Бросить все — город, квартиру, работу в офисе — и уехать жить в глубинку и основать – экопоселение. Это желание возникает у людей, которым надоели пробки, плохая экология, каменные джунгли и постоянная гонка за длинным рублем. Неудивительно, что идея экопоселений находит все больше сторонников.
Дети цветов
Идея экопоселений родилась в 1960-х годах в США и Западной Европе. Люди устали от войны во Вьетнаме, от политики, коммерциализации всего и вся и захотели вернуться к истокам — пахать землю, сажать овощи, разводить скот. Они потянулись на лоно природы и принялись создавать коммуны.
В США появилось движение хиппи, проповедующее пацифизм, ненасилие, свободу, равенство и братство. Хиппи не убивали животных, становились вегетарианцами, презирали личную собственность, поровну делили материальные блага, отказывались от традиционной семьи в пользу свободной любви. Некоторые коммуны практиковали нудизм. «Занимайтесь любовью, а не войной!» — гласил главный лозунг хиппи.
Но постепенно хиппи дискредитировали свои идеи — наготой, сквернословием, злоупотреблением наркотиков и практиками свободной любви. Их общины распадались из-за споров по распределению все тех же наркотиков, финансов, воспитанию совместно нажитых детей или безделья «коммунаров». Поэтому до наших дней дожили лишь несколько из них — и там установлены довольно жесткие правила, базирующиеся на четких принципах совместного проживания и отказе от употребления любых одурманивающих веществ.
В Америке благополучно существует коммуна «Твин Оукс». У ее жителей общие поля, урожай, автомобили, дома. Каждый из членов коммуны может спать с кем хочет. Правда, на то, чтобы завести ребенка, нужно спрашивать разрешения у других, ведь содержание детей тоже общее дело. Но «Твин Оукс» — исключение из правил.
Первая ласточка
Несмотря на фиаско хиппи, сама идея жизни в гармонии с природой оставалась очень соблазнительной. Одно из первых экопоселений — Тамера — появилось в 1978 году в Германии. В 1995-м его члены перебрались в Португалию. Найти там подходящий участок оказалось непростой задачей.
Основатели искали землю более 4 лет. Участок, где они остановились, изначально представлял собой пустынную и сухую землю, на которой почти ничего не росло. И, тем не менее, выбор пал на него. А вопрос с водой поселенцы решили с помощью специалиста из Австрии. Тот предложил вырыть водоем и пополнять его запасы дождевой водой. Так и сделали. Сейчас Тамера полностью обеспечивает себя водой.
Вся территория экопоселения поделена на зоны — это кухня, офисы, детские площадки, школа, культурный и спортивный центры, огороды и сады. Обитатели Тамеры живут в домах на колесах и в палатках. Земля хоть и выкуплена в собственность, но считается сельскохозяйственной, поэтому строить на ней дома запрещено. Руководство коммуны пытается уладить этот вопрос с муниципалитетом.
Жители Тамеры обеспечивают себя продуктами питания на 80%. Если чего-то недостает, покупают или обменивают у местных фермеров. Все поселенцы придерживаются вегетарианства и едят растительную пищу.
Основной источник дохода в Тамере — это всевозможные курсы, в том числе онлайн. Одни семинары по пермакультуре — проектированию, дизайну окружающего пространства и ведению сельского хозяйства, исключающему нанесение вреда природе, — чего стоят! Кроме того, члены коммуны активно пропагандируют собственный образ жизни, а желающих перенять их опыт хоть отбавляй. Как и тех, кто жаждет присоединиться к экопоселенцам.
Изначально костяк Тамеры составляли немцы и швейцарцы, поэтому в коммуне говорили на немецком. Сейчас к проекту подключились французы, израильтяне, англичане — всего около 250 человек, в том числе детей. Но поток людей, разделяющих ценности Тамеры, не иссякает. Однако руководство коммуны регулярно приостанавливает прием новичков, ведь тем элементарно негде разместиться.
Все вновь прибывшие становятся волонтерами и живут на свои средства. Через полгода труда на благо коммуны волонтера могут принять в общие ряды, но на испытательный срок — на 2 года. Лишь после этого человек может полноценно влиться в коллектив на равных. Или не влиться.
Важные решения принимаются на совместном форуме, куда допускаются все члены поселения. Вопросы рассматриваются самые разные — от разработки новой онлайн-программы до желания родить ребенка. Последнее слово остается за старейшиной. Кстати, как и хиппи, в вопросах любви тамерцы придерживаются вольных взглядов. Так, женщины, которым за 50 лет, могут собраться вместе и решить, что им надо развлечься с молодыми мужчинами до 25 лет. Никаких проблем. Если парни не против, конечно. Да, и еще один «бонус»: в Тамере не запрещены алкоголь и курение.
Всего 12 000 евро за экопоселение
В Венгрии, Великобритании и Германии тоже есть свои экопоселения. Венгерская коммуна объединена вокруг общей религиозной идеи — вишнуизма, в основе которого лежит поклонение индуистским богам Вишну, Раме и Кришну. Жители совместно выращивают хлеб, ухаживают за скотом, но не убивают его, предпочитая производить молочные продукты.
Шотландское экопоселение Финдхорн тоже занимается выращиванием злаковых, но практикует поклонение духам растений. В поселении «прописаны» около 500 человек. Но поскольку живет оно в том числе и за счет туризма, туда запросто можно приехать и пожить на лоне природы.
Немецкое экопоселение Зибен Линден насчитывает примерно 150 человек. Вступить в него можно, заплатив взнос: 12 300 евро. Колонисты не используют никакой химии. Мобильные телефоны у них тоже не в ходу, хотя Интернет на территории Зибен Линден есть и с внешним миром можно общаться по электронной связи.
Три кита
На сегодняшний день в мире есть несколько видов экопоселений. Наиболее распространенный тип — экодеревни. Общим для них является то, что они рационально используют имеющиеся ресурсы и практикуют совместное принятие решений по жизненно важным вопросам коммуны.
Второй тип — города переходной модели. Их отличительная особенность — комплексное и разумное использование принципов возобновляемой экономики на уровне городов. Идея получила широкое распространение в Великобритании. Карта таких городов выглядит очень плотной. Жители придерживаются правил экономного использования природных ресурсов, пермакультуры, возобновляемой энергетики, органического земледелия, преобразования городской среды и т. п.
Третий тип — родовые поместья, и это наше, российское, детище. Отечественные родовые поместья обязаны своему появлению Владимиру Мегре — писателю, автору книг «Анастасия и идеология движения «Звенящие кедры России».
Экопоселения в России
По Мегре, родовое поместье — это небольшое поселение единомышленников, объединенных идеей строительства собственных домов на земле и придерживающихся принципов экологически чистого пространства для жизни. По статистике фонда «Анастасия», на сегодняшний день в России 392 родовых поселения.
Наши экопоселения отличаются от зарубежных в первую очередь тем, что во главу
угла ставится семья. Родовое поместье основывается членами одной или нескольких семей и на них держится. Общее у всех наших «колоний» — отказ от курения и алкоголя, убийства животных и использования химикатов.
В последнее время, правда, «семейный» принцип объединения людей стал сходить на нет. Экопоселения начали создавать и одинокие люди, сплоченные какой-то другой идеей.
Например, в Кировской области существует поселок программистов. Девять семей объединились, чтобы жить у соснового леса на берегу пруда. Подвели электричество, Интернет, воду и теперь работают удаленно. В свободное время трудятся на благо поселка и культурно отдыхают.
В Краснодарском крае существует деревня фрилансеров. А в Псковской области почти 500 человек сплотились вокруг идеи жить своим трудом, рационально использовать ресурсы и минимизировать вред, наносимый природе. В поселке даже построена школа, где детей учат жить в гармонии с окружающим миром…
Как видите, за 60 лет идея экопоселений не только не изжила себя, но и стала еще более популярной. Ее поклонники живут по всему миру. А в условиях пандемии тема экопоселений становится еще актуальнее.