Главная » ИСТОРИЯ » Мифы о рыцарях: к черту благородство

Мифы о рыцарях: к черту благородство

Образец нравственности и благочестивого героя или законченный негодяй в неподъемных доспехах – кто он, настоящий рыцарь Средневековья? Мы попробуем прояснить мифы о рыцарях в нашей статье.

Мифы о рыцарях

Мифы о рыцарях

Кто такой рыцарь

Для начала стоит отметить, что мужчины в доспехах существовали и до эпохи Средневековья. Само слово «рыцарь» произошло от немецкого олова ritter – «всадник». Поэтому определим первый постулат: у рыцаря должен быть конь. Это подтверждает и французский аналог chevalier, ведь cheval дословно переводится как « лошадь».

Но и от обычного всадника его отличают важные детали. Например, глубокое седло и длинные стремена, чтобы понизить центр тяжести. Таким образом, равномерно распределялся вес доспеха, а глубокое седло ко всему прочему помогало принять нагрузку от копейного удара. И да, главное оружие рыцаря именно копье, а не меч, как многие привыкли думать. Доспехи рыцаря были снабжены шпорами, так как другой возможности управлять скакуном у него не было.

Подытожим, рыцарь – это тяжеловооруженный всадник с копьём на специфическом седле со стременами и шпорами. С этим разобрались.

Само рыцарство возникло в VIII веке у франков в связи с переходом от народного пешего войска к конному. С течением времени рыцарство превратилось в привилегированное военное сословие, которое ко всему прочему еще и обладало собственной землей. К XII веку почти все дворянское сословие, вплоть до королей, проходит рыцарский обряд посвящения, а к XIII веку понятия «рыцарь» и «дворянин» становятся синонимами.

За период эпохи Средневековья рыцарство обзавелось кодексами, множеством ритуалов, сложным обрядом инициации и геральдикой, став своего рода братством. Впрочем, ни для кого не секрет, что на коня и доспехи необходимы средства (и средства немалые), так что в какой бы стране ни встретили всадника, по его уникальным доспехам, копью, а также гербу на щите можно было понять, что он именно рыцарь.

Качества рыцаря

После наполеоновских походов, когда было разграблено большинство оружейных коллекций, в XIX веке началась эпоха возвращения к истокам. Украденные доспехи возвратились на законное место, а вот образ средневекового воина пришлось восстанавливать с нуля. Рыцарство одновременно стало предметом, как научного исследования, так и романтическим образом для куртуазных новелл, став, в свою очередь, тем самым примером идеального мужчины и заступника.

Качества рыцаря

Качества рыцаря

Влияние церкви и поэзии сформировало характеристики и особенности, достойные «классического» рыцаря: мужественный, сильный, бесстрашный, готовый отдать жизнь за простолюдинку и католически веру.

В наше же время этот романтический образ закрепил мировой кинематограф, который аналогично готов грешить исторической достоверностью в пользу красочной картинки, сюжета и кассовых сборов.

Мифы о рыцарях: разоблачения

Образ галантности

Истории о благородном и галантном рыцаре, что взбирается на верхушку башни, дабы поцеловать руку принцессы, не имеют ничего общего с действительностью. На деле они были те ещё сумасброды. Обладая не только физической, но и финансовой и политической силами, рыцари дозволяли себе унижать, избивать, грабить и даже насиловать крестьян. Ведь что мог противопоставить уставший в поле простолюдин облаченному в доспехи профессиональном воину?

Так что благородством они явно не отличались. Лишь к XIII веку стали появляться тексты, описывающие обряды и благородные рыцарские принципы как хоть какой-нибудь ограничитель рыцарского бесчинства. Вот несколько пунктов из реального рыцарского кодекса «Мир Божий», предложенные епископом Варином из Бове:

  • не красть у крестьян скот (но убивать чужих животных вроде коров и мулов можно ради пропитания);
  • не быть слишком жестокими с сельскими жителями;
  • не жечь чужие дома (без веской причины);
  • бить женщин, только если они совершают проступки против рыцаря;
  • воздерживаться от засад на безоружных рыцарей.

Последнее правило действует только в период от Великого поста до Пасхи.

Тяжелые доспехи и подъемный кран

Начнём с самого распространенного и старого мифа, который можно было даже застать в школьных учебниках истории. Рыцарский доспех был настолько тяжелым, что владелец мог едва пошевелиться, а чтобы взобраться на коня, так и вовсе сооружали целый подъёмный кран.

Впервые подъёмник появился в фильме «Король Генрих V» (1944), когда актера и по совместительству режиссера картины Лоуренса Оливье посадили на лошадь вот таким замысловатым способом. Вы, возможно, задаетесь вопросом: разве нельзя было посоветоваться с экспертом? Вообще-то Оливье обратился за помощью к мастеру Оружейной палаты Тауэра, сэру Джеймсу Манну, чтобы воссоздать доспех. И тот с радостью помог, но когда увидел эту сцену на экране, пришел в шок – об этом его никто не спросил.

Тяжелые доспехи рыцаря...и коня

Тяжелые доспехи рыцаря…и коня

На деле полные рыцарские доспехи при среднем весе 15-25 кг комфортно распределяются по телу, поэтому передвигаться, бороться и даже взбираться на коня не составит никакой проблемы. Некоторые рыцари даже могли в них пройтись колесом и выполнять другие акробатические трюки, не то, что подняться с земли.

Впрочем, реальное основание у мифа все же есть – турнирные доспехи, которые во времена позднего Средневековья были специально утяжелены в области груди. Некоторые сочленения так и вовсе были сварены вместе, что делало всадника неповоротной консервной банкой – всё ради безопасности. Да, турнирный доспех был значительно тяжелее боевого, однако даже для них никаких кранов не использовали, максимум табуретка.

Рыцари ходили прямо под себя

Годом ранее мы уже рассказывали, что убеждение о грязном Средневековье – это поверхностное заблуждение, растиражированное интернетом. Да, с гигиеной в Западной Европе сложности и вправду были, но возводить мысль в абсолют, что народ поголовно не мылся и ходил под себя (тем более знать), – это равносильно сказкам.

На деле, чтобы приспустить штаны, доспех было необязательно снимать. Причем это касалось всех видов брони, так как любой кузнец понимал функционал и потребности воина.

Другой разговор, когда биологические потребности застигли рыцаря в затяжном походе или при осаде замка. Конечно, мог сыграть и психологический фактор в виде страха, однако в процессе войн лагеря частенько сталкивались с болезнями. Дизентерия не была исключением, поэтому не стоит удивляться, если рыцарь попал в неприятное положение… Впрочем, таковы превратности войны.

Личный замок

Следующий романтизированный атрибут любого рыцаря – это персональный замок, в который привезут спасенную от дракона принцессу. Увы, постройка замка могла обойтись даже для знати в очень круглую сумму, не говоря уже о времени, которое придётся потратить на его возведение.

Средневековый замок

Впрочем, как мы заметили выше, у рыцарей во владении была собственная земля, и вот уже на ней располагалась одна, другая личная деревня да своя усадьба, в покоях которой после дня службы мог отдохнуть милорд.

Замки же начали массово появляться в Западной Европе лишь в X веке, и даже спустя два столетия, когда тенденция достигла своего расцвета, в Англии на несколько тысяч рыцарских имений было построено всего лишь 179 баронских и 93 королевских замка.

В турнирах участвовали ради поцелуя

Служение прекрасной даме и ее поцелуй победителю турнира – очередное литературное клише. На деле войны ввязывались в турниры по двум причинам: во-первых – это чертовски весело, а во-вторых – это чертовски прибыльно.

Так до наших дней сохранилась история XIII века о турнире в Нордхаузене, когда маркграф Мейсона Генрих III объявил турнир и поставил искусственное дерево с драгоценными листьями. За каждое сломанное копье о противника всадник получал серебряный листок, а за выбитого из седла – золотой. За несколько дней турнира рыцарь мог неплохо так набить карманы.

Фрэнк Дикси прекрасная дама

Картина Фрэнка Дикси “Прекрасная дама”

Историк Уилл Маклин составил подробный список фигурирующих турнирных наград: драгоценные монеты и камни, кольца с бриллиантами, кубки и многое другое.

К слову, как бы парадоксально это ни звучало, но турниры частенько проходили без участия скакуна. Собирали две пешие команды, которые бились стенка на стенку. Условия знакомы вам еще со шкального двора: победила та команда, чей участник остался на ногах последним. Муляжи оружия, кстати, воины игнорировали – понарошку скучно, так что без эксцессов не обходилось.

В общем, женщины стояли далеко не на первом месте. Однако образ прекрасной дамы появился в турнирной культуре небезосновательно. Рыцари представляли прекрасную даму как воплощение лучших человеческих качеств: красоты, грации, ума и сострадания, а потому и место на турнире ей тоже нашлось. Во время турнира рыцари могли прикрепить к шлему перчатку или прибить к щиту табличку, воспевая образ любимой женщины.

 

Оставить комментарий