Ненцы народ самый многочисленный из малых народов Севера. Их насчитывается около 45 тысяч. Ненцы населяют побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра и ведут кочевой образ жизни.
Ненцы народ охотников
Ненцы – это коренное народное малочисленное племя, которое проживает в основном на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в Северной России. Ненцы – это народ охотников и скотоводов, которые живут в тесной связи с природой и ее ресурсами.
Основным занятием ненцев является охота на местных животных, таких как олени, медведи, лисы и другие. Они используют для этого традиционные охотничьи орудия, такие как луки, стрелы и копья, а также охотничьих собак.
Ненцы также занимаются скотоводством, в основном, выращиванием оленей. Олени играют важную роль в жизни ненцев, они используются для перевозки грузов и для производства мяса, кожи и других продуктов.
Традиционная культура ненцев очень богата и разнообразна. Они имеют свой язык, культуру и обряды. Ненцы также славятся своими национальными костюмами, которые изготавливаются из шкур оленей и украшены красочными вышивками и бисером.
Однако, современный мир привнес в жизнь ненцев много изменений. Многие из них переехали в города, где работают и учатся. Однако, они всё еще сохраняют свои традиции и обряды, и пытаются передать их своим детям.
Предки ненцев обитали в Южной Сибири, в районе Саянского нагорья. Оттуда в первом тысячелетии нашей эры их вытеснили на север более сильные и воинственные гунны и тюрки. Затем они постепенно смешались с аборигенным населением тундры, лесотундры и северных районов тайги Западной Сибири.
Ненцы, которых русичи называли самоедами, впервые упоминаются в «Повести временных лет» в 1096 году в связи с поездкой новгородцев к уграм. В XIII веке итальянский дипломат и путешественник Плано Карпини называет самоедов среди народов, порабощенных монголами: «Эти люди, как говорят, живут только охотами; палатки и платье их также сделаны только из шкур зверей».
В1499 году Московское государство основало в низовьях Печоры крепость Пустозерск, где торговали и платили ясак около 2000 самоедов. К середине XVII века Россия покорила все ненецкие территории, а их жители были обложены податью. Тогда же началось переселение русских крестьян с Северной Двины на Печору и Обь.
Пришельцы притесняли местное население. В ответ зимой 1662-1663 годов самоеды восстали и сожгли Пустозерск. Но силы оказались неравными, и ненцы были вынуждены отступить на восток, где столкнулись с энцами и нганасанами. Окончательное размежевание территории между этими северными народами произошло только в 1850 году.
В последней трети ХIХ века, чтобы прекратить притязания Норвегии на российские земли, царское правительство хотело переселить самоедов на Новую Землю и другие острова Северного Ледовитого океана. К счастью, этого не произошло.
Советское правительство решило реформировать традиционный образ жизни самоедов. В 1926 году были организованы племенные советы: как территориальные органы, ответственные за проведение государственной политики. В 1950 году вместо презрительного русского названия «самоеды» северные оленеводы стали называться ненцами. Были созданы Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа. Началось научное изучение ненецкого фольклора и истории. Создавались школы-интернаты, где могли учиться дети жителей тундры.
Все эти реформы имели как позитивные, так и резко негативные последствия, поскольку вместе с улучшением условий жизни коренных жителей и формированием национальной интеллигенции они привели к репрессиям и насильственному .уничтожению культурного наследия. А в более поздний период, когда на этой территории началась добыча полезных ископаемых, ненцев лишили части угодий, на которых они пасли оленей. Кроме того, на исконных землях аборигенов стали селиться представители других этнических групп. Начался процесс русификации. Ненцы безуспешно сопротивлялись. Последние антисоветские демонстрации имели место в Западной Сибири в 1960-х годах.
Со второй половины 1980-х годов ненцы стремятся к возрождению своего языка и культуры. Около 78% считают ненецкий язык своим родным.
Как построить чум?
С древних времен ненцы жили в чумах, а некоторые живут в них и до сих пор. Как строят это жилище? Сначала устанавливают 40-60 жердей. Потом их покрывают полотнищами, сшитыми из оленьих шкур. Внутреннее покрытие укладывается шерстью внутрь чума, внешнее – шерстью наружу. На это требуется 65-75 шкур. В теплое время года шкуры заменяются берестой.
Диаметр чума может достигать 8 метров и в нем могут находиться до 20 человек. Чем богаче семья, тем больше жилище. У бедняков чум остроконечный, а у ненцев с хорошим достатком – тупоконечный.
Центральной осью чума служит симзы – шест, который считается священным. На нем помещают семь голов семейных и родовых духов.
В центре чума устраивается очаг, дым от которого поднимается к верхнему отверстию. Сейчас очаг обычно заменяется железной печью с трубой.
За симзы находится священное место – си. Только старшим мужчинам разрешается на него наступать. Для детей и женщин это место запретное. Тут хранятся духи – покровители очага, семьи и рода, а также все семейные сбережения и реликвии, оружие и ларь с инструментами. Место женщины – напротив си, у входа. Там она и занимается всеми хозяйственными делами. Спальное место – посредине чума. Спать укладываются строго по иерархии. Ближе к очагу – хозяева чума с детьми, затем – старики и другие члены семьи, а также гости.
Малица и ягушка
Ненецкая одежда хорошо защищает зимой от жестоких морозов, а летом – от гнуса. Мужчины носят малицу – меховую рубаху с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она делается из шкур молодого оленя мехом внутрь. Малица непременно подпоясывается кожаным поясом, который украшают подвесками из медных цепочек и ажурных блях. К поясу на цепочке пришивают ножны с ножом.
В стужу, в пургу и при дальних поездках поверх малицы надевают меховой совик. Его капюшон обрамляется опушкой из песцовых хвостов.
Основная женская народная одежда – это ягушка, шуба из двухслойных оленьих шкур. Низкий воротник для ягушки шьют из лисьего или оленьего меха. Летом женщины носят легкую одежду с тканями, купленными у торговцев. Они украшают себя металлическими пластинами и ожерельями, а также кожаными аппликациями. Вся жизнь ненцев связана с оленеводством. Неслучайно они с давних времен называют себя «дети оленя». Животные пасутся круглый год, питаются ягелем. Следят за ними пастухи и собаки.
В стаде выделяется вожак – самый красивый и крупный олень. Ненцы народ называют его «менаруй». Вожак никогда не используется в упряжке.
Зимой и летом ненцы ездят на нартах. В них запрягают оленей и управляют хореем – шестом длиной до пяти метров с костяным шариком на конце. Хорей сжимают в левой руке, а в правой держат повод. Упряжь украшается медными кольцами, колокольчиками и кистями. Для езды используются только холостые олени, быстроногие и выносливые. За день эти олени могут преодолеть с легкими нартами до 300 километров, но через каждые 25 километров делается перерыв для отдыха, утоления жажды и питания животных.
Тяжелое бремя шамана
Творцом всего живого ненцы считают владыку неба – Нума. В незапамятные времена этот бестелесный старец послал священную гагару достать из воды ком глины, из которого и появилась земля.
Планета представляется ненцам народ плоской и окруженной морем, звезды – озерами, а солнце – красивой женщиной, определяющей время роста трав и деревьев. Небо – перевернутая чаша, упирающаяся краями в землю. А смена дня и ночи – это борьба вечных антагонистов: светлого Нума и воплощения мирового зла Нга, заведующего страной мертвых. Летом, когда они сходятся в очередной битве, на небе видны молнии и слышны раскаты грома.
Единственное божество, с которым не может совладать владыка неба, – это Хозяин Священной Березы – Хэбидя Хо Ерв. Он живет в дупле семиствольной березы, которую поднимает раз в две тысячи лет, чтобы из-под ее корней разлился великий потоп. Этот потоп обновляет все живое на земле. Вселенная состоит из трех уровней: нижнего, среднего и верхнего. Верхний – это семь небес, где обитают божественные существа. Средний населяют люди. А расположенные под землей семь ярусов вечной мерзлоты – пристанище злых духов.
Связь людей с духами поддерживает шаман – тадебя. Это звание передавалось по мужской линии и считалось не великим счастьем, а тяжелым бременем, которое духи навязывали конкретному человеку. А узнать об избранности помогали знаки. Так, пленку на темечке новорожденного или родимое пятно на его теле считали символом шаманского бубна. Шаманы должны были пройти двадцатилетий путь познаний и испытаний. Главные атрибуты тадебя – бубен и колотушка, с помощью которых он совершает камлания.
К услугам шаманов прибегают во всех важных случаях. Так, тадебя категории «выду тана» помогают лечить больных и предсказывать будущее, «я няны» – искать пропавших оленей и разрешаться роженицам, а «самбана» – проводить погребальные обряды.
Интересное поверье связано с мифическим народом сихиртя, обитавшим в заполярной тундре до прихода ненцев. В ненецких сказаниях сихиртя описываются как беловолосые коренастые люди очень низкого роста. Они ловили рыбу, охотились, знали горное дело и вели ночной образ жизни. Однажды сихиртя исчезли. Считается, что они переселились в сопки, где пасут мамонтов (земляных оленей). На поверхность тундры они выходят по ночам или в туман. Однако ненцам ничего хорошего встречи с ними не сулят – это отражено в эпических песнях и множестве суеверий. Так, детям и собакам запрещено рыть землю и осквернять водоемы, иначе подземные жители могут разгневаться и навлечь беду. Хотя блага цивилизации неизбежно проникают в быт ненцев, многие из них стойко держатся за исконный образ жизни и традиции. И сейчас, в век высоких технологий, где-то на краю земли люди живут в чумах, кочуют по бескрайним просторам суровой тундры – и вполне довольны своей жизнью