Надежда Дурова кавалерист и женщина удостоилась памятников, про нее снимали фильмы, ей посвятили оперу. Но судьба этой женщины сложилась не так счастливо, как у Шурочки из комедии «Гусарская баллада».
Надежда Дурова кавалерист, а не женщина
В 1784 году в одном провинциальном городе случился неприятный инцидент: прямо средь бела дня на мостовую, под копыта лошадей проезжавших мимо гусар, выкинули орущий кулек. Развернув одеяло, боевые офицеры, поведавшие в жизни всякое, пришли в ужас: внутри была окровавленная малышка. Признаков жизни младенец не подавал.
Мать в нервном припадке выбросила кроху из окна кареты просто за то, что она громко плакала. К счастью, ребенок очнулся и вновь заревел. Так состоялось второе рождение Надежды Дуровой, необычной женщины, вошедшей в историю под прозвищем «кавалерист-девица».
Мать Наденьки тайно сбежала со своим возлюбленным – бедным гусарским ротмистром Андреем Дуровым. Жизнь в полку оказалась не столь романтичной, как себе представляла беглянка, – один постой сменялся другим, но холод, грязь, вши и вечное безденежье были повсюду.
Узнав о беременности, молодая женщина обрадовалась: весть о внуке смягчит ее отца, богатого помещика, и тот согласится высылать ей деньга. Было даже выбрано имя – Модест. Младенец родился с черными волосами, большим и крепким. Но, увы, это была девочка.
Разочарованная мать сразу возненавидела малышку, что и привело к печальному происшествию. После этого отец забрал ребенка у матери и отдал на воспитание своему денщику Астахову. Но как старый солдат мог воспитывать маленькую девочку? Игрушками Нади стали пистолеты
и сабли, а колыбель заменяло седло.
Затем отец вышел в отставку и занял пост городничего в городе Сарапуле Вятской губернии. Надя вернулась под опеку матери, но обе были тому не рады. Девочке надоела материнская тирания, а мать была в шоке от скачущей по деревьям дикарки, в которую превратилась ее малышка. На день рождения отец подарил повзрослевшей Надежде черкесского коня Алкида, и долгие прогулки верхом стали главной ее отдушиной. «Два чувства, столь противоположные любовь к отцу и отвращение к своему полу, – волновали юную душу мою с одинаковою силою», – писала Дурова.
Желая поскорее избавиться от дочери-пацанки, родители сосватали Надю за судебного заседателя Василия Чернова. Она и сама мечтала вырваться из-под опеки, поэтому согласилась на брак. Но, ни семейная жизнь, ни рождение сына не изменяло характер Дуровой. Она оставила ребенка отцу и вернулась в отчий дом, из которого вскоре сбежала с каким-то есаулом.
Надежда Дурова Подвиг
Возлюбленный служил в казачьем полку, и некоторое время Надежда жила вместе с ним, переодевшись денщиком и обрезав свои прекрасные волосы. Обмана никто не заподозрил, но все казаки были бородатыми. Поэтому Надежда представилась дворянином Александром Дуровым и записалась в уланский полк где бород не носили.
Полковая жизнь ей понравилась: Надежда Дурова кавалерист была настоящей и держалась в седле получше многих мужчин и мастерски владела саблей. Даже участвовала в битвах с французской армией, при Гуттштадте, Гейльсберге и под Фридландом. Однополчане поражались бесстрашию «Александра», его любви к лошадям, неунывающем нраву и смелости на грани безрассудства. Так, во время одного из сражений Надежда увидела, что офицера Панина окружили неприятели и выбили из седла. Издав устрашающий крик, Дурова с пикой наперевес кинулась на французов.
Это было настолько неожиданно, что враги разбежались в разные стороны. А Дурова на полном скаку подхватила, раненого однополчанина и уложила его на седло. Помог ей любимый конь Алкид, который всегда был рядом и неоднократно спасал жизнь своей хозяйке. Погиб он по нелепой случайности: решил выпрыгнуть из стойла и распорол брюхо о высокий кол. Дурова тосковала по нему больше, чем по любому из убитых товарищей.
В 1807 году Надежда решилась написать письмо отцу. Этот неосторожный поступок раскрыл ее тайну: отец разыскал блудную дочь и потребовал от начальства вернуть девушку домой.
Жизнь Надежды Дуровой дома
Весть о девице, служившей в армии, наделала много шуму. О Дуровой узнал сам Александр I и пригласил ее на аудиенцию. Император восхитился желанием Надежды служить Родине наравне с мужчинами, а история спасения раненого офицера его и вовсе потрясла. Государь не вернул обманщицу домой. Наоборот, он наградил ее георгиевским крестом, велел называться в свою честь Александром Андреевичем Александровым и тайно устроил корнетом в элитный Мариупольский гусарский полк. Всем, посвященным в секрет кавалерист-девицы, государь приказал хранить молчание.
Получив новое назначение, Надежда приехала навестить отца и узнала о скоропостижной кончине матери. Старик со слезами умолял дочь остаться возле него, но Надежда отказалась: ее жизнь теперь там, где бешено скачут лошади, где пахнет порохом и опасностью.
Но долго служить в Мариупольском полку Дурова не смогла. В «корнета Александрова» влюбилась дочка командира полка. Командир всячески намекал «молодому человеку», что надо сделать предложение руки и сердца. Понятно, что в планы кавалерист-девицы это не входило, поэтому она перевелась в Литовский уланский полк. Впрочем, возможно, что эпизод со сватовством – всего лишь исторический анекдот, а на самом деле причиной увольнения были деньги, которых у Дуровой не нашлось, чтобы выкупить новый мундир, расшитый золотом.
Во время Отечественной войны 1812 года кавалерист-девица в чине поручика командовала полуэскадроном (это более 60 всадников). Воевала храбро. Однажды была серьезно ранена в ногу. Едва подлечившись, Дурова отправилась к самому Кутузову с просьбой взять ее в адъютанты. Михаил Илларионович знал, что «Александров» – женщина. И тем не
менее согласился. Он специально заваливал Дурову непосильными поручениями, но позже признался, что расторопнее и смышленее помощника у него никогда не было. У Кутузова Надежда прослужила всего полмесяца – дала знать о себе рана, пришлось отправиться на лечение. Вскоре она снова была в строю и участвовала в сражениях.
В 1816 году Дурова вышла в отставку, поскольку нужно было ухаживать за стариком-отцом. «Что я буду делать дома? Надобно сказать всему прости – и светлому мечу, и доброму коню, друзьям, веселой жизни!» – с грустью писала Надежда Андреевна в дневнике.
Записки Надежды Дуровой
Через десять лет старик Дуров скончался, и Надежда вместе с младшим братом переехала в Елабугу. Она поселилась отдельно – во флигеле, всегда носила мундир, коротко стригла волосы, курила трубку и велела называть себя Александром Андреевичем.
Дурова заполнила свои комнаты книгами и бездомными животными, которых подбирала на улице и выхаживала. Порой мальчишки специально
пробегали под ее окнами и кричали, что несут топить котят, чтобы их выкупила «странная барыня», заплатив по гривеннику «за хвост».
Надежда Андреевна всегда заступалась за слабых – будь то обиженная вдова или бедствующая семья. Она писала ходатайства городничему, которым был не кто иной, как ее брат Василий. Дурова получала от военного ведомства мизерную пенсию, которая расходилась на помощь обездоленным. Пытаясь хоть как-то заработать, Надежда Андреевна собрала свои дневники и написала «Записки кавалерист-девицы», направив их разным издателям. Увы, время шло, а ответа ни от кого не приходило. Тогда Дурова попросила брата, знакомого с Пушкиным, показать Александру Сергеевичу свои мемуары.
Брат выполнил просьбу, и вскоре Надежда Андреевна получила от поэта письмо: «Если автор «Записок» согласится поручить их мне, то с охотою берусь хлопотать об их издании. Если думает он их продать в рукописи, то пусть назначит сам им цену».
Надежда Андреевна заняла 800 рублей и в тот же день отправилась в Петербург, чтобы лично встретиться с Пушкиным. Поэт ожидал увидеть благостную старушку, а увидел
пожилую женщину в мужской одежде с трубкой в зубах. Она произвела на Пушкина неизгладимое впечатление. Он представил ее своим знакомым. Писательница Авдотья Панаева так описывает кавалерист-девицу: «Она была среднего роста, худая, лицо земляного цвета, кожа рябоватая и в морщинах; форма лица длинная, черты некрасивые; она щурила глаза, и без того небольшие»; «Манеры у нее были мужские: она села на диван… уперла одну руку в колено, а в другой держала длинный чубук и покуривала».
Пушкин опубликовал мемуары Дуровой в своем журнале «Современник». Как он и предполагал, у публики они вызвали огромный интерес. Поэт просил Надежду Андреевну не бросать сочинительства. Так кавалерист-девица превратилась в писательницу. Ее романы и повести публиковались в лучших журналах, а в 1840 году вышло четырехтомное собрание сочинений. Выяснилось, что пером Дурова владеет не хуже, чем саблей.
Надежда Андреевна умерла в возрасте 82 лет. При погребении ей были отданы воинские почести. Она хотела, чтобы ее отпевали как «раба Божьего Александра», но священник не стал нарушать правила.