Главная » АРМИЯ » Сын лейтенанта Шмидта по имени Евгений

Сын лейтенанта Шмидта по имени Евгений

Герой революции 1905 года, командир мятежного черноморского крейсера «Очаков» лейтенант Шмидт остался в памяти потомков в основном благодаря литературному дару авторов повести «Золотой теленок» и экранизациям этого произведения. Но мало кто помнит имя-отчество лейтенанта-бунтовщика, и уж совсем никто не знает подлинного имени и судьбы его единственного настоящего сына

Сын лейтенанта Шмидта по имени Евгений Петрович Шмидт-Очаковский

Сын лейтенанта Шмидта по имени Евгений Петрович Шмидт-Очаковский

Допрос мятежников

Сын потомственного дворянина Петра Петровича Шмидта Евгений тоже был участником событий на крейсере “Очаков”. Причем на корабле оказался не только добровольно, но и против воли отца.

Поступки самого лейтенанта Петра Шмидта, вступившего в командование крейсером «Очаков», с которого восставшие матросы изгнали царских офицеров, детально описаны и хорошо известны. Герой он или наоборот — каждый сейчас делает вывод сам. Но практически неизвестен даже исследователям текст протокола самого первого допроса мятежного офицера, проведенного, едва Шмидт был доставлен с миноносца вместе с 16-летним сыном. Допрос проводил не жандарм, не судебный следователь, а армейский дознаватель гарнизонной гауптвахты по приказу коменданта Севастопольской крепости штабс-капитан крепостной артиллерии Иван Федоров. Протокол этот и сейчас хранится в фонде 417 (опись 4) РГА ВМФ. Интересен он тем, что офицер записывал показания лейтенанта, касаемые участия сына в восстании моряков.

Лейтенант Шмидт и экипаж крейсера Очаков

Лейтенант Шмидт и экипаж крейсера Очаков

К ноябрю 1905 года 16-летний Женя Шмидт учился в Севастопольском реальном училище, и отец снимал ему в городе квартиру. Собственно, из нее лейтенант Петр Петрович Шмидт, терзаемый приступом почечных колик, и ушел с матросами на корабль.

Итак, 18 ноября (1 декабря) 1905 года. «Допрос лейтенанта П. П. Шмидта и его сына Е. П. Шмидта. 12 часов дня».

Вот что рассказал командир революционного «Очакова»:

«Сын мой, в общем, знал направление моих мыслей относительного освободительного движения. Я запрещал ему ходить на митинги, куда ходили его товарищи по реальному училищу, запрещал ему задавать мне вопросы. Когда за мной пришли матросы, я настойчиво указал ему собраться, какие вещи взять с собой и куда ему ехать, когда я уходил на «Очаков» из дому».

Подросток жил на съемной квартире один, пока отец служил на миноносце Черноморского флота. Когда старший Шмидт «шагнул в революцию», он приказал сыну ехать к родному дяде — своему старшему брату капитану 2-го ранга Владимиру Шмидту. Но решительный подросток его не послушал, не поехал на вокзал. Он тайно пробрался до борта крейсера «Очаков». К отцу.

В самые первые часы восстания, пока по кораблю не открыла огонь крепостная артиллерия, он прятался от отцовского взора среди матросов. Но вот по верхней палубе стала хлестать свинцовая шрапнель… Что было дальше?

Из показаний арестованного лейтенанта П. Шмидта:

«Когда палуба шрапнелью была очищена от людей, я случайно встретил на палубе сына. Я сказал ему: «Будь со мной — умрем вместе!» Но потом начал искать спасения сына и указал ему на плавающую койку на воде. Так как он на нее спрыгнуть не решался, я спустил его на баржу сам… Сын разделся, взял койку и поплыл к миноносцу (стоял ноябрь. — Авт.). Я тоже решил поплыть к миноносцу. На его борту я нашел дрожащего от холода сына».

Надо отметить, что дознаватель был не вправе по законам Российской империи снимать допрос с несовершеннолетнего. 16-летний Женя Шмидт только поставил свою подпись под записанными ответами отца. И остался с ним в тюремной камере. Добровольно. Не только из сыновьих чувств. Мальчишке просто уже некуда было идти.

Деньги для узника царизма

Средства «на сына лейтенанта Шмидта» аферисты стали собирать задолго до рождения повести «Золотой теленок», еще в Российской империи. Прогрессивная общественность и либеральная печать подняли «волну народного гнева» в защиту подростка, «томящегося в темнице царизма». Возмущенно шумели митинги. Из газет, которые регулярно приносили в тюремную камеру, Женя Шмидт с изумлением узнавал, что «он выступал» на митинге то тут, то там… И якобы даже проводил сбор пожертвований.

Фальшивые «сыновья лейтенанта Шмидта» плодились как грибы после дождя. На волне народного возмущения «Золотой теленочек» фонда поддержки добровольного узника тучнел: не один аферист погрел руки на этом деле. Собственно, об этом курьезе и предлагал написать Ильфу и Петрову знаток истории революционного движения Черноморья Валентин Катаев. Но получилось совсем не то.

Однако вернемся к настоящему потомку героя революции. На судебном заседании, где приговорили отца, мальчика, отказались признать свидетелем защиты. По причине несовершеннолетия.

Выбор

К моменту вынесения смертного приговора отцу-мятежнику Евгений уже не жил в Севастополе одиноким сиротой. В Крым за ним приехал дядя — брат отца, офицер флота Владимир Петрович Шмидт.

Владимир Петрович Шмидт

Владимир Петрович Шмидт (Шмитт), дядя Евгения Шмидта. Капитан 1-го ранга, участник Русско – японской войны, герой обороны Порт-Артура. В 1925 году эмигрировал из Константинополя в США. Служил гидрографом и океанографом, преподавал в Колумбийском университете. Стал первым церковным старостой русского храма Христа Спасителя в Нью-Йорке. Скончался в 1965 году.

Сын казненного мятежника без проблем поступил в Петербургский технологический институт и в 1912 году получил диплом гражданского инженера. В 1914-м был призван в армию по мобилизации, окончил курсы прапорщиков… Пожалуй, можно легко себе представить, какая ошеломительная, громкая карьера ожидала бы сына героя революции 1905 года, боевого офицера Первой мировой войны в Красной армии. Но штабс – капитан Евгений Шмидт стал рядовым добровольцем в офицерском полку белой армии генералов Деникина и Врангеля. С ними и отступил в Крым.

Сын лейтенанта Шмидта. И снова «Очаков»

После событий 1905 года мятежный крейсер «Очаков» переименовали в «Кагул». Под этим именем он отвоевал в составе императорского Черноморского флота в Первую мировую войну. В 1919-м Севастополь заняли части деникинской армии, и корабль переименовали в память героя Белой гвардии — «Генерал Корнилов». К осени 1920-го старшим офицером крейсера стал капитан 1-го ранга Владимир Шмидт. В ноябре, как и 15 лет назад, на борт уходящего из Крыма корабля поднялся штабс – капитан Русской армии генерала Врангеля Евгений Шмидт…

Командую флотом

Последствиями Кровавого воскресенья, положившего начало первой русской революции, стали массовые выступления против монархии, 14 (27) ноября 1905 года Петр Шмидт возглавил мятеж на крейсере «Очаков» и других судах. Объявил себя командующим Черноморским флотом, дав сигнал: «Командую флотом. Шмидт». В тот же день он отправил телеграмму Николаю II: «Славный Черноморский флот, свято храня верность своему народу, требует от Вас, государь, немедленного созыва Учредительного собрания и не повинуется более Вашим министрам. Командующий флотом П. Шмидт».

После подавления мятежа Шмидт был приговорен вместе с тремя матросами к смертной казни закрытым военно – морским судом, проходившим в Очакове с 7 по 18 февраля 1906 года. Расстрелян 6 марта на острове Березань.

Увековеченный

Первое издание «Золотого теленка» вышло за границей — с мая 1931 года повесть печаталась в парижском журнале эмиграции «Сатириконъ». Ее прочел белоэмигрант, инженер-химик, проживающий в Париже, — Евгений Шмидт – Очаковский. И был охвачен ужасом! Он и без сатиры советских писателей был возмущен увековечиванием памяти его отца в Советской России. Мост и набережная в Ленинграде, названные его именем, миноносец в составе красного Черноморского флота… Разве о таком «народном счастье» в России мечтал отец и разве за это отдал жизнь? А теперь, после «Золотого теленка», он, настоящий сын лейтенанта Шмидта, станет синонимом афериста и проходимца. Навечно!

В 1936 году к 30-летию казни отца в Париже одно из белоэмигрантских издательств выпустило книгу, написанную Евгением Петровичем, — «Лейтенант Шмидт» (в России никогда не издавалась). Но горькую славу, «подаренную» ему Ильфом и Петровым, книгой своей Евгений Шмидт исправить не мог.

Он скончался 70 лет назад, 28 декабря 1951 года, в Париже. Одиноким, всеми забытым стариком. Настоящим сыном лейтенанта Шмидта.

 

Оставить комментарий