Главная » ИСТОРИЯ » Оказывается Илья Муромец был реальным богатырем

Оказывается Илья Муромец был реальным богатырем

У каждого из нас имеется свое пред­ставление о богатырях, главный из которых – Илья Муромец. Многим даже не составит труда вспомнить его краткую биографию: родился в Муроме, до 30 лет лежал на печи, не в силах подняться, а потом его исцелили калики перехожие.

Оказывается Илья Муромец был реальным богатырем

Оказывается Илья Муромец был реальным богатырем

И отправился Илья в стольный Киев- град – послужить верой и правдой князю Владимиру. Но имелись ли у знамени­того богатыря реальные прототипы, или это такой же сказочный персонаж, как Иван-царевич?

Рагдай Удалой и неугодный

Почти для всех прославленных в бы­линах богатырей нашлись прообразы в лице конкретных исторических лично­стей, даже для ближайших сподвижников Муромца – Добрыни Никитича и Алеши Поповича. И только относительно лиц, ко­торых можно соотнести с самим Ильей, до сих пор идут споры.

Даже те, кто считают Илью Муромца полностью вымышленным персонажем, не могут определиться, в какое именно время этот герой был порожден народ­ной фантазией.

Былинные богатыри упо­минаются во многих русских письмен­ных источниках – особенно внимательна к ним Никоновская летопись XVI века. Там описываются деяния и Добрыни, и Алеши, а вот об Илье – ни слова. Озна­чает ли это, что Муромца к тому времени еще вовсе не было – ни как человека, ни даже как сказочного героя?

Иллюстрация к повести Руслан и Людмила

Иллюстрация к повести Руслан и Людмила

Филолог XIX века Николай Квашнин- Самарин посчитал, что в Никоновской летописи Илья фигурирует под именем другого богатыря – храбреца Рагдая Уда­лого (у Пушкина в поэме «Руслан и Люд­мила» – Рогдай, в черновиках – даже Рахдай), который в одиночку сражался с тремя сотнями врагов, и смерть кото­рого оплакивал Владимир Святославич.

«Не одно ли это лицо с Ильей Муром­цем? – рассуждает филолог. – Илья – хри­стианское имя, Рогдай – славянское (по другим источникам, Рагдай – древнегер­манское имя, означающее «мудрый».). Первоначально песни могли знать его под обоими именами, потом осилило христианское, особенно в виду религиоз­ного почитания Ильи Муромца».

Другое объяснение летописного умал­чивания имени Ильи дал современник Квашнина-Самарина – ученый, этно­граф, фольклорист Всеволод Миллер.

Припомнив расхожий былинный сюжет о ссоре Муромца с князем Владими­ром, Миллер предположил, что Илья «не удостоился попасть в число богатырей Владимира именно потому, что не умел себя держать за княжеским столом, го­ворил князю в лицо неприятные вещи, относился к нему не всегда почтительно, иногда даже пренебрежительно.

Ведь наши поздние летописные своды, напри­мер Никоновский, носят в значительной степени официальный характер, проник­нуты московскими государственными тенденциями и в силу такого направле­ния и настроения едва ли могли допу­стить в сонм богатырей святого Влади­мира лицо, по своему происхождению и замашкам слишком неудобное для княжеских палат».

Илиас Русский из дикой Руси

Версия Миллера выглядит особенно убедительной в свете того, что русский богатырь Илья, игнорируемый летопис­цами-соотечественниками, присутствует в западноевропейских литературных произведениях, которые были созданы еще в XIII веке.

Сага о Тидреке Бернском. Иллюстрация

Сага о Тидреке Бернском. Иллюстрация

Так, в германской поэме «Ортнит», записанной в 1220-х годах на основе устных сказаний, действует «король из дикой Руси» Илиас Русский. Под именем Илиаса Греческого он перешел и в ог­ромную прозаическую «Сагу о Тидреке Бернском», созданную около 1250 года в норвежском городе Бергене. Добавим, что в средневековых западных источни­ках Русь, принявшая веру от греков, ча­сто смешивается с Грецией.

В 1574 году оршанский староста Фи­лон Кмита-Чернобыльский в одном из своих посланий упомянул Илью Муравленина. Отсюда можно сделать вывод, что и в то время богатырь Илья был широко известным героем, но еще не звался Му­ромцем.

Побывавший в Киеве спустя двад­цать лет немецкий путешественник Эрих Лассота поведал о могиле, где погребен Елия Моровлин, «знаменитый герой или богатырь, как его называют, о котором рассказывают много басен». Это самое первое свидетельство об Илье как о ре­альном человеке.

Но почему же он звался то Моровлином, то Муравленином? На этот счет тоже есть немало гипотез. Согласно од­ной из них, Илья происходил вовсе не из Мурома, а из древнерусского городища Моровска. Согласно другой, он являлся выходцем из раннефеодального сла­вянского государства Великая Моравия (822-907 годы) и жил в соответствующее время.

Одни исследователи все же наста­ивали на муромском происхождении героя, указывая, что в летописях нере­дко писали «Муров» вместо «Муром». А другие пытались связать прозвище бо­гатыря со словом «мурава», обозначав­шим траву, зелень.

От него происходило прилагательное «муравленый», бывшее постоянным эпитетом печи, которую часто покрывали зелеными изразцами. Таким образом, прозвание Ильи могло возникнуть из-за его тридцатилетнего сидения на печи.

Преподобный Илья Муромец или Вещий Олег?

XVII веком датируются первые возник­шие на территории Московского государ­ства письменные источники, в которых упоминается Илья. В 1638 году появился труд монаха Афанасия Кальнофойского о Киево-Печерской лавре. Перечисляя могилы печерских чудотворцев, Афана­сий называет захоронение инока Ильи.

Мощи Ильи Муромца в Киево-Печерской Лавре

Мощи Ильи Муромца в Киево-Печерской Лавре

В середине столетия появилось и изобра­жение этого инока – вырезанная на де­реве гравюра. В пояснительной надписи к ней говорится, что гравер запечатлел «преподобного Илью Муромского».

В 1980-х годах советские ученые ис­следовали мощи, которые предположи­тельно принадлежали преподобному Илье. Их выводы таковы: это останки мужчины ростом 177 сантиметров с очень развитой мышечной системой.

Однако этот силач страдал от некоего заболевания, из-за которого у него про­изошло утолщение свода черепа. В об­ласти грудной клетки было обнаружено поражение от удара копьем, которое, ви­димо, и привело к смерти. Скончался этот человек в возрасте от 40-45 лет.

Муромцем Илья впервые был назван в повести «Сказание о киевских богаты­рях, как ходили во Царьград и как побили цареградских богатырей, учинили себе честь». Самый ранний список этого про­изведения помечен 1642 годом.

Соотнесение имени Ильи Муромца с походом в Византию позволило исто­рику начала XX века Михаилу Халанскому присмотреться в этой связи к Олегу Ве­щему, в 907 году, как известно, прибив­шему свой щит на вратах Царьграда (Константинополя). Сопоставив факты, Халанский пришел к ошеломляющему выводу: Олег Вещий – это и есть Илья Муромец!

Историк заключил, что Илья Муром­ский – искаженное имя Олега (Хельга) Норманнского. Например, так называ­емая Иоакимовская летопись называет Олега князем Урманским, то есть Нор­маннским. Главным же аргументом для Халанского оказалось сходство одного из военных походов Ортнита и Илиаса (описанного в вышеупомянутой поэме «Ортнит») с кампанией Олега против Ви­зантии.

Казак-самозванец Илейка Муро­мец

Гораздо более убедительной оказалась теория еще одного историка XIX-XX ве­ков – Дмитрия Иловайского. На то, чтобы назвать прототип Илиаса Русского из гер­манских сказаний, Иловайский не пре­тендовал. Но он указал на ту историче­скую личность, которая почти наверняка послужила былинному переименованию Ильи Моровлина (Муравленина) в Илью Муромца.

Этой личностью был Илейка Муро­мец – живший в начале XVII века самоз­ванец, который выдавал себя за царе­вича Петра – мифического сына царя Федора Ивановича (в действительности никаких детей у того не было).

Сперва уроженец Мурома Илейка входил в каза­чий отряд, вставший на сторону Лжедмитрия I. Вероятно, вдохновившись приме­ром последнего, Илейка решил стать Лжепетром, но… в итоге разделил участь большинства самозванцев Смутного времени и после своего пленения 10 ок­тября 1607 года был казнен по приказу Василия Шуйского.

Смутное время оказало огромное влияние на народное творчество во­обще и былины в частности. Начиная с XVII века, например, во многих бы­линных сюжетах появляется коварная чародейка Маринка, под которой, ко­нечно, имелась в виду Марина Мни­шек. И в то же время претерпел суще­ственные изменения образ богатыря Ильи – теперь прославленный герой стал зваться крестьянским сыном и ка­заком.

Реконструкция облика Ильи Муромца из Киевско-Печерской Лавры

Реконструкция облика Ильи Муромца из Киевско-Печерской Лавры

Муромец – единственный бога­тырь-казак, к этому сословию его при­числяют в подавляющем большинстве зафиксированных фольклористами бы­лин.

Многим из именитых современников Дмитрия Иловайского, изучавших фоль­клор, не понравились выводы историка: могли, мол, презренный самозванец так превозноситься сказителями?

Но уче­ный справедливо отвечал критикам, что «демократические тенденции этого са­мозванца, его свирепствование против бояр и дворян и вообще роль недюжин­ного казацкого атамана могли вполне возбудить симпатии простонародья.

Так же как их возбудили разбойничьи дея­ния Стеньки Разина, который сделался популярным героем народных песен не только по причине своей удали, но и по­тому, что с его лицом как бы связывался протест черного люда против боярского и дворянского гнета или вообще против высших классов».

 

Оставить комментарий