Тема аварии на Чернобыльской АЭС до сих пор нет-нет да и проскользнет на просторах сети Интернет, на телевидении или в литературе. Чернобыль, даже по прошествии стольких лет, не «отпускает».

АПЛ К-431 В бухте Чажма
Но ведь были и другие ядерные аварии в СССР, о которых простые советские граждане ничего не знали. Некоторые из них поплатились за это своим здоровьем. Просто аварию на Чернобыльской АЭС властям утаить не удалось, хотя они очень пытались это сделать.
Мы сами все сделаем
Вначале августа 1985 года в Чажминской бухте на атомной подводной лодке произошла авария. Она была тотчас засекречена, хотя, по мнению некоторых экспертов, обстоятельства этой аварии как раз могли бы послужить уроком и, возможно, предотвратить случившиеся спустя год события на Чернобыльской АЭС.
Бухта Чажма – красивое место между городами Находка и Владивосток. В этой бухте в августе 1985 года находилась атомная подводная лодка Тихоокеанского флота К-431.
Подлодка К-431 относилась к подводным лодкам проекта 675. Это была атомная субмарина, вооружённая крылатыми ракетами. На подлодках этого проекта устанавливалась энергетическая установка, мощности которой хватало, чтобы обеспечить кораблю водоизмещением 5760 тонн максимальную скорость хода 22-23 узла в подводном положении и 14- 15 узлов – в надводном.
Сердцем энергетической установки лодки служили два реактора ВМ-А (2 х 70 МВт). В качестве топлива для реакторов этой серии применялась высокообогащённая по 235-му изотопу двуокись урана.
К-431 стояла у пирса №2 судоремонтного завода №30. Оборонное предприятие находилось возле посёлка Дунай (поселок тогда назывался Шкотово-22) и занималось в том числе перезагрузкой активных зон ядерных реакторов.
Итак, на подлодке проводилась стандартная плановая процедура замены отработанного ядерного топлива на свежие стержни тепловыделяющих элементов в активных зонах реакторов. В первом реакторе процедура прошла успешно.
Сложности возникли со вторым реактором, потому что крышка легла негерметично и начала протекать во время контрольных гидравлических испытаний. И все из-за огарка сварочного электрода, блокировавшего герметичное закрытие крышки. Для обеспечения герметичности необходимо было снять крышку со второго реактора и установить ее правильно. Тут-то моряки и технический персонал ремонтного завода и сделали несколько фатальных ошибок.
Прежде всего, о результатах гидравлических испытаний не было проинформировано вышестоящее руководство. Подводники и техперсонал завода не составили никаких актов по возникшей нештатной ситуации, что также являлось нарушением инструкций. Кроме того, подводники не обратились за помощью к специалистам Технического управления флота, которые также помогли бы исправить эту ситуацию.
Возможно, и моряки, и заводской техперсонал опасались последующих разбирательств и выволочки с выговорами. Одним словом, побоялись получить «фитилей» и решили, что сами справятся, полагаясь на свой опыт.
Нужно было выполнить, с одной стороны, несложные операции – открутить крепеж крышки, приподнять ее краном, убрать мешавший герметизации электрод и поставить крышку на место. А с другой стороны, нужна филигранная точность, чтобы не запустить ядерный процесс. Все решено было проделать в субботу 10 августа. Это была еще одна ошибка. Это был выходной день. Случись что, помощь подоспеет с опозданием.
Крышку реактора освободили от фиксировавших ее гаек, подцепили стропами к плавучему крану, начали аккуратно поднимать. Вместе с «колпаком» реактора поднялась вверх и компенсирующая решетка, предотвращающая начало цепной реакции внутри «атомного котла».
Опытные офицеры отлично знали, на какую предельную высоту ее можно вытянуть наружу, чтобы избежать опасности запуска ядерного процесса. Крановщик по их команде подтянул наверх крышку. Оставалось лишь обследовать открывшуюся под ней зону изолирующей прокладки, найти и удалить кусок постороннего металла.
В этот момент мимо на 12 узлах прошел катер-торпедолов, проигнорировавший поднятый на брандвахте сигнал ограничения скорости. Катер-торпедолов поднял волну, которая дошла до берегов и причальных стенок. Добралась она и до плавмастерской, которая никак не была стабилизирована.
Поднятая волна раскачала плавучий кран, едва удерживавший 12-тонную крышку. Крышку качнуло вверх, и она потащила за собой всю систему поглощения. Поглощающие стержни выдернуло наружу. В реакторе началась цепная реакция. И опять-таки если бы вышестоящее руководство было в курсе, то все суда были бы проинформированы о проводимой операции и шли бы малым ходом.
Ирония заключается в том, что этот катер, как выяснится потом при расследовании, вышел в плавание в тот день совсем не по служебной необходимости, а на рыбалку. А в полдень он как раз возвращался с уловом.

Ядерная авария в бухте Чажма
Позже комиссия установила, что при подъеме крышки были и другие грубые нарушения требований ядерной безопасности и существующих на тот момент технологий. Например, для подъёма крышки реактора были использованы обычные стропы; компенсирующая решетка не была закреплена стропами.
Ядерная авария в бухте Чажма
Драгоценная находка в бухте Чажма
Плавучий кран оторвало от плавмаетерской и выбросило в акваторию бухты. Тогда удалось найти обручальное кольцо одного из офицеров (вместе с пальцем). По нему позже и установили, что уровень радиации в эпицентре – 90 000 рентген в час. Этот уровень приблизительно в три раза выше, чем будет через год в Чернобыле.
Конечно, начался пожар и на подводной лодке. Пожар тушили и экипажи соседних подлодок, и работники завода №30. Не было ни специальной защитной экипировки, ни спецтехники. Поэтому радиационную обстановку никто не контролировал. За два с половиной часа пожар удалось потушить. На место прибыла аварийная флотская команда с необходимой экипировкой и аппаратурой.
Руководство завода №30, у которого земля в прямом и переносном смысле «горела» под ногами, доложило наверх, что ничего страшного в Чажме не случилось. «Сверху» пришел приказ – ликвидировать последствия к 12 августа.
А самым страшным было то, что из реактора был выброшен не только пар, но и вещество активной зоны. Направление ветра было в сторону суши. Туда же двинулось радиоактивное облако – на соседние корабли, заводские пирсы, на поселок Шкотово-22, в котором жили тысячи людей и которым и не собирались говорить правду, а на всякий случай еще и отключили телефонную связь.
Многие из них тогда получили немаленькую дозу облучения, но ничего не знали об этом. В течение нескольких лет в поселке вырастет доля онкобольных жителей.
Для ослабления радиоактивного излучения реакторный отсек подлодки К-431 залили бетоном, а через несколько лет она была утилизирована на спецпредприятии «Звезда». К устранению следов аварии было привлечено около двух тысяч человек.
От десяти человек, открывших реактор, остались фрагменты тел, которые позже были буквально собраны по кусочкам в бухте и на прилегающей территории. Они были сожжены в заводской печи, так как были сильно облучены. Пепел был помещен в десять металлических капсул и захоронен в траншее, сверху покрытой слоем бетона и земли.
За ядерную аварию наказали только двоих
Летом 1986 года состоялся суд. Наказать непосредственных десятерых участников той операции, приведших к аварии, естественно, уже было невозможно. Они погибли. Были наказаны двое других. Руководитель работ по перезагрузке реактора капитан 3-го ранга В. Ткаченко был признан виновным военным трибуналом и приговорен к трем годам заключения условно с испытательным сроком один год. Такое «мягкое» наказание связано с тем, что капитан уже был инвалидом, получив серьезное облучение, участвуя в ликвидации последствий взрыва реактора.
Командующий 4-ой флотилией АПЛ ТОФ контр-адмирал В. Храмцов «получил неполное служебное соответствие от ГК ВМФ». Но впоследствии ему удалось доказать, что его вины в случившейся аварии нет. И с него сняли взыскание.
Что любопытно, никто из той «верхушки» завода, рапортовавшей, что ничего страшного не произошло, привлечен к суду не был.
Затем все материалы уголовного дела были засекречены и спрятаны в архивах. Гриф секретности был снят только в 1990-е годы. К тому времени количество людей, официально признанных пострадавшими от аварии в Чажминской бухте, приблизилось уже к тысяче человек.
Позже в своих воспоминаниях контр-адмирал Храмцов писал, что если бы правда о реальной ситуации в Чажме была доведена до генерального секретаря ЦК КПСС, то, по его мнению, были бы предприняты в том числе проверки ядерных объектов и, возможно, таким образом, удалось бы предотвратить трагедию в Чернобыле.

Ученый-ядерщик Анатолий Чечуров
Однако ученый-ядерщик Анатолий Чечуров придерживается другого мнения. После аварии на К-431 были внесены изменения в реакторы подводных лодок, то есть «уроки» были извлечены. Он считает, что в Чернобыльской аварии виновна в первую очередь политическая «верхушка», которая постоянно давила на ядерщиков, требуя как можно быстрее запустить атомные реакторы новой конструкции. Политики хотели непременно обогнать американцев…