Главная » ОТДЫХ » СЕКС » Густав Климт и Золотая Адель: Измена как искусство

Густав Климт и Золотая Адель: Измена как искусство

В этой статье: краткое пособие от Фердинанда Блох-Бауэра о том, как реагировать на измену, как одна картина увековечила фамилию двух семей и как она же чуть не разорила Министер­ство культуры Австрии.

Золотая Адель. Картина Густава Климта

Золотая Адель. Картина Густава Климта

Великолепный брак

Мориц Бауэр, представитель элит­ной австрийской семьи еврейской диаспоры, искал достойную партию для своих дочерей. Дочери крупно­го банкира, председателя Восточных железных дорог и генерального ди­ректора Венского банковского союза просто не могли неудачно выйти за­муж. Выбор пал на братьев Фердинан­да и Густава Блохов, семья которых занималась сахарным производством.

Старшая дочь, Тереза, вышла замуж за Густава, который был адвокатом. А младшая, Адель, немного позже, в свои 18 лет вышла за сахарозаводчи­ка Фердинанда в 1899 году. Для неё это был брак по расчету, потому что муж был старше её почти вдвое. Правда, Адель это не смутило, ведь ей так хо­телось самостоятельной, независимой от родителей жизни и учебы в уни­верситете. Их брак одобрили роди­тели обеих сторон – он был выгоден всем, поэтому на их свадьбе гуляла вся Вена.

В 1915 году умирает последний из сыновей, брат Терезы и Адель, Ев­гений. Он не оставил после себя по­томков мужского пола. Из-за этого перед сестрами встал вопрос: как сохранить родительскую фамилию. В 1917 году они попросили мужей объ­единить фамилии двух семей. Фер­динанд и Густав согласились. Таким образом появилась фамилия Блох-Бауэр.

Знаменитый любовник Густав Климт

В начале XX века девушкам нельзя был обучаться в университетах. Поэтому мечты Адель Блох-Бауэр о получении высокого образования были всего лишь мечтами. Несмотря на это, родители дали ей отличное домашнее образование, а сама он всегда занималась самообучением, читала английскую, немецкую, французскую классику на языке оригинала. Девушка отлично разбиралась в искусстве. В своем доме она содержала салон, в котором частыми гостями были художники, поэты, светское общество Вены. Именно в своем салоне она и познакомилась с Густавом Климтом.

Гу́став Климт — австрийский художник и декоратор, один из самых ярких представителей венского модерна

Гу́став Климт — австрийский художник и декоратор, один из самых ярких представителей венского модерна

Он был модным и очень востребованным художником, декоратором. Вместе с братом он объездил всю Вену, оформляя архитектурные интерьеры от павильона минеральных вод в Карлсбаде до виллы императрицы Сисси и столичного Бургтеатра. В 26 лет Густав получил золотой ор­ден «За заслуги», а в 28 – императорскую премию.

Он был первым председателем Венско­го сецессиона – объединения, в которое вошли австрийские художники. Молодые таланты выступали против той рутины, которая наполняла академическое искус­ство того времени. Это объединение перевернуло жизнь Климта, ведь к 1897 году его творческая личность практически сложи­лась. И тут это новое движение полностью выбивает его из колеи. Именно Венский сецессион пробудил ту загадочную лич­ность художника, которая дала новый ви­ток в жизни и творчестве Густава Климта.

Густав Климт и портрет Адель Блох-Бауэр

Об измене Адель с Климтом говорили все. Эта новость достигла и Фердинанда. Он не понимал, как его жена могла изменить ему с художником. И что ему самому теперь делать? Развестись? Нет, такие браки, как их, никогда не заканчиваются разводом. Убить любовников? Слишком жестоко. Он долго мучился, не спал ночами и всё-таки при­думал идеальный план.

Древние индейцы, чтобы разлучить влюбленных, не разлуча­ли, а наоборот, сковывали тех цепями и уже насильно держали вместе. Отпускали толь­ко тогда, когда влюбленные начинали нена­видеть друг друга. По этой же схеме решил действовать и Фердинанд Блох-Бауэр. Он закажет портрет жены у её любовника. Тем более это будет неплохим вложением, ведь картины художника растут в цене.

Фердинанд Блох-Бауэр

Фердинанд Блох-Бауэр

Он позвал на обед Густава Климта. Для этого Фердинанд подготовился: лучшие юристы составили контракт на работу с художником. Дальше надо было только заин­тересовать Климта и подписать нужные бу­маги.

На обеде почему-то художник и Адель не смотрели друг другу в глаза. А Блох-Бауэр, наоборот, много шутил и был весел. После они переместились в гостиную. Там Фердинанд перешел к делу и попросил Климта нарисовать необычный портрет Адель, который мог бы жить в веках. Это была не­простая задача для художника, но когда он увидел сумму контракта, подписал его, не читая. Отказаться от этой работы Климт уже не мог – неустойки и штрафы были в 10 раз больше, чем сама сумма контракта. Он про­сто-напросто мог разориться из-за этого. Но гениальный художник не читал контракта и приступил к работе.

Ав­стрийская Мона Лиза

Более ста эскизов пришлось сделать Климту. Фердинанд специально выплатил художнику большой аванс, чтобы на другие картины у него не было времени. Каждый раз художник встречался с Адель, рисовал одну и ту же модель. Постепенно их чувства друг к другу угасли. Картина была законче­на за четыре года и впоследствии стала «Ав­стрийской Моной Лизой».

Адель Блох-Бауэр

Адель Блох-Бауэр

Густав Климт умер в своей мастерской в 52 года. Он тяжело переносил мировые со­бытия, войну. Адель скончалась через семь лет, в 1925 году, от менингита. Фердинанд так никогда и не сказал ей, что знал об её измене с Климтом. В 1958 году Фердинанд Блох-Бауэр бежал из Австрии в Прагу, а за­тем в Цюрих.

Картина «Золотая Адель» пережила свое­го творителя, Адель, Фердинанда Блох-Бау­эров и даже Вторую мировую войну. Её бе­режно хранили и почитали на протяжении века. Однако у самой картины есть продол­жение истории. Связано оно с племянницей Адель, а действие разворачивалось уже в наши дни.

Племянница Адель Блох-Бауэр

У Фердинанда и Адель так и не было детей. У Адель было два выкидыша, а тре­тий ребенок прожил всею несколько дней после рождения. Всю свою любовь Адель направила на пятерых племянников. Осо­бенно выделялась среди них самая млад­шая, Мария. Она часто приходила к боль­ной тете, обсуждала с ней фасоны платьев для своего первого бала, веяния моды, ис­кусство и картины Климта, которых в доме Адель было больше десяти.

На свой первый бал Мария пригласила культурного и воспитанного молодого че­ловека, который был одобрен ее родите­лями. Для Марии первый бал стал самым долгожданным и самым прекрасным собы­тием в жизни. Поэтому тетя Адель дала на бал юной племяннице свое бриллиантовое колье, в котором позировала для портрета Климту.

Однако жизнь свела Марию с другим. Она вышла за оперного певца Фредерика Альтмана, который был из семьи крупного промышленника. Брак был заключен в 1938 году. Мария провела всю жизнь со своим мужем и очень его любила. На их свадьбу Фердинанд подарил племяннице то самое колье, в котором позировала Адель и в ко­тором Мария была на своем первом балу.

Когда в Австрии началась охота на евре­ев, муж Марии попал сначала в гестапо, а позже оказался в концлагере. От всего дви­жимого и недвижимого имущества Мария отказалась, лишь бы спасти мужа от смерти. За картинами пришел тот самый культур­ный и воспитанный молодой человек с её первого бала. Он встал на сторону фаши­стов и собирал для них коллекции живопи­си. В будущем он стал директором музея и бережно хранил «Австрийскую Мону Лизу».

Марии и её мужу повезло. В гестапо ока­зался человек, которого как-то спас муж, и тот был перед ним в долгу. Супруги офор­мили поддельные документы и бежали из страны. Сначала в Англию, а потом в США. Случилось так, что их едва не поймали, ког­да самолет до Лондона остановили перед самым взлетом. Альтманы боялись, что их сейчас высадят, ведь их преследовали. Но нет. Вывели другого человека.

Возвращение завещанного

В конце XX века журналист Хубертус Чернин поднял вопрос наследства Блох-Бауэ­ров. Он нашел документы, завещание Фер­динанда Блох-Бауэра. Оно перечеркивало все завещания более ранней публикации. В нём он оставлял всё имущество детям свое­го брата. В том числе и картины Климта, ко­торые находились в музее. На тот момент из племянников в живых осталась только Ма­рия, да и ей было уже 80 лет. Но журналист поднял бурю. Несмотря на графское происхождение, он был беден, но не глуп – он понимал, что Мария Альтман щедро его возна­градит. Так оно и случилось.

Мария Альтман

Мария Альтман

Вся Австрия всполошилась. Их народ­ную реликвию хотят вывезти в США! Мно­гие были недовольны, некоторые даже грозились испортить картину, из-за чего пришлось убрать «Золотую Адель» в запас­ники. Это было и не на руку правительству США. Джордж Буш-младший не хотел пор­тить отношения с Австрией, поэтому давил на свои рычаги. Семь лет Мария Альтман боролась за свое австрийское имущество. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда юристы зашли немного с другой позиции.

Фердинанд Блох-Бауэр был гражданином не Австрии, а Чехии. Это в корне изменило дело. Теперь слушания проводились в США, и выходило все так, что гражданка Америки хочет вступить в наследство, доставшееся от гражданина Чехии. И вроде как Австрия и ни причем вовсе. А это значит, что в 2005 году дело решилось в пользу Марии, и Австрия должна была вернуть картины Климта, в том числе портрет Адели Блох-Бауэр, законной владелице – Марии Альтман.

Прощание с Золотой Адель

Мария Альтман не настаивала на возвращении картин. Она попросила рыночную стоимость. Цена всех пяти картин составила 155 миллионов долларов. Это была неподъем­ная сумма для Министерства культуры Ав­стрии. Поэтому были предприняты меры, которые должны были сохранить нацио­нальное достояние страны.

С банками велись переговоры о крупном займе, была объявлена подписка по сбору средств. И вот когда средства были почти собраны, поднимает­ся рыночная стоимость картин. Теперь они стоят 300 миллионов долларов. Эту сумму страна не смогла бы собрать, и картины при­шлось отправить племяннице Адель в США,

Проводить «Золотую Адель», националь­ное достояние Австрии на протяжении века, приехали люди со всей страны. На автобусах висели плакаты «Прощай, Адель», некоторые плакали. Картины покинули Австрию.

Густав Климт. Выставка картины «Золотая Адель»

Спустя несколько месяцев после возвра­щения картины «Золотая Адель», её продали за 135 миллионов долларов.

Тот журналист так и не смог потратить свое вознаграждение. Он умер спустя несколько месяцев после передачи картин Марии.

Сама Мария, племянница Адель, умерла в 2011 году в возрасте 94 лет.

Так закончилась история одной измены. Как и планировал Фердинанд Блох-Бауэр, необычный портрет его жены стал знаме­нит и будет жить еще долгие столетия.

Картина до сих пор хранится в Новой галерее, посвящен­ной немецкому и австрийскому модернист­скому искусству начала XX века. Галерея находится на так называемой Музейной миле в Манхэттене, Нью-Йорк, расположенной между 82-й и 105-й улицами вдоль 5-й авеню.

Адольф Гитлер и Густав Климт

Оказывается, Адольф Гитлер и Густав Климт встречались однажды. Гитлер хотел поступить в Академию живопи­си в Вене, а Климт к тому моменту уже был почетным профессором. Гитлер хо­тел взять несколько уроков у Климта и показал несколько своих работ. Густав сказал юноше, что тот гений и никаких уроков ему брать не надо. После этой встречи Адольф Гитлер говорил всем, что его признал сам Климт.

Картина, написанная Гитлером

Картина, написанная Гитлером

Однако в Академию Гитлер не посту­пил. Вместо него взяли молодого чело­века, еврея по национальности. Кто зна­ет, может, ненависть Адольфа Гитлера к евреям — это личное?

Оставить комментарий