай такие страшные глаза. Просто я сказала Осе, что мое чувство к Володе проверено, прочно и что я ему теперь жена. И Ося согласен». «Да, мы теперь решили навсегда поселиться втроем», — деловито подтвердил Осип Брик.
С этого дня и вплоть до смерти Маяковского они жили вместе, одной семьей. Следует заметить, что, по утверждению Лилии Юрьевны, ее брак с Осипом Бриком длился всего 3 года и закончился еще в 1915-м, однако всю жизнь он оставался для нее близким человеком:
Я любила, люблю и буду любить его больше, чем брата, больше, чем мужа, больше, чем сына. Про такую любовь я не читала ни в каких стихах, нигде. Я люблю его с детства, он неотделим от меня. Эта любовь не мешала моей любви к Маяковскому.
Кстати, именно на деньги Осипа Брика впервые была издана поэма Маяковского «Облако в штанах», а затем и «Флейта-позвоночник».
Безработная активистка
Лилия не имела серьезного, полноценного образования. При этом она хорошо разбиралась в литературе, музыке и живописи, играла на фортепьяно, свободно говорила по-французски и по-немецки, имела склонность к математике, немного занималась скульптурой и даже какое-то время училась этому искусству в Мюнхене.
Повзрослев, снималась в кино, увлекалась верховой ездой, лихо водила автомобиль и стреляла из ружья. Удивительно, но она никогда не работала — даже в советское время, когда не работать было нельзя.
Скорее всего, благодаря известной фразе И. В. Сталина:
Не трогайте жену Маяковского.
После смерти поэта она жила на дивиденды с его литературного наследия, ни в чем себе не отказывая, даже в самые трудные и голодные времена держала прислугу.
При этом бездельницей ее назвать нельзя: она писала мемуары, была «музой русского авангарда» — хозяйкой одного из самых известных в XX веке литературно-художественных салонов, создательницей музея Маяковского, принимала активное участие в издании его полного собрания сочинений.
Все это требовало серьезных творческих, организационных и административных усилий.
В Лиле Брик удивительным образом сочетались аристократичность, стремление к роскошному образу жизни и привязанность к кругу нищей богемы.

Лиля Брик, Владим Маяковский, Борис Пастернак и Сергей Эйзенштейн с друзьями. 1926 год
Интерес к творческим личностям объясним: она с детства видела их в своем доме, поскольку ее отец, Урий Александрович Каган, юрисконсульт австрийского посольства, помогал прибывавшим в Россию на гастроли артистам и антрепренерам в решении финансовых и административных вопросов.
Вот и в ее доме постоянно толкались не очень удачливые полуголодные поэты и художники, которых она подкармливала, одевала, сводила с нужными людьми, снабжала деньгами и всячески продвигала. В этом ей помогал и Осип Брик.
А еще ее страстью были наряды и украшения, в которых она иногда выступала на парижских и московских подиумах в качестве модели. Одевалась Лилия всегда шикарно и необычно, вызывая полный восторг у окружающих.
Гардероб обновляла в Париже и у лучших советских модельеров — Надежды Ламановой, Надежды Макаровой, Варвары Степановой, Любови Поповой. Обожала яркий макияж, всегда была ухожена и причесана по последней моде.
Шесть мужей Лили Брик и не только
Что бы ни таилось за ее магией: изящность, остроумие, нетривиальность суждений, живость лица, ослепительная улыбка или скакавшие в карих глазах чертенята, обещавшие жаркую ночь любви, но в Лилину постель стремились и попадали непростые мужчины — верности Маяковскому она никогда не обещала.

Лиля Брик в молодости
В 1920-х годах крутила бурный роман с директором Промбанка Александром Краснощековым, незадолго до того руководителем Дальневосточной республики. После того как его осудили за растраты, Лиля сблизилась с кинорежиссером Львом Кулешовым, а затем страстно влюбилась в его ученика — режиссера Всеволода Пудовкина.
Тут мадам Брик впервые потерпела фиаско: «Казанова в юбке» тому решительно не нравилась! Самолюбивая «повелительница» не вынесла этого и приняла огромную дозу веронала, от которой ее еле откачали.
Едва выбравшись из депрессии, она нашла новое увлечение в лице председателя Совнаркома Киргизии Юсупа Абдрахманова, а затем и военного атташе Виталия Примакова. Осенью 1930 года Примаков женился на Лилии и жил с Бриками в Гендриковом переулке.
Такая необычная семейная жизнь была своеобразной визитной карточкой Лилии. Кинорежиссер Камиль Ярматов, побывавший в доме Брик и заставший там «связанную взаимными симпатиями компанию», в которую входила тогда и Евгения Соколова — жена кинорежиссера Виталия Жемчужного, писал:
«Никак это в моем понимании не укладывалось! Я чувствовал себя безнадежно отставшим от новейших достижений на семейном фронте».
Через 7 лет совместной жизни Примаков попал под каток репрессий — его расстреляли. Последним мужем нашей героини стал Василий Абгарович Катанян. Вместе они прожили долгие 40 лет.
Последний шаг
В возрасте 86 лет «муза русского авангарда» сломала шейку бедра и больше не могла ходить. Для женщины, даже в преклонном возрасте блиставшей среди огромного числа поклонников, такое состояние было невыносимым.
4 августа 1978 года, отослав мужа по делам, она приняла смертельную дозу снотворного, оставив почитателей «рыжеволосой богини» наедине с неразгаданными тайнами своей неординарной личности.
Лиля Брик была некрасивой
«Первое впечатление от Лили — да ведь она некрасива: большая голова, сутулится… Но она улыбнулась мне, все ее лицо вспыхнуло и озарилось, и я увидела перед собой красавицу — огромные ореховые глаза, чудесной формы рот, миндальные зубы… В ней была прелесть, притягивающая с первого взгляда», — писала певица и журналист Галина Катанян-Клепацкая.
Именно она была инициатором развода со своим мужем Катаняном, не пожелав делить его с Лилей Брик.
Центр притяжения
В жизни этой неподражаемой женщины были Родион Щедрин и Сергей Параджанов, Андрей Вознесенский и Мартирос Сарьян, Марк Шагал и Пабло Пикассо…

Шесть мужей Лили Брик остались позади, а впереди только старость и смерть
Вплоть до 1945 года ей помогал и ее «двоюродный муж» Осип Брик — адвокат, русский и советский писатель, литературный критик, сценарист и стиховед.
Начиная с 1920-х годов в ее «салоне», наряду с Пастернаком, Драйзером, Асеевым, Шкловским, Есениным, Родченко, Плисецкой и многими другими знаменитостями, бывали военачальники и даже люди из ЧК.
Возможно, именно это дало повод подозревать Бриков в сотрудничестве со спецслужбами — такие слухи циркулировали в литературном сообществе. На двери квартиры Маяковского-Бриков даже некоторое время висела эпиграмма, написанная предположительно Сергеем Есениным:
Вы думаете, здесь живет Брик, исследователь языка? Здесь живет шпик и следователь Чека.