Главная » ИСТОРИЯ » Граф Калиостро: Фильм и реальность

Граф Калиостро: Фильм и реальность

Премьера комедии Марка Захарова «Формула любви» прошла на советском телевидении 30 декабря 1984 года. Граф Калиостро пришелся зрителям по душе и фильм немедленно растащили на цитаты.

Граф Калиостро и актер сыгравший в него в фильме

Граф Калиостро и актер сыгравший в него в фильме

Воланд эпохи просвещения

Хотя граф Калиостро в самом деле побывал в России, наделав шума в петербургском обществе, экранные приключения главного героя слабо соотносятся с историческими фактами. Но и полностью выдуманными их не назовешь. Скажем так: Захаров, режиссер прежде всего театральный, творчески переосмыслил похождения авантюриста, придав им с помощью сценических условностей и акцента на диалоги черты перенесенного на пленку спектакля.

Формально в основе «Формулы любви» лежит повесть Алексея Толстого «Граф Калиостро» (1921). В ней титульный персонаж оживлял не статую, а портрет. Кроме того, он выведен явным злодеем. Данное произведение на комедию никак не тянет, оно больше похоже на мистический триллер. В итоге драматург Григорий Горин полностью переработал текст классика, оставив от него только общую фабулу. Его сценарий получился ближе по жанру к плутовскому роману.

Правда, портрет графа в фильме очень далек от эталонного образа светского пройдохи XVIII века, которому настоящий Калиостро, он же Джузеппе Бальзамо, он же Феникс, вполне соответствовал. Прототип был круглолиц, пухловат, подвижен, обходителен, обаятелен и говорлив — вылитый Чичиков, только с даром гипноза и тягой к эзотерическим фантазиям. Играющий же его Нодар Мгалоблишвили больше смахивает на булгаковского Воланда: мудрый, печальный, снисходительный к людским слабостям демон в человечьем обличье. Всегда готовый пре­подать дуракам урок, но и способный усвоить урок сам, если так лягут карты. В сущности, из общего у актера и его героя — лишь пронзительный, парализующий волю взгляд темных глаз и очаровательная манера с невозмутимым видом плести о себе всякие небылицы. К слову, в жизни артист говорил с густым грузинским акцентом, совершенно неподходящим для изображения итальянца. Так что в «Формуле любви — он говорит голосом Армена Джигарханяна.

Нога в гипсе

В начале картины титры сообщают нам, что Калиостро прибыл в Россию в 1780 году. На самом деле граф въехал в пределы нашей державы летом 1779-го. За окнами кареты героя действительно виден летний пейзаж, но судя по скошенным хлебам (причем солома на полях – машинной скирдовки), дело происходит в августе. А велики магистр объявился в стране в июне.

Забавная сцена, где гость из Европы добивается от своих спутников идеального русского произношения, конечно, вымышлена. Будучи полиглотом, Калиостро, тем не менее, слишком поверхностно владел почти каждым выученным им наречием, а русский язык ему совсем не дался.

Актеры фильма "Формула любви"

Актеры фильма «Формула любви»

Заезжий шарлатан пытается произвести впечатление на петербургскую публику своими фокусами, но наталкивается на скептицизм дворян. Например, они объясняют трюк с растворением кольца в бокале применением серной кислоты (хотя должны были называть ее в то время «купоросным маслом»).

Любопытно, что герой называет себя в кадре именно Калиостро. Между тем при въезде в Россию он выдал себя за испанского полковника Феникса. А почему Калиостро при этом носит звезду польского военного ордена Virtuti military, который учредят позже — в 1792 году, совсем непонятно.

Более сложные опыты с предсказанием будущего же заставляют аристократов поверить проходимцу. Один генерал даже просит сообщить ему, когда закончи война с османами. Но предыдущая Русско-турецкая война завершилась за шесть лет до 1780 года, а следующая начнется только семь лет спустя.

Обратите внимание на скованную походку героя. В принципе, Мгалоблишвили должен был двигаться легко и стремительно, как и его прототип. Однако актер умудрился сломать на съемках ногу. В большинстве сцен исполнителя главной роли показывают выше пояса, чтобы прикрыть гипс. А когда ноги графа таки надо было продемонстрировать, его колготы и чулки надевал композитор фильма Геннадий Гладков.

Завершение гастролей

Были ли у реального Калиостро в услужении великолепные плуты Маргадон (Семен Фарада) и Жакоб (Александр Абдулов). Увы, нет. Маргадона придумал Алексей Толстой — и у него тот эфиоп. А Жакоба ввели в сюжет «Формулы любви» в последний момент ради Абдулова, который взял Захарова в осаду и настойчиво выпрашивал у режиссера роль в фильме. Спутница же графа по имени Лоренца (Елена Аминова) — лицо историческое. Но авторы ленты зачем-то опустили тот факт, что она являлась законной женой Калиостро, и назначили ее кем-то вроде ассистентки иллюзиониста, помогающей отвлекать внимание аудитории. И она вовсе не была брюнеткой, современники часто упоминали ее красивые белокурые волосы.

Когда Маргадон читает шефу список визитов, он называет имя камер — фрейлины Головиной, которую: авантюрист обещал омолодить. Выдумка: единственная подходящая фигура в описываемой эпохе — Варвара Головина. Но в 1780 году ей исполнилось только 14 лет, и в омоложении она, очевидно, не нуждалась. Фрейлиной же барышня станет только в 1783 году.

Как бы то ни было, Калиостро вскоре приходится бежать из России, когда властям надоедают его проделки. Насчет даты отбытия графа в Европу существуют заметные разногласия. Большинство источников согласно тем, что наш герой провел в Петербурге девять месяцев и укатил восвояси в начале весны 1780 года. Но сохранились газеты, известившие об отъезде «гишпанского полковника» еще осенью.

В любом случае сезон бы сменился, а в «Формуле любви» мы видим, что граф разворачивает оглобли на фоне тех же августовских пейзажей, так и не познав знаменитых российских холодов. С собою аферист обманом увлекает юную Машу (Елена Батюшкина), на которую он положил глаз. Такого эпизода в биографии героя нет. И все же подобная ситуация имела место, когда он попытался увезти с собой в Россию свою курляндскую поклонницу Элизу фон дер Рекке, но та вовремя поняла, куда клонит похотливый маг, и порвала с ним.

Граф Калиостро и его конец

По дороге в Варшаву чародей со своей свитой попадает в поместье Алексея Федяшева (Александр Михайлов), в котором тот живет со своей практичной тетушкой Федосьей
(Татьяна Пельтцер). Алексей мается дурью, влюбившись в статую Галатеи, и читает философские вирши возвышенного содержания. Проблема в том, что цитируемое юношей с экрана стихотворение «Из стран Рождения река…» поэт Василий Григорьев напишет лишь в 1822 году.

Тетя тоже зрит в грядущее, предлагая племяннику навернуть лапши, хотя слово «лапша» войдет в обиход в XIX веке. При Екатерине II обыденное ныне блюдо называлось макаронами, поскольку импортировалось из Италии. Русские наладят собственное производство лишь при Павле I. Калиостро соглашается оживить для Алексея статую, а сам мыслит использовать возникшую в путешествии паузу для соблазнения Маши. Жакоб же западает на крестьянку Фимку (Александра Захарова), которая отчего-то все время носит платок, словно замужняя. А ведь по сюжету она еще девица и на свидание норовит прийти с дядей-кузнецом (Николай Скоробогатов) в качестве страховки от внезапного грехопадения. А еще неграмотная крестьянка знает, что Жакоб смотрит на нее в лорнет. Хотя этот оптический прибор изобретут в Англии не ранее 1780 года.

Граф Калиостро

Граф Калиостро

Дальнейшие сюжетные вехи фильма редко требуют комментария историка, зато для зрителя они самые памятные: бессмысленная, но смешная песенка «Уно моменто!», кры­латые фразы безымянного доктора в исполнении Леонида Броневого («Кали доктор сыт, так и больному легче», «Видел я их Италию на карте: сапог сапогом»), оживление статуи, дуэль Алеши и графа…

Только в самом конце вылезает заметный анахронизм. Тетушка Федосья сообщает Калиостро, что его ищет какой-то штабс-капитан. Но чин штабс-капитана появится в русской армии еще не скоро, в 1798 году. Также доктор успевает сообщить зрителям, что авантюрист вернулся в Рим в 1791 году и сдался властям, упекшим того за решетку до самой смерти. Но на деле наш герой попал в тюрьму раньше, в 1789-м. И не по своей воле: его предал один из последователей.

Что ж, фильм заканчивается для графа на невеселой ноте. Но знай, великий маг, что о нем снимут такое чудесное кино, как «Формула любви», счел бы он эту ноту грустной?

Оставить комментарий