Главная » ГЕОГРАФИЯ » Почему аборигены съели Кука?

Почему аборигены съели Кука?

Третье кругосветное путешествие Джеймса Кука. С одной стороны – доброжелательные аборигены, почитавшие капитана наравне со своими вождями. С другой – расчлененное тело Кука и отделенное от костей его мясо. Что произошло?

Почему аборигены съели Кука

Почему аборигены съели Кука

Капитан Джеймс Кук

Джеймс Кук был великим английским мореплавателем. Он совершил два кру­госветных путешествия, был строгим и справедливым капитаном, требовав­шим железной дисциплины и чистоты от матросов. Когда многие боялись от­правляться в длительное путешествие по Тихому океану из-за цинги, Кук об этой болезни даже не переживал. Всё из-за того, что капитан держал руку на пульсе.

Задолго до открытия витами­на С шотландский врач опубликовал «Трактат о цинге». В нём он говорил, что надо изменить рацион и добавить в него фрукты, тогда и цинга не страшна. Кук последовал мудрому совету врача: на любой земле, где бы ни останавливался корабль Кука, везде капитан всеми си­лами добывал и обменивал у местных фрукты для своей команды.

Квашенная капуста спасла от цинги команду Кука

Но так как фрукты долго не хранятся, им быстро была найдена замена – квашеная капу­ста. В то время это блюдо не считалось лакомством среди англичан, поэтому надо было как-то заставить всю коман­ду её есть. Кук пошел на хитрость. Он ввел капусту только в офицерский раци­он. Естественно, увидев это, остальные матросы стали возмущаться и потребо­вали, чтобы и им начали давать капу­сту. Кук «сжалился» и приказал выдавать квашеную капусту всей команде. Таким образом, за все экспедиции от цинги ни­кто не умер.

Кук и туземцы

В отличие от своих коллег-капитанов, Кук был очень дружелюбным с абориге­нами. Он пытался договориться с жите­лями островов и обменом получить от них еду. Он очень редко проявлял силу к местным жителям. В своей первой экспедиции Кук познакомился с куль­турой и жизнью полинезийцев.

Древе­сина у них была в дефиците, полезных ископаемых не было. Поэтому о ка­ком-либо обмене с аборигенами, кроме как пищи, можно было забыть. Однако Кука удивило -мастерство мореплава­ния аборигенов – они были отличными навигаторами. Это и оценил Кук в сво­их путешествиях, и даже взял одного из них на своё судно. Тот показывал маршруты между островов, делился с коман­дой информацией о течениях и ветрах и даже довел корабль Кука до Новой Зе­ландии.

Роковое путешествие Кука

В свое третье кругосветное путешествие в 1776 году Кук вел свою коман­ду к Канаде. Навигаторов-полинезийцев с ним уже не было. Во время этого плавания Кук открыл роковые для себя Гавайи. Местные жители островов не контактировали со своими соседями по другим полинезийским островам – до них было далеко, поэтому наблю­дались некоторые различия в культуре и языке.

Маршрут третьего кругосветного путешествия команды Джеймса Кука

Маршрут третьего кругосветного путешествия команды Джеймса Кука

Но было много и похожего. Выяснилось, что язык гавайцев похож на таитянский, которым команда Кука овладела в предыдущих путешествиях.

Поэтому им не составило труда най­ти общий язык с местными жителя­ми. Аборигены, в свою очередь, тепло приняли всю команду. Они легко шли на контакт с англичанами, как и охот­но шли на обмен. У англичан и местных сложились хорошие отношения. Через две недели, в начале февраля 1778 года, команда отплыла от острова.

Спустя больше чем полгода, в ноя­бре, команда вернулась на острова для зимовки. Аборигены встречали Кука как почетного гостя и даже подарили накидку из красных перьев, которую носили только вожди. А на пирах его сажали на самое почетное место. Ви­димо, Кук очень сильно впечатлил або­ригенов, раз его – чужестранца – при­нимали как вождя.

Взаимовыгодный обмен происходил во всех сферах, даже в сексуальной: у гавайцев не было за­претов на половую связь с незамуж­ними. Этим с радостью пользовались матросы. Несколько месяцев команда перезимовывала на островах, и вплоть до отплытия в феврале 1779 года у моряков с местными оставались дружественные отношения.

После отплытия моряки попали в шторм. Корабль потерял мачту. Капи­тан принял вполне логичное решение вернуться к дружелюбным аборигенам, починить корабль и отправиться об­ратно домой. Если бы они этого не сде­лали, то потеряли бы в скорости.

Однако кто бы мог подумать, что их на островах не ждали. Аборигены, некогда дружелюбные и милые, стали совершенно другими людьми. Они обходили стороной моряков и не разговаривали с ними, полностью игно­рируя англичан. Зато могли что-то украсть по мелочи. Зря капитан не об­ратил на это внимания.

Для Кука сто­яла задача – починить корабль, поэ­тому он приказал срубить несколько деревьев. Рубка деревьев, которые ко­му-то могли принадлежать или вооб­ще были священны, сильно обидела гавайцев. Поэтому они украли шлюп­ку и позже совершили еще несколько небольших краж. Это капитану уже было не по душе. Кук послал матросов вернуть украденное.

Но на них напа­ли аборигены, и морякам не остава­лось ничего, кроме как сделать оттуда ноги. Тогда капитан решил прибегнуть к силе. Однажды у него это сработало. Надо было всего лишь похитить вождя, а потом потребовать вернуть все украденное обратно. Но сила работает не всегда, а хитрость капитана сыграла с ним злую шутку.

Кук пригласил вождя на корабль. Во­ждя все отговаривали идти, но он все равно пошел к англичанам. Однако перед посадкой в лодку он почувство­вал неладное и не стал в нее садиться. Тогда Кук стал силой уводить вождя. К нему присоединились матросы. Аборигены, увидевшие это, вступились за своего лидера. В результате этой схват­ки капитан Джеймс Кук и четверо ма­тросов были убиты. Тело капитана га­вайцы унесли в свое селение. Позже они все-таки отдали англичанам их капитана: сначала его сваренное мясо, а потом уже и часть костей: руки, ноги и череп.

А съели ли Кука?

Конечно, когда приносят кости и варе­ное мясо, первая мысль – аборигены съе­ли Кука. Подтверждением было и то, что некоторые полинезийцы устраивали че­ловеческие жертвоприношения, а в Но­вой Зеландии еще и ели людей. Однако у гавайцев такого не было. Так что же про­изошло? Для начала немного углубимся в их культуру и традиции.

Джеймс Кук. Гавайские острова

Джеймс Кук. Гавайские острова

Гавайцы верили, что всему хороше­му, что есть у человека, надо быть бла­годарным особой магической силе – мане. В ком-то ее больше, в ком-то мень­ше. После смерти она не исчезает, а оста­ется в теле человека, а именно в его ко­стях.

Из-за того, что все люди делились у гавайцев на четыре касты: алии (вожди), тахуна (ремесленники), макааинана (зем­ледельцы) и каува (самая низшая каста), кости людей ценились по-разному. В ко­стях алии было очень много маны, из-за этого вождей не хоронили. Наследники делили между собой самые ценные, т.е. самые магические части тела. Мясо, в котором не было магической силы, сре­залось, а вот чтобы было легче отделить мясо от костей, расчлененное тело вари­ли.

Жители островов были политеистами, иначе говоря, они верили в нескольких богов и богинь из одного пантеона. Все боги имели свой характер, свое время и место. Именно поэтому в разное время аборигены могли даже думать по-разному. Вопросы добра и зла у них могли ме­няться в зависимости от сезона и главен­ствующего бога.

Взгляд с другой стороны

Итак, мы знаем точку зрения англи­чан, немного знаем о культуре гавайцев. Давайте теперь проследим за ситуацией с точки зрения жителей островов.

В первые два раза корабль капи­тана Джеймса Кука приходил в очень хорошее время – сезон Макихики. У гавайцев это длинный фестиваль, посвя­щенный Кайкилани, жене Лоно. Лоно – бог ветров и плодородия, из ревности убивший жену и учредивший этот фести­валь в ее честь. В этот период, а это целых четыре месяца, примерно с октября-ноября до февраля-марта, у гавайцев дей­ствуют строгие запреты на конфликты и убийства.

Тем более прибытие Кука было похоже на обряд в честь Лоно: корабли огибали остров точно так же, как во вре­мя богослужения обходят алтарь Лоно. К тому же паруса напоминали ритуаль­ные предметы, которые использовались во время богослужения. Возможно даже, Кука приняли за посланца Лоно.

Когда же команда вернулась ради починки корабля, начался другой сезон – сезон бога войны. Местные стали с подозрением относиться к Куку. Ведь он посланец Лоно, который прибыл не в свой сезон и в залив Лоно, а это неправильно, это было табу во время бога войны. Последней каплей стал тот факт, что вождя коснулись простые матросы. Га­вайцы очень строго соблюдали кастовое деление и не могли позволить, чтобы к вождю кто-то прикоснулся, кроме такой же алии. Из-за этого началась потасовка, в которой и был убит Джеймс Кук.

Тело капитана, по версии гавайцев, со­держало очень много того самого магиче­ского вещества, маны, ведь он командовал таким количеством людей. Поэтому они унесли тело Кука и разделали, чтобы со­хранить хоть каплю маны такого великого человека. Когда англичане потребовали от­дать тело капитана, гавайцы сначала отдали мясо, думая, что этого хватит. В нем практи­чески нет маны, поэтому аборигены легко отдали его.

Джеймс Кук и аборигены

Джеймс Кук и аборигены

Но этого англичанам не хвати­ло, и они попросили кости. Аборигены вос­приняли это по-своему и вернули только те части тела, в которых содержалось очень много магического вещества: кости рук, ног и череп. Остальное местные оставили себе. Спустя долгие годы они все-таки вернули оставшиеся кости Кука англичанам.

* * *

Что мы можем почерпнуть из этой исто­рии – не надо лезть со своими правилами в чужой монастырь. Всегда следует уважать и даже соблюдать правила местных жите­лей, особенно если вы находитесь где-то за рубежом. Когда-то несоблюдение пра­вил стоило капитану Куку жизни. Если бы Джеймс Кук хотя бы немного интересо­вался религиозной составляющей абори­генов, возможно, он смог бы завершить свое третье кругосветное путешествие в сохранности и целости…

 

 

 

Оставить комментарий