Каких-нибудь 570 лет назад, 15 апреля 1452 года, в прекрасной Италии появился на свет человек, чье имя стало символом гениальности: Leonardo di ser Piero da Vinci. Непревзойденный живописец, мыслитель, инженер, изобретатель, обогнавший свой век на несколько столетий. Многие даже всерьез полагали, будто он научился путешествовать во времени! Второго Леонардо история не знает…

Рисунок, который стал для потомков символом гармонии и точности пропорций. Какой смысл придавал этому чертежу сам Леонардо — неизвестно. Но можно предположить, что этот рисунок был очень важен для него.
Одинокий гений Леонардо да Винчи
Он был незаконнорожденным сыном нотариуса Пьеро ди Бартоломео и крестьянки Катерины. Бастард, которого воспитывали мачехи. К счастью, в те годы в Италии на такие вещи смотрели сквозь пальцы: ребенок он и есть ребенок. Разве что отцовской фамилии ему не досталось: да Винчи — значит родом из Винчи, как назывался родной городок Леонардо. Никакого титула у него не имелось, как и собственной семьи.
Он считал семейные узы обузой для человека, преданного идее познания мира. И потому никогда не был женат. Женщины с восхищением смотрели на рослого блондина, а тот держался неизменно холодно, хотя в молодые годы и не чурался мимолетных связей.
Ходили легенды о невероятной силе художника, которую он сохранял даже в преклонном возрасте. Будучи правшой, левой рукой Леонардо легко сгибал подкову. И даже формула отдыха у него была своя, собственная, повторить которую вряд ли кто-то сможет: он спал по 15 минут каждые 4 часа, после чего пробуждался бодрым и работал, работал, работал, не зная переутомления. То есть за сутки он спал всего 1,5 часа!
Конечно, его подозревали в увлечениях черной магией. И он действительно знал о жизни чуть больше, чем обыкновенные люди.
Вера в человека
Леонардо создал лучшие в мировом искусстве образы Иисуса и Иуды. Его кисти принадлежит классическая интерпретация евангельского сюжета — Тайной вечери, последнего ужина Христа со своими учениками-апостолами. Сохранилась историческая байка о том, как Леонардо искал натурщиков для этой фрески.

Тайная вечеря- история одной картины
Для Спасителя он выбрал церковного хориста — молодого человека с просветленным лицом. А через 3 года встретил его снова, уже потрепанного жизнью, и, не узнав, понял, что хорошо бы с него написать Иуду.
Где-то я вас видел…» — сказал ему художник. «А вы с меня Христа писали!
Словом, Леонардо, как и все его современники, отдал дань религиозным сюжетам. Но его евангельские герои не были бестелесными духами. Как и положено мыслителю эпохи Возрождения, он не стыдился человеческого начала ни в людях, ни в полубогах, ни в ангелах.
А во что верил Леонардо? В молодости и в зрелые годы его считали безбожником. Он вел себя почти как аскет и подвижник, но не любил церковных стен, почти не посещал богослужений. Один из биографов великого художника — Джорджо Вазари — утверждал, будто в старости просветленный, мудрый Леонардо обратился к Богу, стал больше рассуждать о Евангелии и чаще молиться. Но это вряд ли.
У Леонардо была своя вера — в человека, в познание. Он не считал католическую версию сотворения миров единственно верной. И верил, что человек должен стремиться к совершенству, к внутренней сосредоточенности, а не ждать явления мессии, который построит рай на земле. Поэтому среди покровителей Леонардо было так немного искренних церковников.
Соратник Чезаре Борджиа
Леонардо ставил себя выше мелкой человеческой нравственности. Несколько лет он служил герцогу Чезаре Борджиа — человеку кровожадному, коварному и непомерно властолюбивому. Герцог постоянно воевал, сколачивая империю, и Леонардо создавал для него фантастические военные механизмы, разъезжая по крепостям Италии с бумагой, согласно которой Борджиа предоставлял ему неограниченные полномочия.

Чезаре Борджиа
Вряд ли он уважал герцога, но сотрудничество с ним помогало гению быстрее и глубже раскрыть свой дар. Не исключено, что Леонардо создавал и фальшивые святыни для католических бонз, например всяческие копии Туринской плащаницы с ликом Христа. Они привлекали сотни тысяч фанатиков, за создание таких «фальсификатов» хорошо платили, а Леонардо нуждался в быстром и большом заработке. Ведь, когда речь заходила о серьезном творчестве, он неохотно брался за заказы, а потом тяжело расставался с ними.
Например, знаменитую «Мону Лизу» он не отдал ни самой Лизе Герардини, ни ее состоятельному супругу, торговцу шелком Франческо дель Джокондо. Он десятки лет возил шедевр из города в город, размышляя над собственным творчеством… Таково было кредо Леонардо:
Работа художника никогда не может быть закончена, а может быть только заброшена.
Стремление к совершенству мешало ему поставить точку в каждом начинании. Многие его проекты так и остались незавершенными, и Леонардо это только радовало. Он, как истинный гений, получал наслаждение от творческого процесса, а не от результата. А уж сколько замыслов роилось в его голове! Даже представить трудно.
Знаменитую «Мону Лизу» да Винчи не отдал ни самой Лизе Герардини, ни ее состоятельному супругу, торговцу шелком Франческо дель Джокондо.
Куда там Нострадамусу!
Только по прошествии веков, разбирая архив Леонардо, потомки убедились, что великий мечтатель разработал прообраз и современного вертолета, и прожектора, и пулемета, и даже танка. Выдающемуся художнику принадлежит и изобретение велосипеда: да-да, в его бумагах нашелся и такой чертеж. Он явно обладал даром видеть будущее, иначе как бы он смог предсказать, что:
Люди будут ходить, и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит.
Согласитесь, тут явно угадываются и железная дорога, и Интернет. А еще он предвидел полеты в космическое пространство и мировые войны. Куда там Нострадамусу!
Кто знает все, тот может все,
— выводил Леонардо на странице дневника своим странным, вывернутым почерком принцип, которому следовал неуклонно. Он специально зашифровывал многие свои озарения, писал то слева направо, то справа налево, использовал кодовые знаки…
Чтобы остаться самым таинственным человеком в истории, нужно иметь вкус к тайнам. И Леонардо не любил легко открываться, его суть всегда за семью печатями. Многие его записи не расшифрованы до сих пор!
Леонардо да Винчи и король Франциск I
Под конец жизни он оставил Италию, воспользовавшись гостеприимством французского короля Франциска I. Да Винчи присвоили титул «первый художник, инженер и архитектор короля» и отвели для него поместье Ле-Клу, куда часто наведывался монарх, оказывая честь Леонардо, которого считал в первую очередь самым мудрым человеком на земле. Говорят, король даже подражал да Винчи — копировал его бороду и манеру одеваться.
В то время великого живописца уже не так увлекало искусство. Он проектировал систему каналов, предлагал новые конструкции крепостей и радовал монарха механическими львами. Но лучшие свои работы он создал на родине, в Италии. Для добродушного французского короля Леонардо сделал не так уж много. Тем не менее, сам Франциск I и его приближенные считали художника сверхчеловеком. Но к 65 годам он одряхлел. Силы гиганта иссякали. Леонардо умер 2 мая 1519 года, когда ему было 67 лет.

Чезаре Муссини. Франциск I, король Франции, у постели умирающего Леонардо да Винчи. 1828
Где похоронен Леонардо да Винчи

Ребусы Davinci для герцога
Один из меценатов Леонардо — правитель Милана Лодовико Сфорца — очень любил загадки, которые ему загадывал художник. Главным образом потому, что их было очень интересно, хотя и трудно отгадывать. Догадайтесь, например, о ком тут идет речь:
Много будет таких, кто будет свежевать свою мать, переворачивая на ней ее кожу.
Что это — апокалиптическое предсказание? Вовсе нет: речь идет о хлебопашцах, возделывающих матушку-землю. А как вам такая загадка:
Многие, слишком поспешно выпуская дыхание, потеряют зрение, а вскоре и все чувства?
Испугались? Зря, ведь это высказывание — о тушении свечей перед ночным сном.