Главная » ИСТОРИЯ » Davinci или жизнь Леонардо да Винчи

Davinci или жизнь Леонардо да Винчи

Каких-нибудь 570 лет назад, 15 апреля 1452 года, в прекрасной Италии появился на свет человек, чье имя стало символом гениальности: Leonardo di ser Piero da Vinci. Непревзойденный живописец, мыслитель, инженер, изобретатель, обогнавший свой век на несколько столетий. Многие даже всерьез полагали, будто он научился путешествовать во времени! Второго Леонардо история не знает…

Davinci или жизнь Леонардо да Винчи

Рисунок, который стал для потомков символом гармонии и точности пропорций. Какой смысл придавал этому чертежу сам Леонардо — неизвестно. Но можно предположить, что этот рисунок был очень важен для него.

Одинокий гений Леонардо да Винчи

Он был незаконнорожденным сы­ном нотариуса Пьеро ди Бартоломео и крестьянки Катерины. Бастард, которо­го воспитывали мачехи. К счастью, в те годы в Италии на такие вещи смотрели сквозь пальцы: ребенок он и есть ребе­нок. Разве что отцовской фамилии ему не досталось: да Винчи — значит родом из Винчи, как назывался родной горо­док Леонардо. Никакого титула у него не имелось, как и собственной семьи.

Он считал семейные узы обузой для человека, преданного идее познания мира. И потому никогда не был женат. Женщины с восхищением смотрели на рослого блондина, а тот держался не­изменно холодно, хотя в молодые годы и не чурался мимолетных связей.

Ходили легенды о невероятной силе художника, которую он сохранял даже в преклонном возрасте. Будучи правшой,  левой рукой Леонардо легко сгибал подкову. И даже формула отдыха у него была своя, собственная, повторить ко­торую вряд ли кто-то сможет: он спал по 15 минут каждые 4 часа, после чего пробуждался бодрым и работал, рабо­тал, работал, не зная переутомления. То есть за сутки он спал всего 1,5 часа!

Конечно, его подозревали в увлечени­ях черной магией. И он действительно знал о жизни чуть больше, чем обыкно­венные люди.

Вера в человека

Леонардо создал лучшие в миро­вом искусстве образы Иисуса и Иуды. Его кисти принадлежит классическая интерпретация евангельского сюжета — Тайной вечери, последнего ужина Хрис­та со своими учениками-апостолами. Сохранилась историческая байка о том, как Леонардо искал натурщиков для этой фрески.

Тайная вечеря- история одной картины

Тайная вечеря- история одной картины

Для Спасителя он выбрал церковного хориста — молодого чело­века с просветленным лицом. А через 3 года встретил его снова, уже потре­панного жизнью, и, не узнав, понял, что хорошо бы с него написать Иуду.

Где-то я вас видел…» — сказал ему художник. «А вы с меня Христа писали!

Словом, Леонардо, как и все его современники, отдал дань религиозным сюжетам. Но его евангельские герои не были бесте­лесными духами. Как и положено мыс­лителю эпохи Возрождения, он не сты­дился человеческого начала ни в людях, ни в полубогах, ни в ангелах.

А во что верил Леонардо? В моло­дости и в зрелые годы его считали без­божником. Он вел себя почти как аскет и подвижник, но не любил церковных стен, почти не посещал богослужений. Один из биографов великого художни­ка — Джорджо Вазари — утверждал, будто в старости просветленный, муд­рый Леонардо обратился к Богу, стал больше рассуждать о Евангелии и чаще молиться. Но это вряд ли.

У Леонардо была своя вера — в человека, в позна­ние. Он не считал католическую вер­сию сотворения миров единственно верной. И верил, что человек должен стремиться к совершенству, к внут­ренней сосредоточенности, а не ждать явления мессии, который построит рай на земле. Поэтому среди покровителей Леонардо было так немного искренних церковников.

Соратник Чезаре Борджиа

Леонардо ставил себя выше мелкой человеческой нравственности. Несколь­ко лет он служил герцогу Чезаре Борджиа — человеку кровожадному, коварно­му и непомерно властолюбивому. Герцог постоянно воевал, сколачивая империю, и Леонардо создавал для него фантасти­ческие военные механизмы, разъезжая по крепостям Италии с бумагой, соглас­но которой Борджиа предоставлял ему неограниченные полномочия.

Чезаре Борджиа

Чезаре Борджиа

Вряд ли он уважал герцога, но сотрудничество с ним помогало гению быстрее и глубже раскрыть свой дар. Не исключено, что Леонардо создавал и фальшивые святыни для католических бонз, например всяческие копии Туринской плащаницы с ликом Христа. Они привлекали сотни тысяч фанатиков, за создание таких «фальсификатов» хорошо платили, а Леонардо нуждался в быстром и боль­шом заработке. Ведь, когда речь заходи­ла о серьезном творчестве, он неохотно брался за заказы, а потом тяжело рас­ставался с ними.

Например, знаменитую «Мону Лизу» он не отдал ни самой Лизе Герардини, ни ее состоятельному суп­ругу, торговцу шелком Франческо дель Джокондо. Он десятки лет возил шедевр из города в город, размышляя над соб­ственным творчеством… Таково было кредо Леонардо:

Работа художника ни­когда не может быть закончена, а может быть только заброшена.

Стремление к совершенству мешало ему поставить точку в каждом начинании. Многие его проекты так и остались незавершенны­ми, и Леонардо это только радовало. Он, как истинный гений, получал наслажде­ние от творческого процесса, а не от ре­зультата. А уж сколько замыслов роилось в его голове! Даже представить трудно.

Знаменитую «Мону Лизу» да Винчи не от­дал ни самой Лизе Герардини, ни ее состоятельному супругу, торговцу шелком Франческо дель Джокондо.

Куда там Нострадамусу!

Только по прошествии веков, раз­бирая архив Леонардо, потомки убеди­лись, что великий мечтатель разработал прообраз и современного вертолета, и прожектора, и пулемета, и даже танка. Выдающемуся художнику принадлежит и изобретение велосипеда: да-да, в его бумагах нашелся и такой чертеж. Он явно обладал даром видеть будущее, иначе как бы он смог предсказать, что:

Люди будут ходить, и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит.

Согласитесь, тут явно угадываются и железная дорога, и Интернет. А еще он предвидел полеты в космическое пространство и мировые войны. Куда там Нострадамусу!

Кто знает все, тот может все,

— вы­водил Леонардо на странице дневника своим странным, вывернутым почерком принцип, которому следовал неуклонно. Он специально зашифровывал многие свои озарения, писал то слева направо, то справа налево, использовал кодовые знаки…

Чтобы остаться самым таин­ственным человеком в истории, нужно иметь вкус к тайнам. И Леонардо не лю­бил легко открываться, его суть всегда за семью печатями. Многие его записи не расшифрованы до сих пор!

Леонардо да Винчи и король Франциск I

Под конец жизни он оставил Италию, воспользовавшись гостеприимством французского короля Франциска I. Да Винчи присвоили титул «первый худож­ник, инженер и архитектор короля» и отвели для него поместье Ле-Клу, куда часто наведывался монарх, оказывая честь Леонардо, которого считал в пер­вую очередь самым мудрым человеком на земле. Говорят, король даже подра­жал да Винчи — копировал его бороду и манеру одеваться.

В то время великого живописца уже не так увлекало искусство. Он проекти­ровал систему каналов, предлагал новые конструкции крепостей и радовал монарха механическими львами. Но лучшие свои работы он создал на родине, в Ита­лии. Для добродушного французского короля Леонардо сделал не так уж много. Тем не менее, сам Франциск I и его при­ближенные считали художника сверх­человеком. Но к 65 годам он одряхлел. Силы гиганта иссякали. Леонардо умер 2 мая 1519 года, когда ему было 67 лет.

Чезаре Муссини. Франциск I, король Франции, у постели умирающего Леонардо да Винчи. 1828

Чезаре Муссини. Франциск I, король Франции, у постели умирающего Леонардо да Винчи. 1828

Где похоронен Леонардо да Винчи

Похоронили гения в галерее церк­ви Сен-Флорантен с такой эпитафией: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Фран­цузского королевства». Увы, монастырь разграбили во время гугенотских войн, а в начале XIX века снесли и церковь с могилой Леонардо. Вечной оказалась только слава великого флорентийца.

Ребусы Davinci для герцога

Один из меценатов Леонардо — правитель Милана Лодовико Сфорца — очень любил загадки, которые ему загадывал художник. Главным об­разом потому, что их было очень интересно, хотя и трудно отгадывать. Догадайтесь, например, о ком тут идет речь:

Много будет таких, кто будет све­жевать свою мать, переворачивая на ней ее кожу.

Что это — апокалиптичес­кое предсказание? Вовсе нет: речь идет о хлебопашцах, возделывающих матушку-землю. А как вам такая загадка:

Многие, слишком поспешно выпуская дыхание, потеряют зрение, а вскоре и все чувства?

Испугались? Зря, ведь это высказывание — о тушении свечей перед ночным сном.

 

Оставить комментарий