Город Пайтити стал широко известен после открытия Америки и завоевательных походов конкистадоров под предводительством Франсиско Писарро. Тогда в Испанию хлынул целый поток золота и серебра, породивший легенду об Эльдорадо – стране, полной невиданных сокровищ.
Позднее устремившимся в Новый Свет искателям драгоценного металла и испанским монахам стало известно еще об одной диковинке – городе Пайтити, в котором даже дома и дороги были сделаны из золота.
Построить город Пайтити!
Впервые название «Пайтити» упоминается в хронике Перу, написанной испанским конкистадором и историком Хуаном де Бетансосом. Он был женат на вдове правителя инков Атауальпы и в совершенстве овладел языком кечуа, на котором говорили инки.
В 1542 году Бетансос составил «Доклад о происхождении и правлении Инков» на основе сведений, полученных от индейцев. В нем говорилось, в частности, о том, что более полувека назад Пачакутек – основатель империи инков, которую сами они называли Тауантинсуйу, – завоевав многие земли, установил восточную границу своих владений по реке Пайтити.
По рассказам индейцев, на восточных склонах Анд, поросших непроходимыми джунглями, были найдены реки с золотоносным песком. Пачакутек приказал построить в те места дорогу, начать разработку приисков и заложить город, в который стекалось бы добытое золото для дальнейшей отправки в столицу его империи.
Опасное хвастовство перед Франсиско Писарро
В 1532 году испанские конкистадоры под предводительством Франсиско Писарро вторглись в Тауантинсуйу, захватили в плен верховного правителя Атауальпу, получили с него огромный выкуп за освобождение, а затем казнили. Правителем стал Тупак Уальпа, но через несколько месяцев он умер – возможно, был отравлен, – и его место занял его брат, Манко Юпанки, признавший себя вассалом испанского короля.
В 1536 году, оскорбленный презрительным отношением к нему со стороны испанцев, Манко поднял восстание, но потерпел неудачу и укрылся в труднодоступном районе Вилькабамба на юго-востоке современного Перу. Там он основал свою новую столицу и стал править оставшимися ему верными подданными, продолжая бороться с захватчиками.
Тем временем в стане испанцев начались кровавые распри, и вскоре к Манко прибыл посланец от одной из группировок, предложившей ему заключить военный союз, направленный против ее врагов, в обмен на милости со стороны испанского короля.
Законный правитель инков понимал, что его просто хотят использовать, поэтому ответил отказом и, в свою очередь, предложил испанцам уйти из Тауантинсуйу, пообещав за это плату вдвое большую, чем выкуп Атауальпы, состоявший из шести тонн золота и двенадцати тонн серебра.
Посланец конкистадоров знал, что этот выкуп собирали по всей стране в течение нескольких месяцев, поэтому как бы невзначай выразил сомнение относительно «финансовых» возможностей Манко.
Тогда – по легенде – правитель приказал своим слугам принести мешок маисовых зерен, взял одно из них и сказал, что из всего золота инков испанцы получили за Атауальпу лишь такую вот ничтожную долю, а остальное надежно спрятано.
Предложение правителя было, конечно же, заманчивым, но испанцы от него отказались, так как, во-первых, уходить никуда не собирались, а во-вторых, они и раньше подозревали о спрятанных где-то сокровищах, и теперь опрометчиво сказанные слова Манко только еще больше разожгли их алчность.
Исчезнувшее золото
Как известно, за свое освобождение Атауальпа пообещал испанцам заполнить до высоты поднятой руки одну комнату золотом, а другую – дважды – серебром. При этом общий вес того и другого никак не оговаривался, а поскольку драгоценные металлы были не в слитках, а в виде кувшинов, ваз, подносов и различного рода украшений, то определить заранее их количество, необходимое для заполнения комнат, не представлялось возможным.
По этой причине из разных концов империи в город Кахамарку, где содержался пленный правитель, потянулись караваны носильщиков и, когда выкуп был уже собран, какая-то часть драгоценного груза была еще в пути, но лишь только стало известно о казни Атауальпы, бесследно исчезла.
Руководитель одного из таких караванов, военачальник Руминьяви, впоследствии был схвачен испанцами и подвергнут пыткам, но так и не выдал тайну местонахождения золота.
Безуспешным оказался и поход отряда испанцев к старинному храму в Пачакамаке: все хранившееся там золото, видимо, заблаговременно спрятали жрецы.
Хотя в столице империи, городе Куско, испанцы захватили огромную добычу, но не нашли там главный объект поклонения инков – изображение солнца в человеческий рост, изготовленное из чистого золота и украшенное множеством драгоценных камней.
Предполагалось, что все эти и многие другие сокровища инки спрятали в надежных местах, в том числе в Вилькабамбе.
Вилькабамба – новая столица инков
В 1572 году испанцы, покончив со своими междоусобицами и собрав необходимые силы, напали на последнее прибежище инков, где в то время правил внук Манко, Тупак Амару.
Вилькабамба – район, известный, прежде всего, знаменитым на весь мир древним городом Мачу-Пикчу. Как и его окрестности, значительная часть этой территории представляет собой нагромождение скал и глубоких ущелий, горных хребтов и речных долин.
В одной из них находилась новая столица инков, город Вилькабамба. Он был прямоугольным в плане, шириной около двух километров. Сломив сопротивление индейцев на горных перевалах, испанцы нашли этот город безлюдным, с сожженными дворцами и храмами.
Организовав погоню, в течение нескольких недель они взяли в плен Тупака Амару, его семью и военачальников, но вместо ожидаемых несметных сокровищ смогли захватить только золотое изображение солнца, которое тут же разрубили и поделили между участниками похода.
Последний правитель инков и его военачальники были доставлены в Куско и по приговору суда казнены, но тайна исчезновения золота и жителей Вилькабамбы продолжала будоражить воображение испанцев. К тому же ей вторила индейская легенда о еще более раннем уходе части жителей Куско в связи с приближением конкистадоров в загадочный город Пайтити, затерянный в амазонской сельве.
Обращение в истинную веру
В дальнейшем испанцы предприняли несколько экспедиций, направленных на поиски легендарного города, но все они оказались безуспешными.
Вместе с тем сбором сведений о Пайтити занимались монахи Ордена иезуитов, которых интересовало, прежде всего, не золото, а возможность обращения индейцев в «истинную веру».
Об этом свидетельствуют их сохранившиеся письма, в одном из которых, датированном 1600 годом и адресованном главе Ордена, монах Андреа Лопес описывал Пайтити как большой город, богатый золотом, серебром и другими драгоценностями. По словам Лопеса, правитель города приглашал его к себе в гости для распространения христианства и обещал построить церковь, покрытую золотыми пластинами.
Иезуиты также сообщали о якобы совершенном открытии Пайтити и окружающей его густонаселенной области и даже указывали расстояние до него, составлявшее от 400 до 500 километров на север от города Санта-Крус-де-ла-Сьерра, находящегося в современной Боливии.
При этом всерьез обсуждалась возможность отправки миссионеров в эту и близлежащие провинции, но, судя по всему, тем дело и кончилось. Сохранились лишь карта района предполагаемого местонахождения Пайтити и рисунок иезуита Бласа Валера, на котором изображены пять горных вершин с протекающей у их подножия рекой.
Ко второй, четвертой и пятой горе от реки ведут лестницы, а между первой и четвертой обозначен подземный ход. Над второй горой нарисовано животное семейства кошачьих, пожирающее солнце, но что означает вся эта композиция, остается неясным.
Золотой мизинец
Со временем, ввиду бесплодных поисков, Пайтити стал всего лишь красивой легендой. Интерес к нему начал угасать и вновь вспыхнул в 1839 году, когда в запаснике императорской библиотеки Рио-де-Жанейро была обнаружена так называемая «Рукопись 512».
В ней говорится о том, что в 1754 году небольшой отряд португальцев открыл в малоисследованной части Бразилии мертвый город с богатыми месторождениями золота и серебра в окрестностях. В указанный район были направлены несколько экспедиций, но ни одна из них не принесла желаемого результата.
Новый всплеск интереса к Пайтити возник в начале XX века в связи с рассказами людей, по их словам, побывавших в заброшенном городе, сокрытом в джунглях восточных предгорий Анд. Среди этих историй наибольшего внимания заслуживает случай, произошедший в 1925 году с индейцем по имени Хуан Санчес.
В качестве проводника его наняли шестеро монахов-иезуитов, вознамерившихся отыскать легендарный город. Проделав долгий путь, они подверглись нападению индейцев и все погибли от отравленных стрел. Каким-то чудом уцелел только Хуан.
Не разбирая дороги, он бросился бежать сквозь густой кустарник, а когда остановился, то увидел заросшую лианами и высокими деревьями городскую улицу, ведущую к площади с изваяниями в человеческий рост, отлитыми из желтого металла.
Придя в себя от неожиданности, он отрубил своим мачете мизинец у одной из статуй, после чего поднялся по длинной лестнице к массивным воротам, увенчанным огромным желтым диском с лучеподобными выступами.
С большим трудом он вернулся домой, долгие годы хранил молчание о таинственном городе и лишь под конец жизни поведал о нем перуанскому ученому Рубену Ордоньесу, предъявив в доказательство своих слов добытый им золотой палец.
Примечательно, что, по некоторым сведениям, Манко Юпанки отправил в Пайтити 14 золотых статуй правителей инков. Поэтому, хотя десяткам экспедиций, предпринятых за последние сто лет, найти таинственный город так и не удалось, исследователи не теряют надежды на успех.