Главная » ГЕОГРАФИЯ » Мифы о самураях: катаны, бусидо и прочие байки

Мифы о самураях: катаны, бусидо и прочие байки

Ранее в наших исторических вылазках мы под микроскопом разобрали тяжеловесные рыцар­ские доспехи, пиратское тщеславие и жестокость викингов. Пришло время отправиться на восток, а именно в Страну восходящего солнца, где на про­тяжении десяти веков господствовали самураи.

Мифы о самураях. Катаны, бусидо и прочие байки

Мифы о самураях. Катаны, бусидо и прочие байки

Для начала стоит огласить так называемую по­правку на ветер. На сегодняшний день существует большое количество источ­ников, что пытаются пролить свет на устройство и быт феодальной Японии. Проблема в том, что многие из них се­рьезно противоречат друг другу.

Так­же и сам класс самураев за свою эпоху претерпел столько изменений, что даже ограничиться объемом всего журнала не видится возможным. Поэтому наш материал носит ознакомительный и даже базовый характер. Его задача раз­веять популярные заблуждения об этом военном сословии, а также огласить же­лезобетонные факты, которые точно присутствовали в жизни самураев.

Кто такие самураи

И вот уже на этом этапе возникают пер­вые трудности. Зачастую любого парня с ка­таной относят к самураям, что уже, как пони­маете, ошибка. «Воин» на японском звучит как «буси», тогда как «самурай» на русский дословно переводится как «служить» – отли­чие налицо. То есть, по сути, самое близкое зна­чение, которое можно встретить в русском аналоге к слову «самурай», это «дворянин».

Японские самураи середины 19 века

Японские самураи середины 19 века

При этом самураев представляют как бесстрашных, одиноких воинов, способных одним движением клинка снести голову со­перника, пока на фоне цветёт сакура. И пусть каждый из них обладал базовыми, а боль­шинство искусными, навыками обращения с оружием, на деле же это был светский фео­дал, который занимался сбором и подсчетом налогов, а также ведением крупного хозяй­ства, что достаюсь либо в наследство, либо в надзор от своего господина – даймё.

Выходит так, что среди самураев хватало и тех, кто и вовсе никогда не сражался. Над такими самураями даже иногда смеялись настоящие воины, мол, те носят мечи неправильно: в горизонтальном положении, что мешает быстро обнажить клинок.

Впрочем, призови господин своих саму­раев на последний бой, каждый достанет доспех, подвяжет оружие и отправится в путь. Вот и получается, что все самураи – буси, но не каждый буси – самурай.

И еще одна важная деталь, без которой наш рассказ не будет полным. Сам по себе класс самураев менялся от эпохи к эпохе, и в разное время у данной касты были разные уровни влияния.

Скажем, после неудачных монгольских вторжений (1275 и 1281 гг.) на­ступил золотой век самураев, когда воины обрели огромный кредит доверия со сторо­ны крестьян, став элитой общества. Но уже к 1600 году, когда в Японии проживало 18 млн человек, самураев насчитывалось намного больше – 5-6% от общей численности насе­ления, став тем самым правящей военной силой.

Главное оружие самурая – катана

И начнём разрушать мифы, пожалуй, с главного предрассудка – катаны. Чаще всего самураев изображают с двумя ме­чами за поясом – длинной катаной и ко­ротким вакидзаси. Поэтому большинство людей считают их воинами ближнего боя, сражающимися на мечах. Но это не так.

Главное оружие самурая - катана

Главное оружие самурая – катана

На поле боя самураи были в первую оче­редь конными лучниками. Это привилегия дворян, потому что в маленькой Японии с нехваткой пастбищ лошадь стоила целое состояние. Самураи носили длинный лук с человеческий рост, – его называли юми, вакю или дайкю, – а также бамбуковые стрелы к нему. И умение стрельбы из этого оружия – так называемый путь коня и лука – для саму­рая было важнее, чем фехтование.

Катану и вакидзаси самураи, конечно, использовали, но только в случаях крайней необходимости. В основном же это оружие служило подтверждением их статуса, по­тому что простолюдинам – купцам и ре­месленникам – можно было носить только один, короткий меч, да и он с годами попал под запрет.

Самураи всегда верны своему господину

В современном представлении, толь­ко стоило даймё шевельнуть бровью, как его верноподданный самурай с честью отправлялся на самоубийственную мис­сию или же совершал сеппуку.

Самураи всегда верны своему господину

На деле же, подобно европейским ры­царям, самураи не были уж вовсе безу­коризненно верными своему господину. Они продолжали служить своему даймё, пока тот регулярно им платит – в основ­ном рисом. Впрочем, если же даймё по тем или иным причинам переставал устра­ивать самурая, тот запросто мог уйти со всеми своими подданными к другому хо­зяину. И если в Европе подобный поступок рассматривался как предательство, то для Японии это не казалось чем-то низким.

Но вот становиться ронином – вои­ном без господина – считалось делом постыдным. В связи с этим существовала даже поговорка, позволяющая са­мураю вернуться к своему господину: «Семь падений, восемь подъёмов», оз­начавшая право самурая на семь уходов сроком на год, но с обязательным воз­вращением.

Ронин – герой-отшельник

Существовало много преданий о про­стом ронине, защищавшем бедных кре­стьян от заносчивого самурая, который мог убить любого, кто посмел ему воз­разить. И, к слову, самурай имел на это законное право.

Другое дело, что, став ронином, быв­ший самурай не забывал о своих ари­стократических замашках и чувстве всевластия, а потому сам регулярно гра­бил, убивал и занимался рэкетом. Мно­гие из ронинов становились впослед­ствии предводителями банд якудза. Как видите, в реальности ронины были вовсе не такими приятными личностями, как о них думают.

Бусидо –  кодекс, которому следовали все

Считается, что бусидо, путь воина, – некий свод правил, регламентирующий жизнь самурая. И каждый буси должен знать этот кодекс. Если он нарушит его, то будет вынужден совершить ритуаль­ное самоубийство – сеппуку, ибо он за­пятнал свою честь, очистить которую способен лишь кровью.

Бусидо. Кодекс чести самурая

Бусидо. Кодекс чести самурая

В реальности же правила поведения у самураев, конечно, были, но неписаные. Наиболее полный их список составил в своей книге «Хагакурэ» самурай Ямамо­то Цунэтомо. Вот только есть одно ма­ленькое но: он не был буси, да и войны никогда не видел, а работал управляю­щим в поместье одного даймё по имени Сага. И записывал Ямамото не какие-то незыблемые правила, а воспоминания старых самураев и свои собственные представления об идеальном воине. Так что судить о буси по «Хагакурэ» – всё равно, что составлять представление о рыцарях по куртуазным романам.

Сам же трактат «Бусидо: Душа Япо­нии» написал в 1899 году Нитобэ Инадзо. Изначально книга была написана на английском, так как автор уже 20 лет как жил в США. Книгу охотно раскупали в запад­ном мире, но, если верить историку Ге­оргию Манаеву, когда её перевели на японский, Нитобэ был разгромлен. Его обвинили в незнании родной истории, культуры и традиций.

В частности, Нитобэ приписывал пра­вила всем военным структурам, когда относились они лишь к самураям. Ну а что касается пятна позора и его «очище­ния», будь такое в действительности, ри­туал мгновенно уничтожил бы самураев как класс.

В реальности же самураи не видели ничего предосудительного ни в преда­тельстве, ни в убийстве со спины, ни в братоубийстве. Да что уж там говорить, целое искусство баттодзюцу посвяще­но тому, чтобы быстро выхватить меч и убить человека, пока он ничего не подо­зревает. Не очень-то напоминает чест­ный поступок, да?

Впрочем, это не помешало западному миру сформировать собственное виде­ние заокеанской Японии как экзотиче­ской и духовной страны. Впоследствии именно бусидо станет основой и «перво­источником» для многих голливудских кинолент.

И на десерт – харакири

Харакири, оно же сеппуку, – ритуальное (и довольно жестокое) самоубийство. Заключалось оно в том, что самурай, сев на колени, вспарывал живот коротким клин­ком – кусунгобу, после чего его товарищ одним движением срубал голову. Правда, совершали процедуру не столько с целью спасения чести, сколько пытались избе­жать ещё больших мук.

Япония харакири и сеппуку

Дело в том, что самурая ждали плен и пытки, если тот терпел поражение в бою. Сожжение, распятие и сварение в кипятке для японцев было обычным делом. Неко­торых «везунчиков» могли даже распилить при помощи деревянной пилы. Неудиви­тельно, что при таких последствиях саму­раи могли избрать более быстрый исход.

Также, если самурай опозорил своего, даймё, это был единственный выход, что­бы сохранить имущество, которое будет передано наследникам.

 

Оставить комментарий