Главная » ГЕОГРАФИЯ » Пайтити до и после Франсиско Писарро

Пайтити до и после Франсиско Писарро

Город Пайтити стал широко известен после открытия Америки и завоевательных походов конкистадоров под предводи­тельством Франсиско Писарро. Тогда в Испанию хлынул целый поток золота и серебра, породивший легенду об Эльдорадо – стране, полной невиданных сокровищ.

Пайтити до и после Франсиско Писарро

Пайтити до и после Франсиско Писарро

Позднее устремившимся в Новый Свет искателям драгоценного металла и испанским мона­хам стало известно еще об одной диковинке – городе Пайтити, в котором даже дома и дороги были сделаны из золота.

Построить город Пайтити!

Впервые название «Пайтити» упо­минается в хронике Перу, написанной испанским конкистадором и истори­ком Хуаном де Бетансосом. Он был женат на вдове правителя инков Атауальпы и в совершенстве овладел язы­ком кечуа, на котором говорили инки.

В 1542 году Бетансос составил «Доклад о происхождении и правлении Инков» на основе сведений, полученных от ин­дейцев. В нем говорилось, в частности, о том, что более полувека назад Пачакутек – основатель империи инков, которую сами они называли Тауантинсуйу, – завоевав многие земли, устано­вил восточную границу своих владений по реке Пайтити.

Пачакутек - основатель империи инков

Пачакутек – основатель империи инков

По рассказам индейцев, на восточных склонах Анд, поросших непроходимыми джунглями, были найдены реки с золо­тоносным песком. Пачакутек приказал построить в те места дорогу, начать раз­работку приисков и заложить город, в ко­торый стекалось бы добытое золото для дальнейшей отправки в столицу его им­перии.

Опасное хвастовство перед Франсиско Писарро

В 1532 году испанские конкистадоры под предводительством Франсиско Пи­сарро вторглись в Тауантинсуйу, захва­тили в плен верховного правителя Атауальпу, получили с него огромный выкуп за освобождение, а затем казнили. Пра­вителем стал Тупак Уальпа, но через не­сколько месяцев он умер – возможно, был отравлен, – и его место занял его брат, Манко Юпанки, признавший себя вассалом испанского короля.

Джон Эверетт Милле. Писарро берет в плен Атауальпу

Джон Эверетт Милле. Писарро берет в плен Атауальпу

В 1536 году, оскорбленный презри­тельным отношением к нему со стороны испанцев, Манко поднял восстание, но потерпел неудачу и укрылся в труднодо­ступном районе Вилькабамба на юго-вос­токе современного Перу. Там он основал свою новую столицу и стал править остав­шимися ему верными подданными, про­должая бороться с захватчиками.

Тем временем в стане испанцев нача­лись кровавые распри, и вскоре к Манко прибыл посланец от одной из группиро­вок, предложившей ему заключить во­енный союз, направленный против ее врагов, в обмен на милости со стороны испанского короля.

Законный правитель инков понимал, что его просто хотят ис­пользовать, поэтому ответил отказом и, в свою очередь, предложил испанцам уйти из Тауантинсуйу, пообещав за это плату вдвое большую, чем выкуп Атауальпы, состоявший из шести тонн золота и двенадцати тонн серебра.

Посланец конкистадоров знал, что этот выкуп собирали по всей стране в течение нескольких месяцев, поэтому как бы не­взначай выразил сомнение относительно «финансовых» возможностей Манко.

Тогда – по легенде – правитель приказал своим слугам принести мешок маисовых зерен, взял одно из них и сказал, что из всего золота инков испанцы получили за Атауальпу лишь такую вот ничтожную долю, а остальное надежно спрятано.

Предложение правителя было, конечно же, заманчивым, но испанцы от него от­казались, так как, во-первых, уходить никуда не собирались, а во-вторых, они и раньше подозревали о спрятанных где-то сокровищах, и теперь опромет­чиво сказанные слова Манко только еще больше разожгли их алчность.

Исчезнувшее золото

Как известно, за свое освобождение Атауальпа пообещал испанцам заполнить до высоты поднятой руки одну комнату золотом, а другую – дважды – серебром. При этом общий вес того и другого никак не оговаривался, а поскольку драгоцен­ные металлы были не в слитках, а в виде кувшинов, ваз, подносов и различного рода украшений, то определить заранее их количество, необходимое для заполне­ния комнат, не представлялось возмож­ным.

Пайтити, каким его видел Франсиско Писарро.jpeg

Пайтити, каким его видел Франсиско Писарро.jpeg

По этой причине из разных концов империи в город Кахамарку, где содер­жался пленный правитель, потянулись ка­раваны носильщиков и, когда выкуп был уже собран, какая-то часть драгоценного груза была еще в пути, но лишь только стало известно о казни Атауальпы, бес­следно исчезла.

Руководитель одного из таких карава­нов, военачальник Руминьяви, впослед­ствии был схвачен испанцами и под­вергнут пыткам, но так и не выдал тайну местонахождения золота.

Безуспешным оказался и поход отряда испанцев к старинному храму в Пачакамаке: все хранившееся там золото, ви­димо, заблаговременно спрятали жрецы.

Хотя в столице империи, городе Куско, испанцы захватили огромную добычу, но не нашли там главный объект поклоне­ния инков – изображение солнца в чело­веческий рост, изготовленное из чистого золота и украшенное множеством драго­ценных камней.

Предполагалось, что все эти и многие другие сокровища инки спрятали в над­ежных местах, в том числе в Вилькабамбе.

Вилькабамба – новая столица инков

В 1572 году испанцы, покончив со своими междоусобицами и собрав не­обходимые силы, напали на последнее прибежище инков, где в то время правил внук Манко, Тупак Амару.

Вилькабамба – район, известный, прежде всего, знаменитым на весь мир древним городом Мачу-Пикчу. Как и его окрестности, значительная часть этой территории представляет собой нагромо­ждение скал и глубоких ущелий, горных хребтов и речных долин.

Вилькабамба - новая столица инков

Вилькабамба – новая столица инков

В одной из них находилась новая столица инков, город Вилькабамба. Он был прямоугольным в плане, шириной около двух киломе­тров. Сломив сопротивление индейцев на горных перевалах, испанцы нашли этот город безлюдным, с сожженными дворцами и храмами.

Организовав погоню, в течение не­скольких недель они взяли в плен Тупака Амару, его семью и военачальников, но вместо ожидаемых несметных сокровищ смогли захватить только золотое изобра­жение солнца, которое тут же разрубили и поделили между участниками похода.

Последний правитель инков и его во­еначальники были доставлены в Куско и по приговору суда казнены, но тайна исчезновения золота и жителей Вилькабамбы продолжала будоражить вообра­жение испанцев. К тому же ей вторила индейская легенда о еще более раннем уходе части жителей Куско в связи с приближением конкистадоров в за­гадочный город Пайтити, затерянный в амазонской сельве.

Обращение в истинную веру

В дальнейшем испанцы предприняли несколько экспедиций, направленных на поиски легендарного города, но все они оказались безуспешными.

Вместе с тем сбором сведений о Пай­тити занимались монахи Ордена иезу­итов, которых интересовало, прежде всего, не золото, а возможность обра­щения индейцев в «истинную веру».

Об этом свидетельствуют их сохранившиеся письма, в одном из которых, датирован­ном 1600 годом и адресованном главе Ордена, монах Андреа Лопес описывал Пайтити как большой город, богатый золотом, серебром и другими драгоцен­ностями. По словам Лопеса, правитель города приглашал его к себе в гости для распространения христианства и об­ещал построить церковь, покрытую золо­тыми пластинами.

Иезуиты также сообщали о якобы со­вершенном открытии Пайтити и окружаю­щей его густонаселенной области и даже указывали расстояние до него, составляв­шее от 400 до 500 километров на север от города Санта-Крус-де-ла-Сьерра, нахо­дящегося в современной Боливии.

При этом всерьез обсуждалась возможность отправки миссионеров в эту и близле­жащие провинции, но, судя по всему, тем дело и кончилось. Сохранились лишь карта района предполагаемого место­нахождения Пайтити и рисунок иезуита Бласа Валера, на котором изображены пять горных вершин с протекающей у их подножия рекой.

Ко второй, четвертой и пятой горе от реки ведут лестницы, а между первой и четвертой обозначен подземный ход. Над второй горой нари­совано животное семейства кошачьих, пожирающее солнце, но что означает вся эта композиция, остается неясным.

Золотой мизинец

Со временем, ввиду бесплодных пои­сков, Пайтити стал всего лишь красивой легендой. Интерес к нему начал угасать и вновь вспыхнул в 1839 году, когда в запаснике императорской библиотеки Рио-де-Жанейро была обнаружена так называемая «Рукопись 512».

В ней гово­рится о том, что в 1754 году небольшой отряд португальцев открыл в малоиссле­дованной части Бразилии мертвый город с богатыми месторождениями золота и серебра в окрестностях. В указанный район были направлены несколько экс­педиций, но ни одна из них не принесла желаемого результата.

Новый всплеск интереса к Пайтити воз­ник в начале XX века в связи с расска­зами людей, по их словам, побывавших в заброшенном городе, сокрытом в джун­глях восточных предгорий Анд. Среди этих историй наибольшего внимания заслужи­вает случай, произошедший в 1925 году с индейцем по имени Хуан Санчес.

В качестве проводника его наняли шестеро монахов-иезуитов, вознаме­рившихся отыскать легендарный город. Проделав долгий путь, они подверглись нападению индейцев и все погибли от от­равленных стрел. Каким-то чудом уцелел только Хуан.

Золотой памятник Манко Юпанки

Золотой памятник Манко Юпанки

Не разбирая дороги, он бро­сился бежать сквозь густой кустарник, а когда остановился, то увидел заросшую лианами и высокими деревьями город­скую улицу, ведущую к площади с извая­ниями в человеческий рост, отлитыми из желтого металла.

Придя в себя от неожи­данности, он отрубил своим мачете ми­зинец у одной из статуй, после чего под­нялся по длинной лестнице к массивным воротам, увенчанным огромным желтым диском с лучеподобными выступами.

С большим трудом он вернулся домой, долгие годы хранил молчание о таинст­венном городе и лишь под конец жизни поведал о нем перуанскому ученому Ру­бену Ордоньесу, предъявив в доказатель­ство своих слов добытый им золотой па­лец.

Примечательно, что, по некоторым сведениям, Манко Юпанки отправил в Пайтити 14 золотых статуй правителей инков. Поэтому, хотя десяткам экспеди­ций, предпринятых за последние сто лет, найти таинственный город так и не уда­лось, исследователи не теряют надежды на успех.

 

 

Оставить комментарий