Главная » ИСТОРИЯ » Интересные факты Андрея Рублева

Интересные факты Андрея Рублева

Имя иконописца Андрея Рублева лишь трижды упоминается в летописях. Но это не помешало Андрею Тарковскому отразить интересные факты Андрея Рублева и снять о нем размашистое, изобилующее деталями трехчасовое кино.

Интересные факты Андрея Рублева

Интересные факты Андрея Рублева из фильма, мало имеют общего с реальностью

Средневековый интеллигент

Идею фильма о Рублеве изначально вынашивал Василий Ливанов. И собирался играть средневекового художника сам. Он рассказал про свою задумку Андрею Тарковскому и Андрею Кончаловскому. Загоревшись, те сразу решили написать сценарий ленты. Вот только Ливанова от главной роли соавторы ненавязчиво оттерли. Им был милее Иннокентий Смоктуновский, однако он оказался занят – снимался в «Гамлете». Позвали Станислава Любшина, тот уже считал, что роль у него в кармане, как вдруг авторы наткнулись на малоизвестного тогда Анатолия Солоницына и сочли его кандидатуру лучшей.

Худсовету Солоницын не понравился, и все же Тарковский отстоял своего протеже, так как времена стояли «оттепельные», и студийное начальство относилось к строптивым кинематографистам снисходительно. Тем более за скудостью биографических подробностей образ героя можно было трактовать в широких пределах. И Тарковский, апологет авторского кино, собирался с помощью выбранного им актера воплотить этот образ согласно своим представлениям. Каковые с самого начала не предусматривали соблюдения исторической достоверности и следования фактам.

Первоначальное название фильма – «Страсти по Андрею». В представлении постановщика Рублев – растерянный художник, искушаемый соблазнами, остро ощущающий свою греховность. Его мятущийся дух и авторская индивидуальность постепенно укрепляются по мере переносимых жизненных испытаний и наблюдения за жестокой реальностью русского Средневековья.

Судя по всему, на самом деле Рублев был спокойным и выдержанным профессионалом, который просто делал свое дело наилучшим образом. Солоницын же играет типичного советского интеллигента, постоянно пребывающего в мучительных нравственных и творческих поисках. Играет прекрасно, но к настоящему иконописцу его Рублев не имеет отношения.

Интересные факты Андрея Рублева

Фильм начинается с пролога, в котором мужик Ефим (Николай Глазков) изобретает воздушный шар и совершает на нем полет. Разумеется, ничего подобного не было и быть не могло. Даже если какому-то гению пришла бы в голову такая идея, все равно из кож и шкур, показанных на экране, нельзя сшить герметичный и достаточно легкий пузырь для подъема в воздух хотя бы одного человека.

Ефиму же это удается, хотя он и терпит крушение из-за очевидной ненадежности конструкции. За секунду до падения аэронавта в правый верхний угол кадра нагло влезают автобусы съемочной группы – самый известный ляп картины.

Уже в первые полчаса зрителю многократно показывают пиленые дрова и доски. И это не слишком бросающаяся в глаза ошибка. Хотя пилы существовали с античных времен, в Древней Руси ими пользовались только для тонких столярных работ, а деревья рубили топором и обрабатывали теслом. В главке про события 1405 года нас знакомят с иконописцем Феофаном Греком (Николай Сергеев), которому суждено стать наставником Рублева. Поскольку он византиец по происхождению, то употребление им слова «олифа» не выглядит оплошностью. Тем не менее, на Руси это вещество все-таки называли «вареным маслом».

Благовещенский собор в Москве. Роспись Андрея Рублева

Благовещенский собор в Москве. Роспись Андрея Рублева

Также с экрана звучит слово «леса» (строительные), а надо бы – «подвязи». И слово «деньги» еще не обозначало финансы в целом, так как деньгой называлась конкретная серебряная монета.

Далее монах Кирилл (Иван Лапиков) рассуждает о таланте в современном понимании – как об одаренности. Увы, в описываемую эпоху под талантом все еще понималась греческая мера веса. Нынешнее понятие таланта пришло к нам из французской культуры в XVIII веке.

Рублев тоже хорош: уличает своего подмастерья Фому (Михаил Кононов) во лжи, используя слово «врать». Но на Руси «врать» долгое время означало просто «говорить». «Вранье» как «неправда стало речевой нормой в XIX веке.

Искушение героя

Любопытно, что в 1405 году Андрей расписывал Благовещенский собор в Москве вместе с Феофаном и Прохором-старцем. Однако последний из фильма Тарковского загадочным образом исчез.

Приступая в 1408 году с Даниилом Черным (Николай Гринько) к росписи Успенского собора во Владимире, главный герой подвергается в ночь на Ивана Купалу соблазнению бесовской оргией в селении язычников. Конечно, это выдумка сценаристов, захотевших вставить в кино пикантную сцену с толпой обнаженных мужчин и женщин, предающихся нескромным обрядам. Вот только идолопоклонницу, пытающуюся соблазнить Рублева, зовут почему-то христианским именем Марфа (Нелли Снегина). К тому же к XV веку русские язычники в окрестностях Москвы давно уже повывелись, оставшись лишь в самых глухих углах, куда не добрались православные священники.

Нелли Снегина в роли Марфы

Нелли Снегина в роли Марфы

Пытаясь скрыть от товарищей смятение после нежданного контакта с голой девушкой, наш иконописец съедает
печеную картошку из костра. Надо ли напоминать, что картофель в Европу попадет намного позже, лишь после открытия Америки?

Тем временем великий князь Московский и Владимирский Василий I Дмитриевич (Юрий Назаров) велит своим людям ослепить резчиков по камню, чтобы те не могли повторить сделанную для него искусную работу. Это типовая байка, кочующая из века в век с разными персонажами, – нам более знаком ее вариант с архитекторами Бармой и Постником, якобы ослепленными Иваном Грозным после возведения собора Василия Блаженного. Словом, очередной вымысел.

Кстати, посланец князя теряет при совершении этого злодеяния нагайку, о чем бесхитростно сообщает вслух. Проблема в том, что плети нагайки появились заметно позже, примерно в XVI веке.

Между тем брат Василия, звенигородский князь Юрий (тоже Назаров), будучи с ним во вражде, в союзе с татарским царевичем Талычем (Болот Бейшеналиев) разоряет Владимир в 1408 году. Явная нелепица. В 1408 году произошел поход Едигея на Москву. Взятие Владимира случилось в 1410-м, и Талычу помогал в этом суздальско-нижегородский князь Даниил. Василий же с Юрием вполне ладили, но режиссер хотел показать междоусобицу в худшем ее проявлении – между братьями. И бестрепетно подправил хроники.

Молчание творца

Татарин Талыч удивляет великолепным русским языком и знает слово «интересно», которое войдет в обиход лет этак четыреста спустя. И русские, и ордынцы орудуют в битве исключительно саблями, а ведь у наших бойцов тогда в основном были на вооружении прямые мечи.

Фильм Андрея Тарковского "Андрей Рублёв" (1966).

Фильм Андрея Тарковского “Андрей Рублёв” (1966).

Подвиг ключаря Патрикея (Юрий Никулин), умершею под пытками, но не выдавшего захватчикам города, куда он спрятал церковное золото, – это реальный случай, описанный близко к тому, как сказано в летописи. Рублев же в общей свалке убивает топором воина, напавшего на блаженную девицу (Ирма Рауш). А потом в искупление греха душегубства принимает обет многолетнего молчания. Любопытно, что Андрей Рублев, в самом деле, стыл великим молчальником. Правда, не из-за придуманного сценаристами убийства, а потому, что являлся приверженцем аскетического течения исихазм. Исихастов отличало стремление к созерцательности, немногословию, «внутренней» молитве, практически буддийской отрешенности от страстей.

Стоит отметить, что у Тарковского при взятии Владимира гибнет в огне иконостас Успенского собора, написанный Рублевым. В реальности, данное произведение религиозного искусства благополучно дотянуло до наших дней.

Троица Андрея Рублева. Икона

Троица Андрея Рублева. Икона

Обет Рублева затягивается до 1423 года. И лишь беспримерное деяние одаренного юноши из народа Бориски (Николай Бурляев), отлившего огромный и звучный колокол, возвращает Андрею его веру, помогает простить себя и заговорить снова. Все это отлично ложится в канон сюжета, но, к сожалению, полная выдумка. Предполагается, что духовное возрождение героя приводит его к созданию главного шедевра – «Троицы», которую показывают в финале черно-белого фильма в цвете. Весьма эффектная концовка, вот только ученые не исключают, что эта каноническая икона написана существенно раньше, в 1411 году.

Безусловно, «Андрей Рублев»: – замечательный пример кино мирового уровня: Но дыхания реальной истории в нем мало. Это не портрет эпохи и не биография знаменитого художника, а просто впечатляющая авторская фантазия по мотивам того и другого.

 

Оставить комментарий