Двуязычные дети могут иметь конкурентные преимущества.
В прошлом ученые считали, что изучение второго языка может негативно сказаться на академическом развитии ребенка, но сегодня общепризнано, что двуязычные дети обладают когнитивными преимуществами.
“Неудачные исследования 1930-х, 40-х и 50-х годов, которые с тех пор были серьезно дискредитированы, привели к ошибочному мнению, что двуязычие может негативно сказаться на успеваемости ребенка”, – сказал доктор Фрейзер Лаухлан, почетный преподаватель Школы психологических наук и здоровья Университета Стратклайда.
“Несколько исследований, проведенных с тех пор, в частности основополагающее исследование Ламберта в 1962 году, показало, что двуязычие не несёт никаких недостатков детям, а даже напротив, может быть полезным в отношении конкретных языковых и когнитивных навыков: избирательного внимания, метаязыковой осведомленности, творческого и гибкого мышления (включая решение проблем) и кратковременной памяти.”
В исследовании, проведенном под руководством Лаухлана, приняли участие учащиеся начальных классов из Шотландии, которые обычно изучают гэльский и английский языки одновременно, и Сардинии, которые знакомятся с итальянским и сардинским языками. В ходе исследования, проведенного совместно с коллегами из Университета Кальяри, были измерены когнитивные различия между одноязычными и двуязычными детьми. Из 121 участника 62 были двуязычными, и именно они более успешно выполнили поставленные задачи. Сравнивая детей, говорящих на сардинском и гэльском языках, исследователи обнаружили, что чем старше ребята, тем более успешны они были в выполнении заданий.
“Мы думаем, что этот результат был обусловлен тем фактом, что дети, говорящие на гэльском языке, имели преимущество формального образования на втором языке-все они посещали гэльскую среднюю школу — в то время как сардинские дети говорят на своем втором языке только дома или вне школы. Кроме того, Сардинский язык имеет в основном устную традицию и нет согласованной стандартизированной формы языка”, – пояснил Лаухлан.
Эллен Белосток, работающая в Йоркском университете в Торонто, Канада, провела обширные исследования на эту тему и предположила, что двуязычие способствует развитию ребенка.
Чтобы быть полностью двуязычными, дети должны изучать свой второй язык одновременно с основным. “Таким образом, они будут “сбалансированными билингвами”и чем раньше, тем лучше”, – объяснил Лаухлан. “Есть данные исследований, свидетельствующие о том, что билингвы изучают другие языки легче, чем одноязычные, и есть также аргумент, что билингвы более культурно осведомлены и открыты для других языков и культур по сравнению с одноязычными.”